Формы работы на уроке: фронтальная (беседа), решение проблемных задач.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Решение задач.
Закрепление нового материала.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.
Тема урока: «Персональный компьютер»
2. Актуализация знаний
Опрос по теме «Основные компоненты компьютера и их функции»
Попробуем ответить на следующие вопросы:
Что такое компьютер?
Что такое программа?
Для чего предназначен процессор?
Виды памяти в компьютере.
Изучение нового материала.
На этом уроке мы продолжим знакомиться с устройством персонального компьютера.
Сделаем запись в тетрадях.
Персональный компьютер (ПК) – компьютер многоцелевого назначения, предназначенный для индивидуального пользования, достаточно простой в использовании и обслуживании, имеющий небольшие размеры и доступную стоимость.
(слайд 2 – виды ПК)
В зависимости от своего назначения и конструктивных особенностей различают следующие ПК: настольные и переносные.
Рассмотрим настольный вариант персонального компьютера.
(одновременный показ на демонстрационном системном блоке со снятой боковой частью корпуса)
(слайд 3 – корпус системного блока, материнская плата, центральный процессор)
Как вы думаете: Что является основной частью персонального компьютера?
системный блок.
Правильно. А что находится в корпусе системного блока? (Ответы детей)
В корпусе системного блока находятся следующие устройства:
материнская плата – к ней через специальные различные разъемы подключены все остальные устройства системного блока; через нее происходит обмен информацией и питание электроэнергией;
центральный процессор (CPU) – устройство обработки информации, над ним обычно устанавливается небольшой вентилятор (Cooler - охладитель) и радиатор для охлаждения во время работы;
(слайд 4 – память ПК)
память:
оперативная память (RAM) - энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором
жёсткий диск (HDD) — энергонезависимая часть системы компьютерной памяти - магнитный диск в герметичном корпусе, служащий для длительного хранения информации; на нём расположены программы, управляющие работой компьютера, и файлы пользователя;
твердотельный накопитель (SSD) - энергонезависимое немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти, альтернатива HDD;
устройство для чтения/записи на оптические диски CD, DVD (дисковод и накопитель);
(слайд 5 – дополнительные устройства подключаемые к материнской плате)
дополнительно к материнской плате могут быть подключены другие устройства через специальные разъемы на материнской плате:
видеокарта (Video Card) — предназначена для связи системного блока и монитора; передаёт изображение на монитор и производит часть вычислений по подготовке изображения для монитора;
звуковая карта (Sound Card) — предназначена для подготовки звуков, воспроизводимых колонками, в том числе для записи звука с микрофона;
сетевая карта — служит для соединения компьютера с другими компьютерами по компьютерной сети;
(слайд 6 – блок питания)
блок питания — преобразует ток электрической сети в ток, подходящий для внутренних компонентов компьютера;
(слайд 7 – разъемы системного блока)
порты компьютера — разъёмы на системном блоке, предназначенные для подключения внешних устройств. Наиболее часто используемые порты:
PS/2 – подключение мыши и клавиатуры;
VGA, DVI, HDMI – подключение монитора;
универсальный USB порт компьютера – подключение различных периферийных устройств;
разъемы для подключения колонок и микрофона;
RJ-45 – сетевой порт для подключения компьютера к сети.
Рассмотрим внешние устройства компьютера.
Все устройства компьютера, которые не входят в состав системного блока компьютера, будем называть внешними.
Условно их можно разделить на устройства ввода информации - и устройства вывода информации . Попробуйте мне назвать устройства ввода.
А теперь вывода информации.
(слайд 8 – устройства ввода информации)
Клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши, которые можно условно разделить на несколько групп.
Функциональные клавиши F1-F12, расположенные в верхней части клавиатуры, предназначены для выполнения ряда команд при работе с некоторыми программами.
Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши - клавиши с цифрами, русскими и латинскими буквами и другими символами, а также клавиша «пробел»; используются для ввода информации в компьютер.
Клавиши управления курсором - чёрточкой, отмечающей на экране монитора место ввода очередного символа. К ним относятся четыре клавиши со стрелками, перемещающие курсор на одну позицию в заданном направлении, а также клавиши Home, End, PageUp, PageDown, перемещающие курсор соответственно в начало строки, в конец строки, на страницу вверх и на страницу вниз.
Дополнительные клавиши, расположенные с правой стороны клавиатуры, могут работать в двух режимах, переключаемых клавишей NumLock: включен - режим ввода цифровой информации, выключен – режим управления курсором;
Специальные клавиши (Enter, Esc, Shift, Delete, Backspace, Insert и др.) — это клавиши для специальных действий; они рассредоточены по всей клавиатуре.
Мышь. Манипулятор «мышь» - одно из основных указательных устройств ввода, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
Сканер служит для ввода в компьютер всевозможных графических изображений и текстов непосредственно с бумажного оригинала.
Микрофон подключается к звуковой карте компьютера. С его помощью осуществляется ввод звуковой информации.
Веб-камера – устройство для ввода видеоинформации в память компьютера.
