kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики и ИКТ в 9 классе. Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики и ИКТ в 9 классе.  Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители. 

В данном уроке в качестве практики исользуются готовые роботы из конструктора LEGO MINDSTORMS. При отсутствии таких наборов практическую часть можно заменить на компьютерный практикум. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план урока»

КОНСПЕКТ УРОКА

ИНФОРМАТИКИ  И ИКТ В 9 КЛАССЕ.

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

Цель:

- сформировать представления учащихся о понятии «алгоритм» и его свойствах;

- познакомить учащихся с понятием «исполнитель»;

- познакомится с формами представления алгоритмов.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Оборудование: проектор,  компьютерная техника, презентация в программеPowerPoint, карточки-подсказки, программа NXTremountcontrol,набор LegoMindstorms.

Методы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Формы: фронтальная,  групповая, индивидуальная.


План урока

1.     Организационный этап – 1 мин

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся- 3 мин.

3. Актуализация знаний-1 мин.

4. Первичное усвоение новых знаний- 6 мин.

5. Первичная проверка понимания- 30 мин. (Работа с карточками по видам алгоритмов-3 мин., Работа с типами исполнителей 2 минуты, работа с ботом 17 минут, физкультминутка-3 минуты)

6. Рефлексия- 3 мин.

7.     Домашнее задание – 1 мин






Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.        Организационный этап


Учитель приветствует класс, задаёт позитивный настрой учащихся на урок:

- «Здравствуйте, ребята! Прошу присаживаться, внимание на экран»


Приветствуют учителя.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


-Ребята. Как вы думаете, какая тема урока?

-Правильно. Но сегодня мы не только будем говорить об алгоритмах, но затронем и его свойства. Тема урока на доске.


Ребята, изучая предмет информатика, Вы познакомились с различным программным обеспечением (далее ПО). А помните ли вы, на какие классы делятся ПО по назначению?


-Выделяют три вида: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и инструментальное программное обеспечение. В предыдущие годы Вы работали с системным и прикладным ПО, а с сегодняшнего дня начинаем изучение средств программирования. Основой программирования является понятие «алгоритм». Изучая информатику, математику, физику и другие предметы уже не раз слышали о таком понятии. Ежедневно мы выполняем массу алгоритмов, не замечая того. Можете ли дать определение этому понятию? (Выслушиваются несколько вариантов).

Отмечает, что нет единого (точного) толкования

Давайте определим цели нашего занятия:

-сформировать представления о понятии «алгоритм» и его свойствах;

- познакомиться с понятием «исполнитель»;

- познакомиться с формами представления алгоритмов.


- Действительно, с понятием «алгоритм» вы уже встречались ранее: на уроках в школе, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов нам известно. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Но прежде чем начнём изучать новую тему, давайте узнаем, а от куда взялось само слово «Алгоритм».

Предлагают варианты темы урока: алгоритмы.








Предлагают варианты ПО: системные, прикладные, инструментальные.



















Предлагают варианты понятия алгоритм. Алгоритм-последовательность действий. Алгоритм-план работы.











Просматривают видеоролик об алгоритмах.


Актуализация знаний

- Согласитесь, что этих знаний об алгоритмах вам уже недостаточно, поэтому сегодня я предлагаю вам эти знания углубить. Какова же тема нашего урока?

Выслушивает предположения, обращает внимание на экран.

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

Ещё раз внимательно перечитайте тему урока про себя и попробуйте каждый для себя определить цель урока, т.е. сформулируйте, какие знания каждый из вас приобретёт, когда мы изучим эту тему.

Отве


Отвечают на поставленный вопрос









- Получим представления о понятии «алгоритм» и о его свойствах;

- познакомимся с формами представления алгоритмов; познакомимся с понятием «исполнитель».


Первичное усвоение новых знаний

-Итак, начнём? Давайте представим, что мы- «роботы» и выполняем команды.

-На экране алгоритм открывания двери:

Вставить ключ в замочную скважину.

Достать ключ из кармана.

Вынуть ключ.

Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

-Дима (любой ученик), вот ключ, выполни, пожалуйста, этот алгоритм. (выполняет, указать на строгое соблюдение правил).

-Почему не получилось?

-Правильно. Любой алгоритм имеет свойство: ДИСКРЕТНОСТЬ – т.е. он записан в виде строгой последовательности шагов, которые нельзя менять местами.

Вывести на доску слово ДИСКРЕТНОСТЬ

Следующий алгоритм:

-Аня (любой ученик), выйди, пожалуйста, к доске. Запиши на доске слово «Весна». Теперь запиши это слово на китайском языке. Почему не можешь?

-Следующее свойство алгоритма- ПОНЯТНОСТЬ - исполнитель должен знать, как алгоритм выполнять.

Вывести на доску слово ПОНЯТНОСТЬ

Следующий алгоритм:

-Теперь представим, что робот-я, а Вы мною управляете. Пожалуйста, составьте мне алгоритм, чтобы я выключил свет в кабинете. (Пытаются командовать, но не получается). –Почему не получилось?

-Следующее свойство алгоритма- ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ- каждое правило алгоритма должно быть четким и однозначным, не отставляя места для произвола.

Вывести на доску слово ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ

Следующий алгоритм:

-Сережа (любой ученик). Выйди к доске. Пожалуйста, перелей воду из стакана в стакан с помощью вилки. –Почему не получилось?

-Следующее свойство алгоритма- РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

Вывести на доску слово РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
















Ответ: Перепутан порядок действия














Не знаю языка.
















Не точно отдавали команды.





















-Долго, невозможно.








Первичная проверка понимания

Изобразите в виде схемы, что включает в себя понятие АЛГОРИТМ (иными словами, свернём полученную нами информацию об алгоритме в схему.

После некоторого времени самостоятельной работы учащихся предъявляет им свою схему со словами: «Вот так изобразил я понятие алгоритма в виде схемы»:

Алгоритм

Дисретность


Результативность

Определённость

Понятность




- Попробуйте сформулировать определение понятия «Алгоритм», т.е. развернуть информацию, свёрнутую в схему.

Предлагает учащимся повторить операцию 2-3 раза.

-Какой из поставленных целей мы добились? Какова следующая наша цель?


- Какие формы записи алгоритмов вы уже знаете?



-Существует много классификаций форм записи алгоритмов, но все можно разделить на три: словесную, графическую и запись с помощью языков программирования.

Перед Вами лежат карточки с примерами алгоритмов. Работая в парах, Вам необходимо разделить эти алгоритмы по форме записи на три группы.

-Закончили. Давайте проверим.

-Еще одна цель урока: познакомится с формами представления алгоритмов. Познакомились?


-Из приведённых свойств алгоритма и видов записей алгоритма вытекает возможность его формального выполнения. Это означает, что алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго выполняя последовательность действий, описываемых в алгоритме. Исполнители таких алгоритмов называются «формальными». Те исполнители, которые могут изменять свой алгоритм действий, называются «неформальными». Предъявляет схему:

строго выполняют последовательность действий, не вникая в содержание поставленной задачи


Формальные исполнители





Неформальные исполнители

могут изменять свой алгоритм





-На доске представлены исполнители алгоритмов. Давайте для каждого укажем, какой это вид исполнителя.

Человек

Компьютер

Собака

Робот


-На столе перед Вами формальный исполнитель алгоритмов «Lego-бот». Его можно программировать, составляя графический алгоритм в программе «LegomindstormsNXT». Ваша задача- составить алгоритм для бота так, чтобы он проехал маршрут, нарисованный на листах А3. Назовите свойства алгоритмов.

Всем понятно задание?

(Демонстрация программы и исполнения ботом)

Проверка работы ботов по группам.

(В сеедине-физкультминутка)




Делают схему в тетрадях самостоятельно.
















Формулируют определение с опорой на схему (извлекают и обобщают информацию)






-сформировать представления о понятии «алгоритм» и его свойствах;





Перечисляют: словесную, графическую и запись с помощью языков программирования и другие - ?

Приводят примеры.









Работа с карточками.







Проверка по эталону.









































Называют тип исполнителя.





















Алгоритм должен быть точным, выполняться по порядку и иметь результат.

Выполняют практическую работу в группах.





Рефлексия (подведение итогов занятия)

Какое задание у вас получилось выполнить лучше? Как вы понимаете термин «Алгоритм»? Какие свойства есть у алгоритмов? Кто такой исполнитель?



-Спасибо ребята за урок, давайте оценим как он Вам понравился. У вас на столах есть карточка с альпинистом. Отправьте своего альпиниста в гору.

Вершина горы-вам все понятно и у вас не осталось вопросов. У подножья - вам было трудно, и у вас осталось много вопросов.

Отвечают на вопросы, называют затруднения.








Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§4.1. Задача для самостоятельного выполнения № 4.1. стр. 108

Записывают.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Классы программного обеспечения Инструментальное ПО Прикладное ПО Системное ПО Текстовые редакторы Графические редакторы Электронные таблицы Браузеры Медиаплееры Ассемблеры Операционная система Геоинформационные системы Драйверы СУБД Трансляторы Утилиты Игры Отладчики Антивирусные программы И т.д. Интерпретаторы И т.д. И т.д.

Классы программного обеспечения

Инструментальное ПО

Прикладное ПО

Системное ПО

Текстовые редакторы

Графические редакторы

Электронные таблицы

Браузеры

Медиаплееры

Ассемблеры

Операционная система

Геоинформационные системы

Драйверы

СУБД

Трансляторы

Утилиты

Игры

Отладчики

Антивирусные программы

И т.д.

Интерпретаторы

И т.д.

И т.д.

Цели урока: -сформировать представления о понятии «алгоритм» и его свойствах; - познакомиться с понятием «исполнитель»; - познакомиться с формами представления алгоритмов.

Цели урока:

-сформировать представления о понятии «алгоритм» и его свойствах;

- познакомиться с понятием «исполнитель»;

- познакомиться с формами представления алгоритмов.

Тема урока Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

Тема урока

Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

Тема урока:

Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

алгоритм открывания двери:   1) Вставить ключ в замочную скважину.   2) Достать ключ из кармана.   3)Вынуть ключ.   4) Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

алгоритм открывания двери: 1) Вставить ключ в замочную скважину. 2) Достать ключ из кармана. 3)Вынуть ключ. 4) Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

алгоритм открывания двери:   1) Достать ключ из кармана.   2) Вставить ключ в замочную скважину.   3) Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.   4)  Вынуть ключ.

алгоритм открывания двери: 1) Достать ключ из кармана. 2) Вставить ключ в замочную скважину. 3) Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. 4) Вынуть ключ.

ДИСКРЕТНОСТЬ Алгоритм записан в виде строгой последовательности шагов, которые нельзя менять местами

ДИСКРЕТНОСТЬ

Алгоритм записан в виде строгой последовательности шагов, которые нельзя менять местами

ПОНЯТНОСТЬ Исполнитель должен знать, как выполнять  алгоритм.

ПОНЯТНОСТЬ

Исполнитель должен знать, как выполнять

алгоритм.

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Каждый шаг алгоритма должен быть четким и однозначным, не отставляя места для выбора.

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Каждый шаг алгоритма должен быть четким и однозначным, не отставляя места для выбора.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

Свойства алгоритмов ДИСКРЕТНОСТЬ ПОНЯТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Свойства алгоритмов

ДИСКРЕТНОСТЬ

ПОНЯТНОСТЬ

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Алгоритм  - точная последовательность действий, необходимая для достижения поставленной цели за конечное число шагов.
  • Алгоритм  - точная последовательность действий, необходимая для достижения поставленной цели за конечное число шагов.
Исполнитель строго выполняют последовательность действий, не вникая в содержание поставленной задачи ФОРМАЛЬНЫЕ могут изменять свою последовательность действий при анализе получаемого результата НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Исполнитель

строго выполняют последовательность действий, не вникая в содержание поставленной задачи

ФОРМАЛЬНЫЕ

могут изменять свою последовательность действий при анализе получаемого результата

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

НЕФОРМАЛЬНЫЙ Человек Компьютер ФОРМАЛЬНЫЙ Собака НЕФОРМАЛЬНЫЙ Робот ФОРМАЛЬНЫЙ

НЕФОРМАЛЬНЫЙ

Человек

Компьютер

ФОРМАЛЬНЫЙ

Собака

НЕФОРМАЛЬНЫЙ

Робот

ФОРМАЛЬНЫЙ

Домашнее задание

Домашнее задание

  • §4.1. 
  • Задача для самостоятельного выполнения № 4.1. стр. 108


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Труфанов Евгений Евгеньевич

Дата: 26.05.2017

Номер свидетельства: 418816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства