Конспект учебного занятия по ЕН.04. Новые информационные технологии
Конспект учебного занятия по ЕН.04. Новые информационные технологии
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
а) демонстрация презентаций; б) создание документа; в) переадресация данных;
г) ввод текста; д) редактирование текста.
5. ... документа производится путем копирования, перемещения или удаления выделенных символов или фрагментов текста.
а) форматирование; б) редактирование;
в) создание г) сохранение.
6. ... документа производится путем выполнения преобразований, изменения внешнего вида документа, оформление отдельных символов и абзацев, страниц, изменение длины строки, межстрочное расстояние, изменение шрифта и т.д.
а) форматирование; б) редактирование;
в) создание г) сохранение.
7. .. - простейший способ организации данных в компьютере.
а) таблица; б) табличный файл; в) текстовый файл.
8. Место активного воздействия на рабочее поле отмечается ...
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:
• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно— педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Приоритеты и проблемы в развитии новых информационных технологий в образовании.
Информационные и коммуникационные технологии по признанию специалистов являются одним из приоритетных направлений науки и техники, которые в XXI веке станут решающими, критическими.
Под критическими понимают такие технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок, дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем развития и прогресса.
В образовании роль критических несомненно принадлежит базовым информационным технологиям, т.е. таким, которые являются основой образовательных технологий, использующих средства информационно-вычислительной техники и в совокупности образующих технологическую инфраструктуру учебного заведения.
Критические образовательные технологии обеспечивают создание на основе инфраструктуры корпоративных телекоммуникационных сетей образовательных учреждений распределенных баз образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре могут использоваться в любом месте образовательного пространства, в том числе и в процессе реализации идеологии дистанционного образования.
В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются:
– реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;
– системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
– построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.
Важным и эффективным условием прогресса любого общества являлось и является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Именно единые информационные пространства исторически в значительной степени способствовали ускорению развития всего человечества в целом, являлись решающим фактором совершенствования цивилизации во всех сферах (духовной, профессиональной, телесной, культурной и других). Обмен знаниями, объединение усилий по дальнейшему познанию природы, по развитию науки, техники, культуры — всё это способствует эффективному повышению материального уровня. Поэтому создание единого интерактивного информационного пространства можно считать стратегической целью внедрения современных и перспективных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.
Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.
Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:
– повышения эффективности и качества процесса обучения; – интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях; – сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых; – повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом; – интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.
Специалисты так формулируют основные направления и проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства:
1. Техническое оснащение учебных заведений является одной из первоочередных задач, решение которой сдерживается в основном организационно-экономическими факторами, связанными с тем, что "малая" информатизация оказывается неэффективной, а "большая" — чрезмерно дорогостоящей, не дающей сиюминутной отдачи. Все более актуальной становится проблема реализации образовательных информационных технологий в инвариантных средах и стандартах.
2. Организация подготовки специалистов. Нехватка специалистов в области новых информационных технологий (особенно — сетевых технологий) усугубляется процессами их "вымывания" из сферы образования в коммерческие и другие структуры, что особенно характерно для стран с переходной экономикой.
3. Организационные мероприятия. Создание единой системы информационных ресурсов невозможно без постоянного координирующего участия и контроля со стороны педагогической и научной общественности, выраженного в той или иной форме.
4. Перевод информационных ресурсов общества на электронные носители. Только перевод большей части накопленной человечеством информации на воспринимаемые компьютерами носители позволит создать реальные возможности доступа к этой информации всех членов общества. Совершенствование существующих технологий такого перевода остается одной их актуальных проблем развития информационных технологий.
5. Интеграция национальных информационных ресурсов в мировую информационную среду.
Еще одним перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний. Разработка соответствующих рекомендаций составляет первое направление необходимых исследований.
Второе направление исследований заключается в необходимости разработки психолого-педагогического сопровождения применения ИКТ на всех уровнях образования [19].
Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспектов очевидные негативные влияния: (I) различный, но неравноправный доступ; (II) неоправданно высокие ожидания; (III) утрата личного общения; (IV) эквивалентность диплома работе; (V) движение к международной стандартизации [20].
Неравномерное вложение средств и заинтересованность в участии в электронном обучении окажут заметное влияние на положение дел в высшем образовании. Помимо элитарных вузов, политическое влияние которых достаточно прочно (за счет богатых выпускников и солидных фондов), остальные учреждения высшего образования окажутся в очень уязвимой позиции. Только те вузы, которые планомерно инвестируют в электронное обучение, постоянно создают программы и вступают в партнерские отношения, успешно переживут это десятилетие [21].
Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности, фундаментализация образования на всех его уровнях; реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями
Обобщение.
Итог учебного занятия.
Фронтальная обобщающая беседа.
- Что такое НИТ?
- Чем отличаются НИТ от ИКТ?
- Каковы приоритеты использования НИТ в образовании?
Задание на дом.
http://phys.bspu.by/static/lib/inf/posob/stu_m/glaves/glava3/gl_3_3.htm , опорный конспект в рабочих тетрадях
Вариант 1 Тест по теме: Работа в Word. Редактирование и форматирование текстового документа
Вопрос №1: Текстовый редактор - программа, предназначенная для...
Выберите один из вариантов ответа:
создания, редактирования и форматирования текстовой информации
работы с изображениями в процессе создания игровых программ
управление ресурсами ПК при создании документов
автоматического перевода с символьных языков в машинные коды
Вопрос №2: В ряду "символ" - ... - "строка" - "фрагмент текста" пропущено:
Выберите один из вариантов ответа:
"слово"
"абзац"
"страница"
"текст"
Вопрос №3: Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой:
Выберите один из вариантов ответа:
задаваемыми координатами
положением курсора
адресом
положением предыдущей набранной букве
Вопрос №4: Курсор - это
Выберите один из вариантов ответа:
устройство ввода текстовой информации
клавиша на клавиатуре
наименьший элемент отображения на экране
метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры
Вопрос №5: При наборе текста одно слово от другого отделяется:
Выберите один из вариантов ответа:
точкой
пробелом
запятой
двоеточием
Вопрос №6: В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:
Выберите один из вариантов ответа:
Гарнитура, размер, начертание
Отступ, интервал
Поля, ориентация
Стиль, шаблон
Вопрос №7: Меню текстового редактора - это:
Выберите один из вариантов ответа:
часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом
подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа
своеобразное "окно", через которое текст просматривается на экране
информация о текущем состоянии текстового редактора
Вопрос №8: Редактирование текста представляет собой:
Выберите один из вариантов ответа:
процесс внесения изменений в имеющийся текст;
процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
Вопрос №9: Какие бывают виды форматирования? (Возможно несколько вариантов ответа).
Выберите несколько вариантов ответа:
Символа
Книги
Бумаги
Абзаца
Правописания
Вопрос №10: Установите последовательность действий использования формата по образцу.
Укажите порядок следования вариантов ответа:
Поставить курсор на абзац по формату которого будет производиться форматирование
Выбрать инструмент кисть
левой кнопкой мыши щелкнуть по нужному абзацу
Указатель мыши примет вид кисточки
Вариант 2
Тест по теме «Текстовый редактор»
Выберите правильный ответ:
1. Для обработки текстовой информации на компьютере используются приложения общего назначения ....
а) текстовые редакторы; б) табличные процессоры;
в) системы проектирования
2. Программы создающие текстовые файлы без элементов форматирования...
а) текстовые редакторы; б) текстовые процессоры; в) издательские системы.
3. Основными элементами текстового документа нельзя назвать:
а) демонстрация презентаций; б) создание документа; в) переадресация данных;
г) ввод текста; д) редактирование текста.
5. ... документа производится путем копирования, перемещения или удаления выделенных символов или фрагментов текста.
а) форматирование; б) редактирование;
в) создание г) сохранение.
6. ... документа производится путем выполнения преобразований, изменения внешнего вида документа, оформление отдельных символов и абзацев, страниц, изменение длины строки, межстрочное расстояние, изменение шрифта и т.д.
а) форматирование; б) редактирование;
в) создание г) сохранение.
7. .. - простейший способ организации данных в компьютере.
а) таблица; б) табличный файл; в) текстовый файл.
8. Место активного воздействия на рабочее поле отмечается ...