(слайд 9 – устройства вывода информации)
Монитор – устройство вывода визуальнойинформации. На экран монитора выводится вся информация о работе компьютера.
Принтер – устройство вывода информации на бумагу. Принтеры бывают чёрно-белыми и цветными. Также они различаются по способу действия лазерные и струйные. В лазерных принтерах в качестве красящего вещества используется сухой тонер который под действием температуры плавится и вдавливается в бумагу. В струйных принтерах используются жидкие чернила, которые распыляются на бумагу. Чернила и тонер находятся в сменных картриджах. При помощи шнура подключается к USB разъему системного блока.
Проектор – устройство вывода (проецирования) визуальной информации. Подключается к видео карте компьютера.
Колонки, наушники – устройства воспроизведения звука подключаемые к звуковой карте.
(слайд 10 – компьютерные сети)
Существуют компьютеры, работающие автономно, и компьютеры, объединённые в компьютерные сети. Сети нужны для обмена информацией между компьютерами, совместного использования общих программ, данных и устройств.
Существуют следующие виды компьютерных сетей:
локальные представляет собой объединение компьютеров на небольших расстояниях друг от друга (кабинет, здание, учебное заведение, предприятие);
региональные компьютерные сети – в пределах региона;
глобальные компьютерные сети в масштабах планеты.
В кабинете информатики компьютеры объединяют в локальную сеть, чтобы ученики могли работать с одними и теми же данными и использовать общий принтер.
Интернет — это глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой миллионы компьютеров и сетей со всего мира. Основу Интернета составляют мощные компьютеры, расположенные по всему миру и соединённые между собой надёжными и высокоскоростными каналами связи. К этим компьютерам присоединяются региональные сети, через которые к Интернету можно подключиться с любого персонального компьютера.
Компьютеры, подключенные к сети, условно можно разделить на две категории. Те компьютеры сети, которые хранят, сортируют и поставляют общую для сети информацию, управляют общими устройствами, называются серверами. Компьютеры, которые эту информацию используют, например домашние компьютеры, называются клиентами.
Основная характеристика подключения компьютера к сети Интернет — скорость передачи данных по имеющемуся каналу связи. Она измеряется в битах в секунду (бит/с), а также Кбит/с (1 Кбит = 1024 бита), Мбит/с и Гбит/с.
4. Физкультминутка.
Выполнение комплексов упражнений для улучшения мозгового кровообращения и снятия усталости глаз, рекомендованных СанПиН
5. Решение задач.
(слайд 11 – задача 1)
Рассмотрим задачу (1):
Скорость передачи данных по некоторому каналу связи равна v=64000 бит/с. Передача данных через это соединение заняла t=10 минуты. Определите информационный объем (I) переданных данных в килобайтах?
Решение
Найдем количество переданной информации в битах.
I= v *t=64000*10* 60 = 38400000 символов;
Переведем информационный объем данных из бит в килобайты.
I=38400000 /1024/8 = 4687,5 килобайт;
Ответ: 3750 килобайт.
(слайд 12 – задача 2)
Рассмотрим задачу (2):
Скорость передачи данных(v)по некоторому каналу связи составляет 32 000 бит/c. Необходимо передать файл размером (I) 512 000 байт. Определите время передачи файла в секундах (t).
Решение
Переведем информационный объем передаваемого файла из байтов в биты.
I=512000*8 = 4096000 бит;
Рассчитаем время передачи файла.
t=I/v =4096000/32000 = 128 c.;
Ответ: 128 секунд.
6. Закрепление нового материала
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Вопросы из учебника (стр. 68)
Назовите устройства входящие в состав системного блока персонального компьютера?
Какие группы клавиш на клавиатуре вы знаете? Дайте их характеристику.
В чем различие лазерных и струйных принтеров?
(слайд 13 – задача 3)
Рассмотрим задачу (3): (1 учащийся у доски, остальные самостоятельно)
(задача №8, стр. 68)
CD объемом 700 МБ весит 15 г. Сколько будет весить набор таких дисков, необходимый для полного копирования информации с жесткого диска объемом 320 Гбайт?
Решение
Приведем к одной единице измерения. Найдем объем жесткого диска в МБайт.
I=320*1024=327680 Мбайт.
Найдем количество дисков CD необходимых для копирования с жесткого диска
327680/700=468,11 дисков
Целое число дисков = 469 дисков.
Находим вес дисков
3) 469*15=7035 г.
Ответ: 7035 г.
7. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты:
Своей работой на уроке я:
1. Доволен 2. Не совсем доволен 3. Я не доволен, потому что ...
Материал урока мне был:
Полезен 2. Бесполезен
Материал урока мне был:
1. Легким 2. Трудным
Мое настроение:
1. Стало лучше 2. Стало хуже 3. Не изменилось
Наиболее трудным для меня оказалось:
Я хотел бы узнать больше о:
8. Подведение итогов урока.
Учитель выставляет оценки учащимся, комментируя их.
9. Домашнее задание.
(слайд 14 – домашнее задание)
§ 2.2 (стр. 63-68) Задания 7, 9, 10 (стр. 68-69)
(Учебник для 7 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)