kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике "Программное обеспечение компьютера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока приводится схема ПО и примеры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике "Программное обеспечение компьютера"»

Тема: «Программное обеспечение компьютера. Файлы и файловые структуры».

Цели урока:
Образовательная - ввести понятия программного обеспечения, прикладных программ; рассмотреть классификацию и примеры прикладных программ

Воспитательная - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая - развитие познавательных интересов, навыков установки программного обеспечения, самоконтроля, умения конспектировать.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Ход урока:


I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка и актуализация знаний.
ТЕСТ

Счет в древности: пальцы рук, деревянных палочек с зарубками (бирок), ремни или веревки с узелками, абак, суаньпань, соробан, русские счеты , линейка Уатта, Паскалево колесо, счетное устройство Леонардо да Винчи , машина Хилла, арифмометр Полени, аналитическая машина Бэббиджа.

1 поколение ЭВМ(1945-1954) компьютеры на электронных лампах, Клод Шеннон - создатель теории информации, Алан Тьюринг - математик, разработавший теорию программ и алгоритмов, Джон фон Нейман - автор конструкции вычислительных устройств, которая до сих пор лежит в основе большинства компьютеров. В те же годы возникла еще одна новая наука, связанная с информатикой, - кибернетика, наука об управлении как одном из основных информационных процессов. Основателем кибернетики является американский математик Норберт Винер.

2 поколение ЭВМ(1955-1964) транзисторы, а в качестве устройств памяти стали применяться магнитные сердечники и магнитные барабаны - далекие предки современных жестких дисков, впервые появилось то, что сегодня называется операционной системой. Тогда же были разработаны первые языки высокого уровня - Фортран, Алгол, Кобол.

3 поколение ЭВМ(1965-1974) интегральные схемы, полупроводниковая память, 60-х появляются первые миникомпьютеры, в 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть - зародыш того, что мы сейчас называем Интернетом, 1969 г. одновременно появились операционная система Unix и язык программирования С ("Си")

4 поколение ЭВМ(1975 - 1985) с начала 80-х, благодаря появлению персональных компьютеров, вычислительная техника становится по-настоящему массовой и общедоступной

Компьютер – это универсальное электронное программно-управляемое устройство, предназначенное для автоматической обработки, хранения и передачи информации.

П ерсональный компьютер (ПК) – это компьютер, предназначенный для использования одним человеком одновременно.










Базовая конфигурация ПК – это минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.

Базовая конфигурация ПК:

  1. Системный блок;

  2. Монитор;

  3. Клавиатура;

  4. Мышь.

Офисный ПК – это персональный компьютер, предназначенный для решения офисных задач. В том числе: работа с текстом, электронными таблицами, в качестве клиента баз данных, работа в локальных и глобальных сетях.

Минимальная конфигурация офисного ПК:

1.Системный блок

2. Монитор

3. Клавиатура

4. Мышь

5. Аудиосистема

5. Модем

6. Принтер

7. Сканер

Клавиатура – это клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации. Информация вводиться в виде алфавитно-цифровых символьных данных.

Виды клавиш

1. Алфавитно-цифровые

2. Управления курсором

3. Функциональные

4. Специальные

5.Дополнительная панель

Мышь – это устройство-манипулятор для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом.

Виды манипуляторов: оптическая, радио-мышь, трекбол, механическая, сенсорная панель, джойстик, графические планшеты.

Модем - устройство для передачи компьютерных данных на большие расстояния по телефонным линиям связи.

Принтер - служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу).

Сканер - служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.

III. Теоретический материал.

  • Программа - это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

  • Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют программным обеспечением (ПО) компьютера.

  • Компьютер рассматривают как систему, состоящую из взаимосвязанных частей: аппаратное обеспечение (технические устройства ) и программное обеспечение

Все программное обеспечение делиться на три типа:








Системное программное обеспечение.

Системное ПО – является основным ПО, которое руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном.

Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы.

Операционная система - это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Программы

Пояснение

Примеры

Операционные системы

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

MS-DOS

Windows

Linux


Файловые менеджеры

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Windows Commander

Total Commander


Программы диагностики

Проверяют работу основных устройств компьютера

Служебные

Антивирусные программы

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

DrWeb, Nod32, Avast,

Антивирус Касперского

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

CHKdisk

Архиваторы

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

WinRar

WinZip


драйверы устройств

программы для согласования работы внешних устройств и компьютера.


Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя не прибегая к программированию.

Прикладное программное обеспечение

Программы

Пояснение

Примеры

Текстовые процессоры

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Microsoft Word

Табличные процессоры

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

Microsoft Excel

1С: Бухгалтерия

СУБД

Это программное обеспечение, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять к ней контролируемый доступ.

