Тема урока: «Развитие вычислительной техники».
Тип урока: урок - виртуальная экскурсия.
Оборудование:
Цель урока: формирование знаний обучающихся по истории развития вычислительной техники.
Задачи:
познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики как в период до появления компьютеров, так и в компьютерную эпоху через виртуальную экскурсию;
сформировать представление об основных этапах развития ВТ, о поколениях ЭВМ, о развитии отечественной индустрии в области вычислительной техники;
научить выделять главные моменты из общего материала и составлять конспект в тетради;
воспитывать аккуратность и бережное отношение к технике.
Литература:
Л.Л. Босова «Уроки информатики в 5 – 7 классах: методическое пособие», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Л.Л. Босова «Информатика: Учебник для 6 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Л.Л. Босова «Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
http://wiki.mvtom.ru/index.php/Этапы_развития_вычислительной_техники#.D0.AD.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.8D.D1.82.D0.B0.D0.BF
http://www.school1411.ru/study-it/index.php?option=com_content&view=article&id=53:2010-09-12-18-53-48&catid=36:class6&Itemid=56
http://www.coolreferat.com/История_развития_вычислительной_техники_3
http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98656999
http://schools.keldysh.ru/scH444/mUsEUm/1_17-0.htm
http://www.inf1.info/computergeneration
http://www.marcoins.ru/sovetskie-komputery.htm
http://www.ivt.psati.ru/metods/Inf/El_Uch_Inf_Alekseev/book/1.4.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Арифмометр_Однера
План урока:
Организационная часть – 1 мин.
Сообщение темы и постановка целей урока – 1 мин.
Восприятие нового материала – 2 мин.
Изложение и осознание учащимися нового материала – 20 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Работа в тетрадях –12 мин.
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания – 2 мин.
Ход урока
Организационная часть
Сообщение темы и постановка целей урока
Слайд 1.
- Ребята! Тема нашего урока – История развития вычислительной техники.
- Наш урок мне хотелось бы начать высказыванием Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!»
- И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идёт развитие вычислительной техники, её возможностей, областей применения.
Слайд 2.
- Какие же цели мы поставим себе сегодня?
Слайд 3.
- Сегодня на уроке вы узнаете, какие изобретения предшествовали созданию компьютера.
Восприятие нового материала
Слайд 4.
- Для достижения нашей цели сегодня мы совершим виртуальное путешествие в глубь времён «Вычислительная техника и человек», посетим Политехнический музей в Москве и даже окажемся в Берлине 1941 года.
- Откройте тетради и запишите тему урока.
- Прежде, чем отправиться в виртуальную экскурсию «Вычислительная техника и человек» отгадайте загадки.
Слайд 5.
Загадка 1.
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук! (счеты)
Загадка 2.
Что-то бабушкины счёты
Брать с собою неохота.
Лучше я возьму ребята,
В школу новый… (калькулятор)
Загадка 3.
Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно,
Что загадка про… (компьютер)
Изложение и осознание учащимися нового материала
Слайд 6.
- Познакомимся с маршрутом нашей экскурсии.
- Развитие вычислительной техники охватывает несколько периодов:
домеханический, механический и электронно-вычислительный этап.
- Также узнаем какие учёные разрабатывали те или иные вычислительные механизмы.
- Совершим остановку на 1 этапе нашей экскурсии «Домеханический период».
- Запишите в тетради:
I. Домеханический период.
Слайд 7
- Счёт на пальцах – самый древний и наиболее простой способ вычисления. Сама природа подарила человеку этот замечательный вычислитель.
Слайд 8
- Обнаруженная в Чехии при раскопках так называемая «Вестоницкая кость" с зарубками, оставленная древним человеком 30 тысяч лет назад, указывает на то, что уже тогда предки современного человека были знакомы с зачатками счёта.
-У всех народов пальцы рук были инструментом счёта в начале своего развития.
Слайд 9.
- Один из дошедших до наших дней счёт с помощью пальцев рук придумали греки. Они сохранили счёт на пальцах в качестве практического средства до середины 19 века!
- Какой же самый первый вычислитель подарила человеку природа?
- Запишите в тетради: 1) Пальцы.
Слайд 10.
Чтобы сделать процесс счета более удобным, первобытный человек начал использовать вместо пальцев узелки, засечки, небольшие камни.
Слайд 11.
Развитие государств и усиление торговых отношений между ними привело к созданию первого инструмента для счёта.
Это приспособление представляло собой деревянную дощечку, посыпанную морским песком, на котором наносились бороздки. Размещенные в этих бороздках камешки обозначали цифры. Так были изобретены первые в мире счёты, которые назывались АБАК.
Слайд 12.
- Немного позже вместо деревянных дощечек стали использовать каменные плиты с выточенными в них желобками. Одна из таких плит была обнаружена на острове Саламин в Эгейском море в 1899 году. «Саламинская доска», была изготовлена примерно за 300 лет до н.э. По периметру плиты были также высечены буквы греческого алфавита.
Слайд 13.
- У китайцев счёты назывались - «СУАНЬ-ПАНЬ", у японцев - «СЕРОБЯН», а в России был в ходу «ДОЩАТЫЙ ЩОТ». Выглядели счёты по-разному, но принцип вычисления у всех был одинаков.
- Вычисления на них проводились путем перемещения счётных костей.
- Запишите в тетради: 2) Абак, суань-пань, серобян, русские счёты.
- В Китае до сих пор в школах учатся устно считать с помощью суань-пань.
- Давайте посмотрим об этом небольшой видеосюжет.
Слайд 14.
(видеофильм о том, как в Китае считают на счётах)
Слайд 15.
- Первым устройством для выполнения умножения был набор деревянных брусков, известных как палочки Непера. Они были изобретены шотландцем Джоном Непером (1550-1617гг.). На таком наборе из деревянных брусков была размещена таблица умножения.
- Кроме этого, Джон Непер изобрел логарифмы.
- Запишем в тетрадь: 3) палочки Непера.
Слайд 16.
- В 1654 г. Роберт Биссакар, а в 1657 г. независимо от него Сет Патридж (оба из Англии) разработали прямоугольную логарифмическую линейку – это счётный инструмент для упрощения вычислений. С помощью логарифмической линейки расчёты проводились вплоть до 50 годов XХ века.
- Запишем в тетрадь: 4) Логарифмическая линейка (Роберт Биссакар (1654г.) и Сет Патридж(1657г.)).
Слайд 17.
- В конце XIX века офицером французской армии Амеди Маннхеимом (1831-1906) была разработана круглая логарифмическая линейка. Расчёты стали более точные.
Слайд 18. (щёлкать мышкой)
- Наше виртуальное путешествие подошло ко второму периоду развития вычислительной техники.
- Запишем в тетради: II. Механический период.
Слайды 19,1 и 19.2.
- Эскиз механического счетного устройства с десятью колесами был разработан еще Леонардо да Винчи (1452— 1519).
- В 1968 году, по эскизам Леонардо да Винчи, было построено и продемонстрировано счётное устройство для нахождения суммы.
- Запишем в тетради: 1) Эскиз машины сложения Леонардо да Винчи.
Слайд 20.
- Первая механическая счетная машина была изготовлена в 1623 г. профессором математики Вильгельмом Шиккардом (1592—1636). В ней были механизированы операции сложения и вычитания, а умножение и деление выполнялось с элементами механизации.
- Запишем в тетради: 2) Счётная машина Вильгельма Шиккарда (1623 г.)
Слайд 21.
- В 1642 г. французский учёный Блез Паскаль изобрел механическую счётную машину, которая могла выполнять четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Позже такие вычислительные машины стали называть АРИФМОМЕТРАМИ.
- Запишем в тетрадь: 3) Арифмометр Паскаля Блеза (1642г.).
Слайд 22.
- В 1673 г. другой великий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц создал более усовершенствованный арифмометр.
- Запишем в тетрадь: 4) Арифмометр Лейбница (1673г.).
Слайд 23.
- В России наиболее распространёнными счётными машинами стали арифмометры, созданные в 1880 году Вильгодтом Теофилом Однером. Они выпускались в СССР до 1981 года!
- Запишем в тетради: 5) Арифмометр Однера (1880 – 1981 годы).
Слайд 24.
(видеофильм как считали на арифмометре)
Слайд 25.
- Наше виртуальное путешествие подходит к концу. Наконец мы плавно подошли к третьему этапу развития вычислительной техники.
- Запишем в тетради: III. Электромеханический этап.
Слайд 26.1 – 26.2 – 26.3 (видеофильм).
- Первый счётно-аналитический электронный комплекс был создан в США Германом Холлеритом в 1887 году, и состоял из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора.
- А сейчас мы с вами попадём в московский Политехнический музей и посмотрим небольшой сюжет о работе машины Холлерита.
- Запишем в тетради: 1) счётная машина Холлерита (1887г.).
Слайд 27.1 – 27.2 – 27.3 (видеосюжет).
- 1941 год. Великая Отечественная война в самом разгаре. Немецкий инженер Конрад Цузе построил первую электронную программируемую вычислительную машину. Прообраз современного компьютера. Но из-за войны его открытие осталось никому не известным.
- Посмотрим ещё один видеосюжет об изобретении Конрада Цузе.
- Запишем в тетради: 2) Электронная вычислительная машина Конрада Цузе (1941г.).
Слайд 28.
- На этом электромеханический этап развития вычислительной техники не закончился. На следующем уроке мы продолжим знакомиться с развитием вычислительной техники от первого поколения электронно вычислительных машин (ЭВМ) до суперкомпьютеров наших дней.
- А пока подведём итоги.
Слайд 29.
Какое устройство изобрёл Герман Холлерит и для чего?
Как звали человека, первым изготовившим программируемую электронную счётную машину, прототип компьютера?
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Слайды 30 – 33.
Слайды 34 – 36 (ответы открываются по щелчку).
Слайд 37.
- Закончить нашу виртуальную экскурсию мне хочется словами Эннио Флайана.
- «Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека».
- Сегодня на уроке вы услышали много интересной информации, посмотрели, как выглядели вычислительные приборы разных поколений, все это помогло нам изучить историю развития вычислительной техники до появления компьютера.
Слайд 38.
Слайд 39.
Слайд 40.