kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Информационные системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Информационные системы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Информационные системы"»



МКОУ «Телетлинская СОШ №2»









Конспект урока


«Информационные системы».



Класс: 10

Учитель: Абдулаев Ш. Ш.





















Цели урока.

Образовательные:

  • способствовать формированию понятия информационная система, структура, системный эффект, подсистема;

  • дать представление о том, что такое системный подход в науке.

Развивающие:

  • развивать представление учащихся о важности системного мышления в современной науке;

  • развивать навык быстрой организации применения полученных знаний в различных ситуациях.

Воспитательные:

  • формировать и развивать у учащихся познавательные интересы;
    воспитание чувства уверенности в себе и своих знаниях, чувства ответственности за результаты своего труда;

  • формировать навыки коллективной работы. 

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование: презентация по теме урока с основными понятиями, проектор, интерактивная доска.

учебник: Информатика и ИКТ. И.Г.Семакин 10-11 класс.

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке информатики. Сегодня у нас урок изучения нового материала.

Слайд 1.

II.  этап.  Актуализация знаний:

Выполняется структура Think Write Round Robin

Обратите внимание на экран. Номера вопросов соответствуют номерам столов.

Слайд 2.

Повторение:

  1. Посмотрите на экран, и попробуйте ответить на вопросы: Чем отличаются понятия «информация» и «данные»?

  2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

  3. В каких областях жизни человека преобладают информационные процессы?

Время 3 мин. Теперь записываем в тетрадях обсуждаем начиная с участника №1.

Теперь, отвечаем на поставленные вопросы. Выслушаем участников под № 2.

Сегодня мы с вами познакомимся,  что же такое информационные системы (ИС)  и какие они бывают. Может кто-нибудь из вас знает, что же такое ИС? Можете ли вы привести пример информационных систем?




Выполняется структура Zoom In

Видео Электронные системы:

Изменилось ли ваше мнение после просмотра видео?

Запишите, что нового вы узнали.





Ученики обдумывают, записывают и обсуждают свои ответы в команде.


1. Данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач.

2. Это процесс сбора (приема), обработки (преобразования), передачи (обмена) и хранения информации.

3.  Он хранит информацию - либо в собственной памяти, либо на внешних носителях. Он обменивается информацией непосредственно, или с помощью тех или иных технических средств.

Ученики записывают свои мысли и примеры на листках

Просмотр видеоролика.

Ученики записывают на листках

III этап. Изучение нового материала.

Слайд 3.

Вспомним? Что называется системой?

Нередко мы употребляем понятия «простой объект», «сложный объект». А размышляли ли вы о том, в чем разница между простым и сложным? На первый взгляд, возникает такой очевидный ответ: сложный объект состоит из множества простых. И чем больше в нем таких «деталей», тем предмет сложнее. Например: колесо, руль и другие детали велосипеда - простые объекты, а сам велосипед, собранный из этих деталей, сложное устройство.

Как по-другому назвать этот сложный объект?
Попробуйте сами дать определение системы.

Слайд 4.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Система — это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое. Всякая система имеет определенное назначение (функцию, цель).

А другие части велосипеда чем являются?

Подсистема – система, входящая в состав какой либо другой, более крупной системы.

Но только ли в количестве деталей заключается различие между простым и сложным?

Рассмотрим кучу кирпичей и дом, построенный из этих кирпичей. Как бы много ни было кирпичей в куче, ее нельзя назвать системой, потому что в ней нет единства, нет целесообразности. А жилой дом имеет вполне конкретное назначение — в нем можно жить. В кладке дома кирпичи определенным образом взаимосвязаны, в соответствии с конструкцией. Конечно, в конструкции дома кроме кирпичей имеется много других деталей (доски, балки, окна и пр.), все они нужным образом соединены и образуют единое целое — дом.

Какие свойства вы можете выделить системы?

Первое главное свойство системы — целесообразность. Это назначение системы, главная функция, которую она выполняет.

Второе главное свойство системы — целостность. Нарушение элементного состава или структуры ведет к частичной или полной утрате целесообразности системы.

Всякая система определяется не только составом своих частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое. Все части (элементы) системы находятся в определенных отношениях или связях друг с другом. Здесь мы выходим на следующее важнейшее понятие — понятие структуры.

Структура — это порядок связей между элементами системы.

Из тех же самых кирпичей и других деталей кроме жилого дома можно построить гараж, забор, башню. Все эти сооружения строятся из одних и тех же элементов, но имеют разную конструкцию. Можно сказать, что они различаются структурой. И от структуры зависят свойства и назначение системы.

Например, с зависимостью свойств различных систем от их структуры вам приходилось и еще предстоит встретиться в разных школьных дисциплинах. Например, известно, что графит и алмаз состоят из молекул одного и того же химического вещества — углерода. Но в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую структуру, а у графита структура совсем другая — слоистая. В результате алмаз — самое твердое в природе вещество, а графит мягкий, из него делают грифели для карандашей.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В связи с этим дадим более ясное определение ИС:

Информационная система (ИС) — это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи информации, имеющая определённую практическую сферу применения.

Классификация ИС

Слайд 5.

По техническим средствам

Один компьютер        Локальная сеть      Глобальная сеть

1. Самой простой  и очевидной классификацией является классификация по областям применения. В этой связи можно говорить об информационных системах в экономике (АСЭ – автоматизированные системы в экономике), в образовании (АСО), в научных исследованиях (АСНИ) и т.д.

Слайд 6.

2. Еще одним классификационным признаком может выступать характер информации, которой оперирует ИС. С этой точки зрения все информационные системы принято делить на фактографические и документальные. 

Под фактографическим типом данных принято понимать данные представляющие собой  описание некоторых фактов предметной области.

Например, фактом являются данные на конкретного человека (ФИО, адрес, паспортные данные и т.п.),  книгу (автор, название, год издания и т.п.), машину (марка, год выпуска, производитель и т.п.) и т.д. Другими словами, факт в информационной системе предстает в виде набора некоторых свойств (атрибутов), количественное значение которых, как правило, выражается простым типом данных. Характерным представителем фактографических информационных систем является широко известная в бухгалтерских кругах «1С бухгалтерия».

Типичным примером документальных информационных систем являются справочные юридические системы типа Гарант, Консультант+ и т.п. Поисковые Интернет системы также являются представителями документальных систем. Реальные информационные системы часто оперируют некоторой смесью фактографической и документальной информации, тем более что современные СУБД, на основе которых, как правило, и строятся современные ИС,  предоставляют мощные инструментальные средства для манипулирования информацией того и другого типа.

Слайд 7.

3.Наконец, информационные системы можно классифицировать  и по той роли, которую они играют в профессиональной деятельности. Таким образом,  можно выделить следующие ИС:

Системы автоматизированного управления. ИС данного типа предназначены для решения задач автоматизации процессов управления. Выделяют также классы систем управления персоналом и систем управления технологическими процессами. АСУ (автоматизированная система управления), САУ(система автоматического управления - без участия человека).

Слайд 8.

Вычислительные информационные системы.  Данные системы предназначены для проведения оперативных расчетов и обмена информацией между рабочими местами в рамках одной организации. В данном классе выделяются также системы автоматического проектирования (САПР).

Поисково-справочные информационные системы. Данные системы предназначены для сбора, хранения и поиска информации справочного характера. Такие системы не заменимы в конкретных областях знаний: медицине, юриспруденции, программированию и др.

Системы принятия решения.  Системы этого класса предназначены для автоматизации поиска решения руководящего состава. Особенностью задач принятия решений являются: недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и не четкость, слабая формализация и наличие качественных оценок. В качестве ИС для принятия решений используются системы, построенные на основе алгоритмов искусственного интеллекта и баз знаний. Часто такие системы поддерживают естественно-языковой интерфейс.

Информационные обучающие системы. К информационным обучающим системам относят: системы программного обучения, системы для деловых игр и тренажерные комплексы.

IV этап. Закрепление новой темы.

Выполняется структура Mix Pair Sharе

Запишите на листочках, для чего человеку нужны информационные системы?

Значение информационной системы.

Слайд 9.

Система - любой объект, который рассматривается и как единое целое, и как совокупность объектов, объединенных для достижения определенного результата




 Велосипед — это система. Его назначение — быть транспортным средством для человека.







Подсистемой.


















Целесообразность, целостность, структурированность.




































































































Ученики под музыку смешиваются, делятся своим мнением: Освобождение работников от рутинной работы за счет её автоматизации Обеспечение достоверности информации Обеспечение более рациональной организации переработки информации на компьютере.

IV этап. Итог урока.

Подведение итогов урока, выставление оценок.


V этап. Домашнее задание.

Слайд 10.

§24, стр. 137

Выучить основные понятия по теме, ответить на вопросы.



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Информационные системы"

Автор: Абдулаев Шамиль Ш.

Дата: 20.11.2019

Номер свидетельства: 527868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока по теме: "Теория баз данных. Классификация баз данных. Иерархическая и сетевая модель" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tieoriia-baz-dannykh-klassifikatsiia-baz-dannykh-iierarkhichieskaia-i-sietievaia-modiel"
    ["file_id"] => string(6) "119867"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413545700"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по информатики "Информационное моделирование" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-informatiki-informatsionnoie-modielirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "114297"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411406158"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспекты уроков по теме: "Системы управления БД" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekty-urokov-po-tiemie-sistiemy-upravlieniia-bd"
    ["file_id"] => string(6) "103809"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402637758"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План конспект урока производственного обучения по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_proizvodstviennogho_obuchieniia_po_profiessii_08_01_07_mast"
    ["file_id"] => string(6) "465751"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1523383889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства