kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кабинет вычислительной техники и организация его работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кабинет вычислительной техники (КВТ) или кабинет информатики является учебновоспитательным подразделением средней школы, оснащенным комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебнонаглядными пособиями и другим учебным оборудованием для проведения теоретических, практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по информатике и ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кабинет вычислительной техники и организация его работы»

Кабинет вычислительной техники и организация его работы.

Кабинет вычислительной техники (КВТ) или кабинет информатики является учебно воспитательным подразделением средней школы, оснащенным комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно наглядными пособиями и другим учебным оборудованием для прове дения теоретических, практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по информатике и ИКТ. Он также предназначен для преподавания других учебных предметов, трудового обучения, организации общественно полезного и производительного труда учащихся с ис пользованием информационно коммуникационных технологий, для эффективного управления учебно воспитательным процессом. Кабинет может использоваться для организации компьютерных клубов и других форм вне классной работы по информатике в школе.

Помимо компьютеров, локальной сети и периферийного оборудования, в кабинете должно быть следующее оснащение:

набор учебных программ для изучения информатики и отдельных

разделов других учебных предметов; комплект учебно методической, научно популярной и справочной

литературы; стенды для размещения документации и демонстрационных таблиц; журнал вводного и периодического инструктажей учащихся по технике

безопасности; журнал использования компьютеров на каждом рабочем месте; журнал сведений об отказах компьютеров и их ремонте; аптечка первой помощи; средства пожаротушения;

инвентарная книга учета установленного в кабинете оборудования; планы работы кабинета и дооснащения вычислительной техникой; комплект электроснабжения и защитное заземление.

В соответствии с СанПиН при кабинете информатики должна быть лаборантская комната площадью не менее 18 кв. м с двумя выходами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию. В лаборантской комнате должен быть рабочий стол, радиомонтажный стол с местным отсосом воздуха, стеллажи, шкафы, тумбочка для инструментов.

Расположение компьютеров в кабинете является непростой для исполнения задачей. Из всех возможных схем расположения практический интерес представляют две – рядная и по периметру кабинета. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Рядная схема показана на рис. 4.1. При такой схеме рабочее место преподавателя (РМП) с компьютером, принтером, сканером и сетевым оборудованием располагается позади рабочих мест уча щихся (РМУ). Второй рабочий стол учителя располагается у передней стены кабинета, на которую навешивается также классная доска. Вторая вспомогательная доска размещается на стене позади РМП. Рекомендуется использовать магнитные доски с белыми пластиковыми поверхностями, на которых пишут специальными цветными фломастерами, а написанное стирают обыкновенной шерстяной или вельветовой подушечкой. Это позволяет отказаться от мела и меловой пыли, которая, попадая внутрь компьютеров, приводит к преждевременному выходу их из строя.

Расположение компьютеров в два ряда позволяет учителю со своего РМП легко наблюдать за работой каждого ученика не только посредством локальной сети, но и визуально наблюдая изображение на экране каждого компьютера. Находясь за РМП, учитель может, не отвлекая внимания учащихся, выполнять нужную ему работу, проводить индивидуальный опрос учеников и т.п. При объяснении нового материала учитель располагается у перед ней доски, а учащиеся могу находиться на своих рабочих местах или пересесть за двухместные столы по центру кабинета, когда не требуется использование компьютеров.

Наличие столов по центру кабинета позволяет более рационально организовать работу кабинета и учащихся на занятиях. Особенностью учебной деятельности детей является то, что когда они находятся за включенным компьютером, то очень невнимательно воспринимают объясне ния учителя и часто отвлекаются. Поэтому, в случае изучения теоретического материала под руководством учителя, учащиеся садятся за столы без компьютеров по центру кабинета, а после объяснения и выдачи задания они пересаживаются за РМУ. При таком расположении компьютеров свет от окон падает на рабочие столы слева, как и рекомендуется СанПиН.

Недостатком двухрядного расположения является то, что в этом случае трудно обеспечить необходимое расстояние между столами в 2 метра (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого ви деомонитора). Однако при использовании плоских мониторов это расстояние выдержать легче.

На рис. 4.2 приведен план кабинета информатики вытянутой прямоугольной формы, рекомендуемый в работе. В этом случае компьютеры располагаются вдоль двух стен кабинета. На указанном плане требуемая пло щадь под компьютерный класс должна составлять 84 кв. метра, на которой размещается 12 РМУ, одно РМП, 9 двухместных ученических столов по центру, два шкафа, электрощит и умывальник. Расстояние между боковыми поверхностями компьютеров составляет требуемые 1,2 метра. Если комната для класса имеет квадратную форму, то рекомендуется располагать РМУ по периметру вдоль трех стен.

Достоинством такой схемы размещения РМУ является более рациональное использование площади помещения и наи меньшее влияние вредных факторов, обусловленных работой электроннолучевых мониторов соседних компьютеров.

Рис. 4.1. Схема размещения компьютеров в КВТ в два ряда

Рис. 4.2. Схема КВТ с лаборантской комнатой

Недостатком схемы является то, что учащиеся, сидящие за мониторами у оконной стены, обращены лицом к окнам, а на поверхности экранов мониторов у противоположной стены образуются блики от окон.

Поэтому, при расположении компьютеров по периметру стен кабинета, работа должна осуществляться при постоянно зашторенных окнах и искусственном освещении. Кроме того, учителю не видно изображение на экранах мониторов компьютеров, находящихся у боковых стен и ему приходится или контролировать работу учеников по локальной сети, или всё время курсировать по классу.

