Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Ребята. Как вы думаете, какая тема урока? -Правильно. Но сегодня мы не только будем говорить об алгоритмах, но затронем и его свойства. Тема урока на доске. Ребята, изучая предмет информатика, Вы познакомились с различным программным обеспечением (далее ПО). А помните ли вы, на какие классы делятся ПО по назначению? -Выделяют три вида: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и инструментальное программное обеспечение. В предыдущие годы Вы работали с системным и прикладным ПО, а с сегодняшнего дня начинаем изучение средств программирования. Основой программирования является понятие «алгоритм». Изучая информатику, математику, физику и другие предметы уже не раз слышали о таком понятии. Ежедневно мы выполняем массу алгоритмов, не замечая того. Можете ли дать определение этому понятию? (Выслушиваются несколько вариантов). Отмечает, что нет единого (точного) толкования Давайте определим цели нашего занятия: -сформировать представления о понятии «алгоритм» и его свойствах; - познакомиться с понятием «исполнитель»; - познакомиться с формами представления алгоритмов. - Действительно, с понятием «алгоритм» вы уже встречались ранее: на уроках в школе, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов нам известно. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Но прежде чем начнём изучать новую тему, давайте узнаем, а от куда взялось само слово «Алгоритм». | Предлагают варианты темы урока: алгоритмы. Предлагают варианты ПО: системные, прикладные, инструментальные. Предлагают варианты понятия алгоритм. Алгоритм-последовательность действий. Алгоритм-план работы. Просматривают видеоролик об алгоритмах. |
Актуализация знаний | - Согласитесь, что этих знаний об алгоритмах вам уже недостаточно, поэтому сегодня я предлагаю вам эти знания углубить. Какова же тема нашего урока? Выслушивает предположения, обращает внимание на экран. Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители. Ещё раз внимательно перечитайте тему урока про себя и попробуйте каждый для себя определить цель урока, т.е. сформулируйте, какие знания каждый из вас приобретёт, когда мы изучим эту тему. | Отве Отвечают на поставленный вопрос - Получим представления о понятии «алгоритм» и о его свойствах; - познакомимся с формами представления алгоритмов; познакомимся с понятием «исполнитель». |
Первичное усвоение новых знаний | -Итак, начнём? Давайте представим, что мы- «роботы» и выполняем команды. -На экране алгоритм открывания двери: Вставить ключ в замочную скважину. Достать ключ из кармана. Вынуть ключ. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. -Дима (любой ученик), вот ключ, выполни, пожалуйста, этот алгоритм. (выполняет, указать на строгое соблюдение правил). -Почему не получилось? -Правильно. Любой алгоритм имеет свойство: ДИСКРЕТНОСТЬ – т.е. он записан в виде строгой последовательности шагов, которые нельзя менять местами. Вывести на доску слово ДИСКРЕТНОСТЬ Следующий алгоритм: -Аня (любой ученик), выйди, пожалуйста, к доске. Запиши на доске слово «Весна». Теперь запиши это слово на китайском языке. Почему не можешь? -Следующее свойство алгоритма- ПОНЯТНОСТЬ - исполнитель должен знать, как алгоритм выполнять. Вывести на доску слово ПОНЯТНОСТЬ Следующий алгоритм: -Теперь представим, что робот-я, а Вы мною управляете. Пожалуйста, составьте мне алгоритм, чтобы я выключил свет в кабинете. (Пытаются командовать, но не получается). –Почему не получилось? -Следующее свойство алгоритма- ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ- каждое правило алгоритма должно быть четким и однозначным, не отставляя места для произвола. Вывести на доску слово ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ Следующий алгоритм: -Сережа (любой ученик). Выйди к доске. Пожалуйста, перелей воду из стакана в стакан с помощью вилки. –Почему не получилось? -Следующее свойство алгоритма- РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов. Вывести на доску слово РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ | Ответ: Перепутан порядок действия Не знаю языка. Не точно отдавали команды. -Долго, невозможно. |
Первичная проверка понимания | Изобразите в виде схемы, что включает в себя понятие АЛГОРИТМ (иными словами, свернём полученную нами информацию об алгоритме в схему. После некоторого времени самостоятельной работы учащихся предъявляет им свою схему со словами: «Вот так изобразил я понятие алгоритма в виде схемы»: Алгоритм Дисретность Результативность Определённость Понятность - Попробуйте сформулировать определение понятия «Алгоритм», т.е. развернуть информацию, свёрнутую в схему. Предлагает учащимся повторить операцию 2-3 раза. -Какой из поставленных целей мы добились? Какова следующая наша цель? - Какие формы записи алгоритмов вы уже знаете? -Существует много классификаций форм записи алгоритмов, но все можно разделить на три: словесную, графическую и запись с помощью языков программирования. Перед Вами лежат карточки с примерами алгоритмов. Работая в парах, Вам необходимо разделить эти алгоритмы по форме записи на три группы. -Закончили. Давайте проверим. -Еще одна цель урока: познакомится с формами представления алгоритмов. Познакомились? -Из приведённых свойств алгоритма и видов записей алгоритма вытекает возможность его формального выполнения. Это означает, что алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго выполняя последовательность действий, описываемых в алгоритме. Исполнители таких алгоритмов называются «формальными». Те исполнители, которые могут изменять свой алгоритм действий, называются «неформальными». Предъявляет схему: строго выполняют последовательность действий, не вникая в содержание поставленной задачи Формальные исполнители Неформальные исполнители могут изменять свой алгоритм -На доске представлены исполнители алгоритмов. Давайте для каждого укажем, какой это вид исполнителя. Человек Компьютер Собака Робот -На столе перед Вами формальный исполнитель алгоритмов «Lego-бот». Его можно программировать, составляя графический алгоритм в программе «LegomindstormsNXT». Ваша задача- составить алгоритм для бота так, чтобы он проехал маршрут, нарисованный на листах А3. Назовите свойства алгоритмов. Всем понятно задание? (Демонстрация программы и исполнения ботом) Проверка работы ботов по группам. (В сеедине-физкультминутка) | Делают схему в тетрадях самостоятельно. Формулируют определение с опорой на схему (извлекают и обобщают информацию) -сформировать представления о понятии «алгоритм» и его свойствах; Перечисляют: словесную, графическую и запись с помощью языков программирования и другие - ? Приводят примеры. Работа с карточками. Проверка по эталону. Называют тип исполнителя. Алгоритм должен быть точным, выполняться по порядку и иметь результат. Выполняют практическую работу в группах. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Какое задание у вас получилось выполнить лучше? Как вы понимаете термин «Алгоритм»? Какие свойства есть у алгоритмов? Кто такой исполнитель? -Спасибо ребята за урок, давайте оценим как он Вам понравился. У вас на столах есть карточка с альпинистом. Отправьте своего альпиниста в гору. Вершина горы-вам все понятно и у вас не осталось вопросов. У подножья - вам было трудно, и у вас осталось много вопросов. | Отвечают на вопросы, называют затруднения. |