Файл содержит конспект урока на тему: "Базы данных". Конспект разработан по учебнику Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. — 8-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. —246 с. Конспект урока разработан совместно с учителем математики и методистом по математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Базы данных" »
Конспект урока по информатике
Тема: «Базы данных».
Класс: 11
Цель урока: формирование знаний о понятии базы данных.
Задачи:
обучающие: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта);
развивающие: расширение кругозора учащихся развитие алгоритмического мышления, познавательных процессов, интереса к предмету «Информатики и ИКТ»;
воспитательные: воспитание аккуратности, исполнительности, информационной культуры учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Требования к ЗУН:
Учащиеся должны знать:
понятие базы данных, структуру и функциональное назначение;
классификацию баз данных;
понятие системы управления базами данных и их классификации;
основные действия, которые может выполнить пользователь в СУБД.
Учащиеся должны уметь:
1) определять тип данных в базе данных.
Оборудование:
Компьютер, презентация, мультимедиа проектор.
Литература:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. — 8-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. —246 с.
2. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. Т.2 / JI.A. Залогова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 294 с.
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Актуализация знаний (5 мин)
Объяснение нового материала (35 мин)
Подведение итогов (2 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителем класса, проверка отсутствующих, проверка готовности кабинета к уроку.
Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы изучали геоинформационные системы. Вспомним, что они представляют собой?
Ученик: Геоинформационная система - это система, базирующаяся на картах территории, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных объектах.
Учитель: Назовите возможные области практического применения ГИС.
Ученик: Управление и развитие территорий, территориальные службы жизнеобеспечения, справки для населения: метеосправка, адресная справка, поиск объектов.
Учитель: Что такое векторизация? В чем смысл использования этой процедуры в ГИС?
Ученик: Векторизация - процесс, при котором между линиями и точками, составляющими изображение, устанавливаются геометрические и формальные отношения. Графическая информация, хранимая в ГИС, часто подвергается манипуляциям типа «растянуть», «сжать» и более сложным и поэтому хранится в векторном формате.
Изучение нового материала
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока - «Базы данных». Что такое же представляет собой база данных? Каждый из вас не один раз в жизни сталкивался с ней. Например,
база данных книжного фонда библиотеки;
база данных кадрового состава учреждения;
база данных законодательных актов в области уголовного права. Какие примеры вы можете привести?
Ученик: Телефонный справочник, записная книжка, словари, классный журнал.
Учитель: На интуитивном уровне вы понимаете, что же представляет собой база данных. А теперь дадим точное и полное определение данному понятию.
Запись в тетрадях:
База данных (БД) - это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.
Учитель: Под вычислительной системой понимается компьютер или компьютерная сеть. В первом случае база данных называется централизованной, во втором случае — распределенной.
Запись в тетрадях:
Компьютер → Централизованная БД
Компьютерная сеть → Распределенная БД
Учитель: Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных или моделью данных.
Запись в тетрадях:
Модель данных - описание структуры данных, хранимых в БД.
Учитель: По виду используемой модели БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).
Запись в тетрадях:
БД (по виду используемой модели)
иерархические сетевые реляционные
(табличные)
Учитель: Классическим и пока наиболее распространенным вариантом моделей данных является реляционная модель. В базовом курсе информатики вы уже знакомились с основами реляционных БД. Вспомним основные понятия, связанные с ними. Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. База данных может состоять из одной таблицы (однотабличная БД) или из множества взаимосвязанных таблиц (многотабличная БД). Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.
Запись в тетрадях:
поле 1
поле 1
поле 1
…
запись 1
запись 1
запись 1
…
Учитель: Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте системы: одной книги в библиотеке, одном ученике в классе. А каждое поле - это определенная характеристика объекта: название книги, автор, фамилия ученика, год рождения. В одной таблице не должно быть повторяющихся записей.
Для каждой реляционной БД главный ключ - поле или совокупность полей, однозначно определяющих запись. То есть назначение главного ключа не должно повторяться в разных записях.
Запись в тетрадях:
Главный ключ - поле или совокупность полей, однозначно определяющих запись.
Учитель: Для строчного представления структуры таблицы применяется следующая форма
Запись на слайде презентации и в тетрадях:
ИМЯ ТАБЛИЦЫ (ИМЯ_ПОЛЯ_1, ИМЯ_ПОЛЯ_2, ИМЯ_ПОЛЯ_N) ИМЯ_ПОЛЯ_1 составляет главный ключ
Учитель: В теории реляционных БД таблица называется отношением. Запись на слайде презентации и в тетрадях:
ИМЯ_ТАБЛИЦЫ - это имя отношения
Учитель: Рассмотрим пример отношений
Запись на слайде презентации и в тетрадях:
БИБЛИОТЕКА (ИНВ_НОМЕР, АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД_ИЗД, ИЗДАТЕЛЬСТВО)
Учитель: Каждое поле таблицы имеет определенный тип, а также формат (длину). Существует 4 основных типа полей для БД: символьный, числовой, логический и дата. Установим типы полей для полей таблицы БИБЛИОТЕКА.
Учитель: Теперь дадим определение систем управления базами данных.
Запись на слайде презентации и в тетрадях:
Система управления базами данных (СУБД) - комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, введения и использования базы данных многими пользователями.
Учитель: В зависимости от вида используемой модели данных различаются иерархические, сетевые и реляционные СУБД. Основные действия, которые пользователь может выполнять с помощью СУБД:
создание структуры базы данных;
заполнение базы данных информацией;
изменений (редактирование) структуры и содержания базы данных;
поиск информации в БД;
сортировка данных.
IV. Подведение итогов
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с понятиями база данных и система управления базами данных, с их классификацией. Повторим изученный материал. Что представляет собой база данных?
Ученик: База данных - это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.
Учитель: Дайте определение модели данных.
Ученик: Модель данных - описание структуры данных, хранимых в БД.
Учитель: На какие виды можно разделить БД по виду используемой модели?
Ученик: По виду используемой модели БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).
Учитель: Что представляет собой система управления базами данных? Какие виды СУБД существуют в зависимости от вида используемой модели данных?
Ученик: Система управления базами данных (СУБД) - комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, введения и использования базы данных многими пользователями. В зависимости от вида используемой модели данных различаются иерархические, сетевые и реляционные СУБД.
V. Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание представлено на слайде. Записи в тетрадях выучить, §31.