Стол учителя и РМП должны располагаться на подиуме. Рядом можно разместить подставку для кодоскопа. Ориентация окон кабинета должна быть преимущественно на север или северо восток. Не допускается такое расположение рабочих мест, когда основной световой поток от окон был направлен спереди или сзади учащихся. В кабинете информатики обязательным должно быть заземление, подсоединенное к общему заземляющему контуру всего здания. Электрические силовые кабели, линии связи локальной сети должны быть смонтированы в металлических рукавах или пластмассовых трубках. Столы с компьютерами должны оборудоваться в соответствии с требованиями безопасности и неподвижно крепиться к полу.

Все компьютеры должны быть заземлены через розетку электропитания.

Электропитание компьютеров должно осуществляться от специального электрощита или комплекта электро оборудования для КУВТ,

оборудованного устройством защитного отключения. Устройство защитного отключения должно обеспечивать отключение питающего напряжения от РМУ и РМП при возникновении токов утечки на землю свыше 10 мА, а также при перегрузках и коротких замыканиях. Щит электропитания должен также иметь аварийное ручное отключение. Во время проведения занятий учитель лично производит подключение электропитания к РМУ и его отключение.

Демонстрационный цветной телевизор или монитор должны иметь экран с диагональю не менее 61 см. Телевизор и электронный проектор монтируются на кронштейнах на высоте 2 метра от пола. При этом расстояние между телевизором и первым двухместным ученическим столом (для теоретических занятий) должно быть не менее 3 метров. Для демонстрации изображений с помощью кодоскопа и электронного проектора может использоваться белая классная доска, однако желательно для этих целей иметь отдельный экран.

В последнее время в школы стали поступать классные доски нового поколения – электронные интерактивные доски. Всё написанное на них специальным маркером заносится в память компьютера. На неё также выводится изображение из памяти компьютера. Элементами изображения на доске можно управлять простым касанием к ним.

Монтаж кабинета, силовых щитов, электрических розеток, проводку силовых кабелей, заземления, пожарно охранной сигнализации в соответствии с правилами и нормами должны осуществлять специализированные организации, имеющие лицензии на данные виды работ. Ввод кабинета информатики в эксплуатацию производится после разрешения центров санэпиднадзора.

В качестве средств пожаротушения разрешается применять порошковые и углекислотные огнетушители, которые позволяют ликвидировать возгорание аппаратных средств, находящихся под электрическим напряжением. С точки зрения минимизации повреждений оборудования предпочтение следует отдавать использованию углеки слотных огнетушителей. В кабинете должно быть не менее двух огнетушителей.

Кабинет должен быть организован как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, способствующая оптимальной организации учебного процесса, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Для руководства работой КВТ приказом директора школы назначается заведующий кабинетом из числа учителей информатики. Заведующий является организатором работы кабинета и его оборудования, работы учителей и учащихся. Он обеспечивает использование кабинета в со ответствии с учебным планом школы, разрабатывает перспективный план оснащения кабинета, принимает меры по его дооборудованию и пополнению учебно наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Он так же несет ответственность за сохранность оборудования и средств вычислительной техники, за ведение инвентаризационного журнала, за содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременную и тщательную профилактику вычислительной техники, реги страцию отказов и организацию ремонта, за поддержание в кабинете санитарно гигиенических требований и требований техники безопасности. Заведующий кабинетом принимает участие в планировании загрузки КВТ учебными, кружковыми, факультативными и другими занятиями с учащимися. Все виды занятий в КВТ проводятся при обязательном присутствии преподавателя.

Важным направлением работы КВТ является учебно методический семинар по вопросам преподавания информатики и использования вычислительной техники и кабинета преподавателями других дисциплин, для распространения опыта применения информационных технологий в учебном процессе школы. В тех случаях, когда учителя предметники не овладели в полной мере компьютерной техникой, предполагается финансирование совместной работы двух учителей (информатики и предметника) при проведении занятий по учебным предметам с использованием информационных технологий.

В помощь работе заведующему КВТ назначается лаборант или техник.

Типовое штатное расписание школы (приложение к приказу № 373 Минообразования РФ от 2 сентября 1996 г.) предусматривает при наличии оборудованного кабинета информатики следующие должности: в кабинетах, имеющих 20 комплектов работающих компьютеров – 1 ставка лаборанта, 21–

30 комплектов – 1 ставка техника, свыше 30 комплектов – 1 ставка специалиста (инженера) и 1 ставка лаборанта.

Лаборант (техник) находится в непосредственном подчинении заведующего кабинетом и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему программных и аппаратных средств КУВТ, правила ухода за ним, условия хранения техники и наглядных пособий. В соответствии с перспективным планом развития КВТ лаборант участвует в приобретении необходимого оборудования, ведет учётность и инвентаризационные ведомости. По плану учителя и под его руководством лаборант готовит оснащение и оборудование к уроку. Он обеспечивает соблюдение учащимися правил техники безопасности, постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи, регистрирует отказы техники, проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования.

1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Кабинет вычислительной техники и организация его работы

Автор: Иван Анатольевич Беляев

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Организация и осуществление учебно-методической работы"
    ["seo_title"] => string(68) "orghanizatsiia-i-osushchiestvlieniie-uchiebno-mietodichieskoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "297240"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456157212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Техника безопасности и организация рабочего места "
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnika-biezopasnosti-i-orghanizatsiia-rabochiegho-miesta"
    ["file_id"] => string(6) "187879"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426593963"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методические рекомендации по выполнению практических работ "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-praktichieskikh-rabot"
    ["file_id"] => string(6) "215510"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432716938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Информация. Информационные процессы "
    ["seo_title"] => string(42) "informatsiia-informatsionnyie-protsiessy-1"
    ["file_id"] => string(6) "106598"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403036437"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства