Конспект урока по теме: "Теория баз данных. Классификация баз данных. Иерархическая и сетевая модель"
Конспект урока по теме: "Теория баз данных. Классификация баз данных. Иерархическая и сетевая модель"
Конспект урока по теме: "Теория баз данных. Классификация баз данных. Иерархическая и сетевая модель".
Для учащихся 10 классов
Тип урока: изложение нового материала
Учебно-воспитательные задачи:
1.Образовательные – познакомить учащихся с причинами возникновения СУБД и БД; видами БД, моделями; выработать умение строить иерархическую модель.
2.Развивающие – научить строить иерархическую модель данных, внимание, логическое мышление.
3.Воспитательные – показать роль учащихся в процессе создания БД,самостоятельность, культуру учебного труда.
Оборудование и наглядные пособия: ПК
Форма организации: урок – лекция
Ход урока:
1 этап – организационный момент
Организовываю, приветствую, проверяю наличие учебных принадлежностей.
2 этап – целевая установка
Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с двумя моделями данных.
Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам.
3 этап – изложение нового материала
Представьте себе, что вы медицинские работники школы с количество мучеников более 1000, где на каждого ученика заведена медицинская карточка, в которой зафиксированы важнейшие данные: ФИО, г/р, национальность, пол, рост, вес, домашний адрес, телефон, сведения о прививках. Представьте, что все карточки находятся в шкафу в хаотичном беспорядке. Сколько времени вам понадобится чтобы найти вашу?
Но если их разложить по ступеням классов (1…11), затем в алфавитном порядке в каждой ступени (1а, 1б,…, 11а, 11б,…), а внутри каждой ступени конкретного класса тоже в алфавитном порядке, т.е организовать картотеку, то на поиск карточки понадобиться несколько секунд.
Поиск информации также можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.
Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо в ручную, либо автоматически.
Информационно-поисковая система состоит из двух частей:
большой, специально организованной совокупности данных (она называется базой данных);
программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных)
В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных или базами данных.
Так вот, классифицированные нами медицинские данные учеников и представляют собой базу данных.
База данных – это совокупность специально организованных данных, которые хранятся на каком – либо носителе (бумаге, диске и т.п.)
СУБД – система программ, позволяющая создавать БД, обновлять хранимую в ней информацию, обеспечивающая удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска.
Современна СУБД должна также обеспечивать возможность работы с БД в глобальных и локальных сетях.
Широко используются такие БД:
информационные системы по продаже и резервированию авиа – и железнодорожных билетов;
заменяющие привычный библиотечный каталог;
электронные энциклопедии со сведениями, например, о музыкальных инструментах, шедеврах Эрмитажа, сотрудниках какого-либо учреждения и т.п.;
Устройства внешней памяти, предназначенные для хранения БД, должны иметь высокую информационную емкость и малое время доступа к хранимой информации.
В работе с СУБД возможны следующие режимы: создание, редактирование, поиск, манипулирование. Под манипулированием понимаются такие действия с БД, как: просмотр, копирование файлов на какой-либо носитель, сортировка данных по заданному признаку и т.д.
Для работы с БД СУБД должна обеспечивать:
возможность внесения и чтения информации;
работу с большим объемом данных;
быстроту поиска данных;
целостность данных (их непротиворечивость);
защиту от разрушения, уничтожения (не только при случайных ошибках пользователя), от несанкционированного доступа;
систему дружественных подсказок (в расчете на пользователя без специальной подготовки)
Данные находящиеся в одной базе, должны быть логически взаимосвязаны.
БД классифицируются по трем признакам:
I.По характеру хранимой информации.
Фактографические – содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленных в строго определенном формате. Например:БД книжного фонда библиотеки хранит следующие данные о книге: год издания, автор, название. Сам текст книги в БД содержаться не будет. Т. е фактографические БД – это картотеки.
Документальные – содержат обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную. Документальные БД – архивы.
II.По способу хранения информации
Централизованные - вся информация хранится на одном ПК
Распределенные – части информации хранятся на разных ПК, используются в локальных и глобальных компьютерных сетях.
III.По структуре организации
Реляционные
Иерархические
Сетевые
Ядром любой БД является модель данных. Модель данных – структура организации данных и способов их обработки.
Иерархическая модель данных – совокупность элементов, связанных между собой по определенным правилам. В ней существует упорядоченность элементов в записи, один элемент считается главным, остальные – подчиненными. Данные в записи упорядочены в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться лишь последовательным «спуском» со ступеньки на ступеньку.
Сетевая модель данных – каждый ее элемент связан с любым другим элементом. Т. е. эта БД отличается большей гибкостью, так кА в ней существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным иерархическим связям горизонтальные связи. Это облегчает процесс поиска требуемых элементов данных, так как не требует обязательного прохождения всех предшествующих ступеней.
4 этап – закрепление
Предлагаю учащимся выполнить следующие задания.
Дана иерархическая модель данных. Определить к какой БД будет относиться данная модель по характеру хранимой информации.
.Добавьте год издания книг авторов предложенных в задании 1 и превратите иерархическую БД в сетевую.
При помощи текстового редактора создайте свою иерархическую модель данных.
5 этап – Итог урока и задание на дом
1) сообщаю оценки полученные за работу на уроке
2) сообщаю д.з: знать все определения и термины данной темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Теория баз данных. Классификация баз данных. Иерархическая и сетевая модель" »
Урок №1
Тема: Теория баз данных. Классификация баз данных. Иерархическая и сетевая модель.
Тип урока: изложение нового материала
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с причинами возникновения СУБД и БД; видами БД, моделями; выработать умение строить иерархическую модель.
Развивающие – научить строить иерархическую модель данных, внимание, логическое мышление.
Воспитательные – показать роль учащихся в процессе создания БД,самостоятельность, культуру учебного труда.
Оборудование и наглядные пособия: ПК
Форма организации: урок – лекция
Ход урока:
1 этап – организационный момент
Организовываю, приветствую, проверяю наличие учебных принадлежностей.
2 этап – целевая установка
Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с двумя моделями данных. Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам.
3 этап – изложение нового материала
Представьте себе, что вы медицинские работники школы с количество мучеников более 1000, где на каждого ученика заведена медицинская карточка, в которой зафиксированы важнейшие данные: ФИО, г/р, национальность, пол, рост, вес, домашний адрес, телефон, сведения о прививках. Представьте, что все карточки находятся в шкафу в хаотичном беспорядке. Сколько времени вам понадобится чтобы найти вашу?
Но если их разложить по ступеням классов (1…11), затем в алфавитном порядке в каждой ступени (1а, 1б,…, 11а, 11б,…), а внутри каждой ступени конкретного класса тоже в алфавитном порядке, т.е организовать картотеку, то на поиск карточки понадобиться несколько секунд.
Поиск информации также можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.
Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо в ручную, либо автоматически.
Информационно-поисковая система состоит из двух частей:
большой, специально организованной совокупности данных (она называется базой данных);
программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных)
В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных или базами данных.
Так вот, классифицированные нами медицинские данные учеников и представляют собой базу данных.
База данных – это совокупность специально организованных данных, которые хранятся на каком – либо носителе (бумаге, диске и т.п.)
СУБД – система программ, позволяющая создавать БД, обновлять хранимую в ней информацию, обеспечивающая удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска.
Современна СУБД должна также обеспечивать возможность работы с БД в глобальных и локальных сетях.
Широко используются такие БД:
информационные системы по продаже и резервированию авиа – и железнодорожных билетов;
заменяющие привычный библиотечный каталог;
электронные энциклопедии со сведениями, например, о музыкальных инструментах, шедеврах Эрмитажа, сотрудниках какого-либо учреждения и т.п.;
Устройства внешней памяти, предназначенные для хранения БД, должны иметь высокую информационную емкость и малое время доступа к хранимой информации.
В работе с СУБД возможны следующие режимы: создание, редактирование, поиск, манипулирование. Под манипулированием понимаются такие действия с БД, как: просмотр, копирование файлов на какой-либо носитель, сортировка данных по заданному признаку и т.д.
Для работы с БД СУБД должна обеспечивать:
возможность внесения и чтения информации;
работу с большим объемом данных;
быстроту поиска данных;
целостность данных (их непротиворечивость);
защиту от разрушения, уничтожения (не только при случайных ошибках пользователя), от несанкционированного доступа;
систему дружественных подсказок (в расчете на пользователя без специальной подготовки)
Данные находящиеся в одной базе, должны быть логически взаимосвязаны.
БД классифицируются по трем признакам:
По характеру хранимой информации.
Фактографические – содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленных в строго определенном формате. Например:БД книжного фонда библиотеки хранит следующие данные о книге: год издания, автор, название. Сам текст книги в БД содержаться не будет. Т. е фактографические БД – это картотеки.
Документальные – содержат обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную. Документальные БД – архивы.
По способу хранения информации
Централизованные - вся информация хранится на одном ПК
Распределенные – части информации хранятся на разных ПК, используются в локальных и глобальных компьютерных сетях.
По структуре организации
Реляционные
Иерархические
Сетевые
Ядром любой БД является модель данных. Модель данных – структура организации данных и способов их обработки.
Иерархическая модель данных – совокупность элементов, связанных между собой по определенным правилам. В ней существует упорядоченность элементов в записи, один элемент считается главным, остальные – подчиненными. Данные в записи упорядочены в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться лишь последовательным «спуском» со ступеньки на ступеньку.
Графически иерархическая модель данных будет иметь вид:
А – уровень 0
В – уровень 1
С – уровень 2
Пример: Институт – Группа – Студент
Название института – уровень 0
№ группы – уровень 1
ФИО, № зачетной книжки – уровень 2
Сетевая модель данных – каждый ее элемент связан с любым другим элементом. Т. е. эта БД отличается большей гибкостью, так кА в ней существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным иерархическим связям горизонтальные связи. Это облегчает процесс поиска требуемых элементов данных, так как не требует обязательного прохождения всех предшествующих ступеней.
Графически сетевая модель данных будет иметь вид:
Пример: Структура БД, содержащей сведения о студентах, участвовавших в НИР.
Один студент участвует в нескольких НИР, несколько студентов участвуют одной НИР.
4 этап – закрепление
Предлагаю учащимся выполнить следующие задания.
Дана иерархическая модель данных. Определить к какой БД будет относиться данная модель по характеру хранимой информации.
Добавьте год издания книг авторов предложенных в задании 1 и превратите иерархическую БД в сетевую.
При помощи текстового редактора Ms Word создайте свою иерархическую модель данных.
5 этап – Итог урока и задание на дом
1) сообщаю оценки полученные за работу на уроке
2) сообщаю д.з: знать все определения и термины данной темы.