Microsoft Access

Компьютерная графика и анимация

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Paint

Adobe Photoshop

CorelDraw

Средства создания презентации

Программы создания и показа наборов слайдов

Microsoft PowerPoint

Средства коммуникаций

Программы для работы в компьютерной сети

Internet Explorer

Outlook Express

The Bat!

Opera

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

AutoCad

КОМПАС 3D

Обучающие программы

Помогают процессу обучения

Клавиатурные тренажеры

Тесты

Игры

Программы для организации досуга и обучения

Стратегии

Логика

Системы программирования - программы, необходимые для обеспечения работоспособности компьютера.

Системы программирования

Программы

Пояснение

Примеры

Трансляторы

Переводчики программ языков программирования и машинные коды


Отладчики

Средства поиска и исправления ошибок


Интегрированные среды разработки приложений

Объектно-ориентированные языки программирования

Visual Basic

Delphi

Языки программирования

Средства создания программ для компьютера

Basic

Pascal


компиляторы

Программа, переводящая текст программы на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке


интерпретаторы

Программа или техническое средство, выполняющее интерпретацию.


Операционная система.

С 1990-х наиболее распространёнными операционными системами являются ОС семейства Microsoft Windows и системы класса UNIX (особенно Linux).

Основные функции ОС:

  • Загрузка приложений в оперативную память и их выполнение;

  • Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройствам ввода-вывода);

  • Управление оперативной памятью;

  • Управление энергонезависимой памятью (жесткий диск, компакт-диски и т.д.), как правило, с помощью файловой системы;

  • Пользовательский интерфейс.

Дополнительные функции ОС:

  • Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность);

  • Взаимодействие между процессами;

  • Межмашинное взаимодействие (компьютерная сеть);

  • Защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от вредоносных действий пользователей или приложений;

  • Разграничение прав доступа и многопользовательский режим работы (аутентификация, авторизация).

Файловая структура – совокупность файлов и взаимосвязь между ними

Одноуровневая файловая структура

Используется для дисков с небольшим количеством файлов и представляет собой линейную последовательность имен файлов.

Многоуровневая (иерархическая) файловая структура

Используется, если на диске хранятся сотни и тысячи файлов. Она представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы.

Пример иерархической файловой структуры

Путь к файлу

Для того чтобы найти файл в многоуровневой файловой структуре необходимо указать путь к файлу.

Путь к файлу – это его адрес

Путь к файлу начинается с логического имени диска.

А:, В: - гибкие диски;

C:, D:, E: и т.д. – жесткие и оптические диски.

Далее записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последний из которых содержится нужный файл.

Имена диска и папок записывается через разделитель « \ »

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла, например: А:\Документы\Сочинение.doc.

Решение задач

1. Найти путь к файлу и полное имя файла

2. Написать путь к файлу. Написать полное имя файла.

3. Перечислите локальные диски и папки какие имеются на рисунке

4. Дано дерево каталогов. Определите полное имя файла Doc3.

1) A:\DOC3

2) A:\DOC3\Doc3

3) A:\DOC3\Doc1

4) A:\TOM3\Doc3

5. Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

1) A:\DOC

2) A:\LETTER\INBOX

3) А:\SCHOOL\USER\DOC

4) А:\DOC\USER\SCHOOL

6. Пользователь работал с каталогом Задачи. Сначала он поднялся на один уровень вверх, потом ещё раз поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге C:\Документы\Физика. Запишите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1) C:\ Физика \Задачи
2) C:\ Документы \Математика \Задачи
3) C:\ Документы \Задачи
4) C:\ Документы \Математика \Алгебра \Задачи

Решение: Пользователь оказался в C:\Документы\Физика 
Чтобы вернуться в первоначальный каталог, он должен сначала подняться на один уровень вверх в каталог C:\Документы\, а затем на два уровня вниз, и окажется в каталоге "Задачи", т.е. путь будет иметь вид  C:\Документы\*****\Задачи
7. Пользователь работал с каталогом Логика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем поднялся ещё на один уровень вверх, потом спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге С:\Школа\Уроки\Химия. Запишите возможный полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.

    1. С:\Школа\Уроки\Информатика\Логика

    2. С:\Школа\Уроки\Логика

    3. С:\Школа\Логика

    4. С:\Школа\Информатика\Логика

8. В поисках нужного файла Вова последовательно переходил из каталога в каталог, при этом он несколько раз поднимался на один уровень вверх и несколько раз опускался на один уровень вниз. Полный путь каталога, с которым Вова начинал работу, С:\Игры\Настольные\Домино.

Каким может быть полный путь каталога, в котором оказался Вова, если известно, что на уровень вниз он спускался больше раз, чем поднимался вверх?

