Учитель: -Что такое текст? (На слайде №2 написаны слова определения текста, нужно правильно сконструировать предложение: Любое, текст, высказывание, существующее, Словесное, написанное, или, в устной форме, напечатанное Ученики: - составляют определение «текст» и зачитывают его. (Слайд №3.Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.) Учитель: Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией. Учитель: Поиграй с текстом: измени текст так, чтобы в каждой строчке смысл был разным. ( слайд №4 Казнить нельзя помиловать; Казнить нельзя помиловать) Ученики: -расставляют запятые и объясняют смысл предложения с учетом запятых; Учитель: -Вставь пропущенные буквы, чтобы получились разные слова: (Слайд №4 коса-*оса, река-р*ка, шлюпка-шл*пка;) ученики: -вставляют буквы и называют слова: коса-роса, река-рука, шлюпка-шляпка; Учитель: -Какое свойство текста ты заметил? Ученики: -при замене букв или расстановке знаков препинания – смысл текста изменяется; Учитель: Слайд 5. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл. Учитель. Слайд 6. На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Раньше носителями информации могли служить: камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага и только к концу XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машина. Но все равно для того чтобы внести изменения в текст его нужно было заново переписывать, а это очень длительный и трудоемкий процесс. Учитель: Появление компьютеров изменило технологию письма. Слайд 7. (Возможности компьютера). Учитель: Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами называют документом. Учитель: Давайте приведем примеры текстовых документов. Ученики вместе с учителем: Текстовый документ может быть статьей, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлением, поздравительной открыткой. Учитель: Слайд 9. Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент. Символ - цифра, буква, знак препинания и т.д. Слово - произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.) Ограниченная с двух сторон служебными словами (такими как пробел, запятая, скобка и др.). Строка - произвольная последовательность символов, между левой и правой границами документа. Абзац - произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзацы. Фрагмент - произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст. Учитель:-Какой современный инструмент облегчает работу с текстом? Ученики:-компьютер, программы для работы с текстом текстовые процессоры; Учитель: -Рассмотрите окно текстового процессора и отметь основные элементы его окна;(Слайд 10) Ученики: Рассматривают рисунок слайда №10 и называют основные элементы окна текстового процессора. Учитель: 11 слайд. Подготовка документа на компьютере состоит из нескольких этапов: ввод (набор) текста, редактирование, форматирование и печать. Учитель: 12 слайд. Ввод (набор) текста, как правило, осуществляется с помощью клавиатуры. Место для ввода очередного символа текста указывается на экране монитора с помощью мигающей вертикальной черты - курсора. Учитель: Давайте посмотрим на слайд и узнаем каких правил следует придерживаться при вводе текста. (Слайд 12). Учитель: слайд 13. Следующий этап подготовки документа - это редактирование. В результате которого происходит проверка документа на его правильность и исправляются обнаруженные ошибки, а также вносятся необходимые изменения. А какие вы знаете основные операции редактирования? Ученики: (вырезать, вставить, копировать). Учитель: Для перемещения по всему документу предназначены специальные клавиши или комбинации клавиш. Давайте посмотрим на слайд и постараемся их запомнить. (Слайд 14) Учитель: Слайд 15. Форматирование – это один из этапов подготовки документа, в ходе которого совершаются различные операции по оформлению документа. На этапе форматирования совершаются различные операции по оформлению документа: выравнивание абзацев ( слайд 16) форматирование шрифта ( слайд 17)и др. Учитель: Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство - принтер. (Слайд 18) Какие типы принтеров вы знаете? Ученики: матричный, струйный, лазерный. |