Ход урока.
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ | ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ |
I. Организационный момент. Приветствие. - Ребята прежде, чем начать урок предлагаю улыбнуться своему соседу по парте. Молодцы! Теперь мы с вами начинаем урок с хорошего настроения. | Внимательно слушают. Улыбаются друг другу. | |
- Ребята, а вы знаете, что такое «бит»? Бит – это единица измерения информации. Я сегодня буду измерять ваши знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный ответ (приложение 1). Чем больше битов вы получите, тем выше будет оценка за урок. | Затрудняются с ответом. | |
II. Повторение и актуализация опорных знаний. - Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! (слайд 1). О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Хорошо. Сейчас 5 ребят проверят свои знания по изученной теме с помощью теста (приложение 2), а с остальными ребятами поработаем коллективно (слайд 2). Работа с классом: Фронтальный опрос: 1.Какие информационные действия вы знаете? Назовите их. 2.Где человек хранит информацию? 3. Что используют для хранения информации? 4. Объясните своими словами, что такое носители информации. Оценить правильные ответы в «1 бит» Молодцы! | Отвечают: - О хранении информации, информационных носителях. Выходят 5 учащихся, которые не имеют оценок за прошлый урок, садятся за отдельные столы и выполняют тест. Отвечают на вопросы: - получение, передача, хранение и обработка информации; - в своей памяти, книгах, справочниках, на компьютере;
- носители информации; - любой материальный или электронный объект, используемый для хранения информации. | |
Проверка домашнего задания. - Покажите носители информации, которые вы нарисовали дома. - Посмотрите рисунки друг у друга. - Молодцы. Спасибо. Дать по 1-2 бита всем, кто нарисовал носители информации. | Учащиеся показывают свои носители. | |
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Вам предложен набор предметов (слайд 3). Назовите предметы, которые являются носителями информации? - Молодцы! (получают 2 бита, если без ошибок, 1 бит, если были ошибки) | Примерные ответы учеников: - блокнот, книга, диск, дискета, кассета, кинопленка. | |
Физ. пауза: Ребята, а теперь немножко отдохнем. Посмотрите, пожалуйста, на доску и повторяйте упражнения (слайд 4). | Выполняют упражнения | |
Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». На доске вы видите ребус, разгадав его вы, узнаете тему нашего урока (слайд 5). | Ребята разгадывают ребус. Называют тему урока: Передача информации. | |
III. Объяснение нового материала. (слайд 6) - Как вы думаете, что мы должны выяснить о процессе передачи информации? За правильные ответы получают 1 бит. (Если не скажут дети, то скажет учитель). Раздать заготовку для опорного конспекта детям (приложение 3). И первое что мы сделаем, это выясним, как происходит процесс передачи информации (слайд 7). Кто желает выйти к доске, записать первый раздел? Остальные вписывают в свой опорный конспект схему. | Примерные ответы учащихся: Нам нужно узнать, кто передает информацию, кто получает информацию, как можно передать информацию. Один ученик выходит к доске и записывает в первый сектор название раздела. Остальные ученики записывают в свою схему. | |
Фронтально – вопросы: 1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию? Молодцы. Впишите, пожалуйста, несколько вариантов в свою схему. Кто желает выйти к доске записать несколько вариантов на общей схеме? (вызвать желающего) | Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: Общение людей по телефону, на уроках, в школе, слушаем новости по телевизору или радио. Один ученик выходит к доске и записывает свои варианты в первый раздел схемы. | |
2. Ребята, а как вы думаете, что мы должны записать во второй раздел нашей схемы. Хорошо, тогда ответьте на вопрос: - Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? А как можно назвать эти стороны? За правильные ответы получают 1 бит. Молодец, правильно! Действительно, тот, кто передает информацию, называется – источником информации, а кто получает - приемником. | Затрудняются с ответом. Отвечают: - две стороны; - одна сторона, которая передает, другая, которая получает информацию. | |
Действительно, люди постоянно участвуют в процессе передачи информации (слайд 8). Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию. Хорошо. Так что же мы должны записать во втором разделе нашей схемы? Вызвать одного учащегося, записать этот раздел на доске. Остальные записывают в свою схему. | Приводят примеры из жизни: - я звонил своему другу по телефону, чтобы узнать домашнее задание; - мама оставила мне записку, чтобы я сходила в магазин. Отвечают: Кто является участниками процесса передачи информации. Записывают второй раздел в схему. | |
3. Кто-нибудь догадался, о чем дальше пойдет речь? За правильный ответ получают 1 бит. А как вы думаете, ребята, сколько может быть источников информации и приемников в процессе передачи? А какие вы можете привести примеры передачи информации и назвать способ? (спросить желающего) Правильно. В первом случае у нас, сколько источников и сколько приемников информации? А во втором случае? Как вы думаете, существуют ли другие способы? Может ли быть несколько источников – один приемник, приведите пример? (слайд 9) (спросить желающего) - Совершенно правильно. Молодец! | Отвечают: - способы передачи информации; Отвечают: несколько источников и несколько приемников. Примерные ответы: - учитель рассказывает ученикам новую тему; - разговор по телефону двух друзей; Ответ: 1 источник – несколько приемников; 1 источник – 1 приемник; - да; Ответ: - например, когда я готовил реферат по истории, то пользовался несколькими источниками информации (книги, энциклопедия, интернет) | |
За правильный ответ, получают по 1 биту. Запишите в свою схему название третьего раздела и все три способа передачи информации. Вызвать одного учащегося к доске, остальные в своих опорных конспектах. | Один ученик выходит к доске и записывает стилус – мышью третий раздел. Остальные записывают в своих конспектах. | |
4. Ребята, а с помощью чего можно передать информацию? Правильно. А как назвать все, что вы сейчас перечислили? За правильный ответ получает 1 бит. Верно, все это средства передачи информации или еще их называют информационными каналами связи (слайд 10). Действительно, люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач. Запишите, пожалуйста, средства передачи информации в следующий раздел опорного конспекта. Вызвать одного ученика к доске, записать раздел в схему. | Отвечают: - с помощью писем, книг, записок, телефона, интернета; Отвечают: - средства передачи информации. Один ученик выходит к доске записывает 4 раздел в схему, остальные у себя в конспектах. | |
5. А сейчас посмотрите на доску, что вы там видите? (слайд 11). (На экране даны части изображения схемы передачи информации). Подумайте, что можно с этими изображениями сделать? | Смотрят на доску, думают. Ответ: надписи источник информации, приемник информации, информационный канал; Ответ: - составить схему; | |
- Верно. Давайте попробуем составить схему передачи информации. Я приглашаю одного ученика это сделать на доске, а все остальные на компьютере выполнят практическую работу по составлению схемы. Ребята рассаживайтесь за компьютеры по 1 человеку. Задание: вам нужно составить схему передачи информации в текстовом процессоре Microsoft Word c помощью объемных фигур, которые находятся на панели рисования. Если возникнут затруднения, поднимите руку. | Один ученик выходит к доске и составляет схему (путем передвижения фигур стилус – мышью). Садятся за компьютеры и выполняют практическую работу. | |
- Сравните, пожалуйста, свои схемы со схемой на доске. Давайте обсудим, как должна выглядеть схема передачи информации (спросить одного ученика)? Правильно. А теперь сравните свой вариант схемы с правильным вариантом (слайд 12). - У кого схема получилась такая же, как на экране? Молодцы. Другого варианта быть не может. За правильно составленную схему получают по 1 биту. Кто сделал неправильно, исправляйте свои ошибки. Вызвать 1 ученика записать на доске раздел - схема передачи информации и нарисовать схему. Остальные записывают в своих опорных конспектах. | Сравнивают свою схему со схемой на доске. Отвечает: - источник информации, информационный канал, приемник информации. Исправляют ошибки. Один ученик выходит к доске и стилус –мышью записывает в схему последний раздел. Остальные ребята записывают в своих опорных конспектах. |
|
Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой: Источник – объект, который передает информацию. Приёмник – это объект, который получает информацию. Информационный канал – это средство передачи информации. Важно, чтобы в процессе передачи информация передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами (слайд 13). Хорошо. | Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения. Приводят примеры. Например: - когда при разговоре двух людей встревает третий человек; - при игре в сломанный телефон. | |
IV. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний. Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. Всего 3 группы. У каждой группы на столе лежат задания. Все группы должны сами прочитать задания и выполнить их. Первый информационный стол (приложения 4,5). Второй информационный стол (приложение 6). Третий информационный стол (приложение 7). На выполнение каждого задания дается 2 минуты. По истечении времени группы меняются местами по часовой стрелке и так до тех пор, пока группы не вернутся на свои места. Затем каждая группа, должна проверить те задания, которые окажутся на их первоначальном столе. И высказать свое мнение по поводу выполнения данного задания всеми группами, есть ли ошибки, если да, то какие. Обосновать свое решение. Если группа, которая выполняла это задание не согласна с мнением ребят, то она может вступить с ними в диалог и доказать свою точку зрения. За правильно выполненные задания каждый участник группы получает по 1 биту. За правильно проверенное задание, и тактичное высказывание получают по 2 бита. | Выполняют задания по группам. Высказывают свое мнение по поводу выполненных заданий, вступают в диалог с другими группами. | |
V. Итог урока Итак, давайте ответим на вопросы и выделим самое важное из пройденного материала (слайд 14). 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке? 2. Назовите участников этого процесса? 3. Как называются средства передачи информации? Хорошо. | Примерные ответы: - процесс передачи информации; - источник, приемник; - информационным каналом. | |
Сегодня за урок каждый получил биты. Пять учеников с наибольшим количеством бит получат «5». Запишите в рабочую тетрадь полученное число своих битов. Я переведу ваши биты в оценки за урок. Биты положите в тетрадь и сдайте. | Записывают число бит в тетрадь.
Сдают тетради учителю. | |
VI. Домашнее задание: (слайд 15) 1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи. 2. Работа с учебником: § 6 стр. 41-45 3.Рабочая тетрадь: стр. 53 № 76, стр. 54 № 77 Кроссворд «Передача информации» | Записывают домашнее задание. | |
VII. Рефлексия. - Ребята, комфортно ли вам было на уроке? - Что нового вы узнали? - Чему можете научить других? - Что особенно запомнилось на уроке? - Как оцениваете свою работу на уроке? Опросить по возможности всех. - Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! (слайд 16) | Отвечают: - Я узнала, что схема передачи информации состоит из источника, информационного канала, приемника; -мне очень понравилось составлять схему на интерактивной доске; - Я теперь могу научить, всех работать с объемными фигурами в текстовом процессоре и определять источники и приемники информации в различных ситуациях. | |