      1. С:\Игры

      2. С:\Игры\Настольные

      3. С:\Игры\Настольные\Лото

      4. С:\Игры\Настольные\Домино\Детское

9. Риэлтор работал с каталогом D:\Квартиры\Цены\Дорогие. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз в каталог Премиум, потом он спустился ещё на один уровень в каталог Центральный, потом поднялся на один уровень вверх. Укажите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

              1. D:\ Квартиры\Цены\Центральный

              2. D:\Центральный

              3. D:\Цены\Квартиры

              4. D:\Квартиры\Цены\Премиум

10.Директор работал с каталогом D:\Школа\Ученики\Адреса. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз в каталог Успеваемость, потом ещё раз поднялся на один уровень вверх и после спустился в каталог Нарушения. Укажите полный путь каталога, в котором оказался директор.

        1. D:\Школа\Ученики\Успеваемость

        2. D:\Школа\Ученики\Нарушения

        3. D:\Школа\Нарушения

        4. D:\Школа\Ученики\Успеваемость\Нарушения

11. В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подката­лог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало Б:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос. Укажите полное имя этого файла до перемещения.

          1. D:\20l3\Май\Ландыш.doc

          2. D:\20l3\Весна\Май\Ландыш.doc

          3. D:\20l3\Весна\Ландыш.doc

          4. D:\20l3\Ландыш.doc

12. Сдав доклад по истории на «отлично», ученик перенёс папку, полный путь до которой был D:\Учеба\История\1917 в папку Сданные, расположенную в корне диска С. Укажите полный путь к файлу Гражданская_война.txt, расположенному в папке 1917.

            1. С:\Сданные\Гражданская_война.txt

            2. Сданные\1917\Гражданская_война.txt

            3. С:\Сданные\1917\Гражданская_война.txt

            4. С:\Учёба\История\1917\Гражданская_война.txt

13. Пользователь работал с каталогом Декабрь. Сначала он поднялся на один уровень вверх, потом спустился на один уровень вниз и ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге: С:\Календарь\Зима\Январь\17\. Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.

                1. С:\Календарь\Декабрь\

                2. С:\Календарь\Зима\

                3. С:\Календарь\Зима\Декабрь\

                4. С:\Календарь\Декабрь\17\

14. Дима хотел послушать музыку на компьютере, для этого ему нужно было включить музыкаль­ный файл Белые_розы.mpз. Он начал работу с каталога С:\Музыка\Хиты. Сначала он спустился на один уровень вниз, в каталог Ретро, затем поднялся на один уровень вверх, потом спустился на один уро­вень в каталог Лучшие и нашёл там нужный музыкальный файл. Запишите полный путь к данному файлу.

                  1. С:\Музыка\Хиты\Лучшие\Белые_розы.mpз

                  2. С:\Музыка\Белые_розы.mpз

                  3. С:\Белые_розы.mpз

                  4. С:\Музыка\Хиты\Ретро\Белые_розы.mpз

15. Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз и ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге С: \учёба\химия\ГИА.

Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.

  1. С:\учёба\химия\Расписание

  2. С:\Расписание

  3. С:\учёба\2013\Расписание

  4. С:\учёба\Расписание

16. Пользователь работал с каталогом С:\2011\Избранное\Видео. Он поднялся на два уровня вверх, затем спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в папке Фото. Запишите полный путь к этой папке.

  1. C:\2011\Избранное\Фото

  2. C:\2011\Фото

  3. C:\Фото

  4. C:\2011\Байкал\Фото

17. Пользователь работал с каталогом Автомобили. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге С:\Транспорт\Сухопутный\Почтовый\Железнодорожный.

Запишите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.

    1. С: \Транспорт\Сухопутный\Автомобили

    2. С :\Транспорт\Сухопутный\Почтовый\Автомобили

    3. С:\Автомобили

    4. С:\Автомобили\Транспорт



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по информатике "Программное обеспечение компьютера"

Автор: Цупикова Ирина Ивановна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок информатики "Программное обеспечение компьютера" (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-informatiki-proghrammnoie-obiespiechieniie-komp-iutiera-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168098"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423167900"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по информатике по теме  "Архитектура и программное обеспечение компьютера" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-informatikie-po-tiemie-arkhitiektura-i-proghrammnoie-obiespiechieniie-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "234726"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443516936"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока информатики "Информация. Единицы измерения информации" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-informatiki-informatsiia-iedinitsy-izmierieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "124444"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695081"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока информатики в игровой форме "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-informatiki-v-ighrovoi-formie"
    ["file_id"] => string(6) "113549"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1410448313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Интерактивный урок информатики "Устройство компьютера" "
    ["seo_title"] => string(55) "intieraktivnyi-urok-informatiki-ustroistvo-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "134496"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416755220"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства