Информационные процессы. Передача и хранение информации
Информационные процессы. Передача и хранение информации
Обучающиеся изучат виды информационных процессов: обработка, передача, хранение. Узнают, что человек хранит информацию в собственной памяти и на внешних носителях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
содействовать развитию логического мышления, способности к анализу;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитательная:
воспитание общей и информационной культуры;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
воспитание избирательного отношения к полученной информации.
Задачи урока
рассмотреть основные информационные процессы;
научиться вычислять скорость передачи информации.
Планируемые результаты обучения. Формирование УУД
Предметные:
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях;
формирование умения применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
владение общепредметными понятиями «информация», «информационные процессы», «обработка, передача, хранение информации»;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Личностные
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Оборудование:
компьютер учителя;
компьютеры обучающихся;
мультимедийный проектор и экран;
презентация.
Тип урока: комбинированный – объяснение нового материала и закрепление полученных знаний (выполнение заданий)
Ход урока
Организационный момент
Тема урока: «Информационные процессы. Передача и хранение информации».
На уроке мы рассмотрим:
понятия «информация», «информационные процессы», «обработка, передача, хранение информации»;
формы представления информации;
типы обработки информации;
Объяснение нового материала
Итак, рассмотрим основные понятия темы урока.
Информационные процессы – это процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, то есть совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией, для получения какого-либо результата (достижения цели).
Давайте вспомним курс основной школы. Вам известно, что по форме представления информация бывает текстовая (передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка), числовая (в виде цифр и знаков (символов), обозначающих математические действия), графическая (в виде изображений, предметов, графиков), звуковая (музыкальная) и мультимедийная (комбинированная).
Основными информационными процессами являются сбор информации, обработка (изменение содержания), передача (перенос на другой носитель) и хранение информации.
Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения формы ее представления или содержания.
И снова вспомним курс основной школы из которого вам известно, что существует два различных типа обработки информации:
обработка, связанная с получением новой информации (например, исследование модели, вычисление по формулам и др.);
обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая ее содержания (кодирование, то есть преобразование представления информации из одной символьной формы в другую; один из вариантов кодирования – шифрование, преобразование открытой информации в зашифрованную, недоступную для понимания посторонними; систематизация, структурирование данных – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое; поиск и отбор информации).
Общая схема обработки информации может быть представлена следующим образом:
исходные данные – информация, которая подвергается обработке;
правила – это информация процедурного типа; они содержит сведения для исполнителя о том, какие действия требуется выполнить, чтобы решить задачу;
исполнитель – тот объект, который осуществляет обработку (человек или компьютер).
Процессы обработки информации
Кодированиеинформации – это обработка информации, которая заключается в её преобразовании в некоторую форму, удобную для хранения, передачи, обработки информации.
Код – это система условных обозначений (кодовых слов), которые используются для представления информации. Коды бывают равномерные и неравномерные.
Кодовая таблица – это совокупность используемых кодовых слов и их значений.
Задание 1. Кодирование и декодирование информации.
Заполните пропуски в тексте.
Схема ____________ информации включает в себя исходные _____________, ______________ обработки исполнителя, _______________.
обработкипереработки данные запросы правила
условия результаты итоги
Задание 2. Ниже приведены фрагменты страниц базы данных участников конкурса исполнительного мастерства.
На основании этих таблиц установите, представители скольких стран исполняют Моцарта? Ответ _______________
Передача информации
Осуществляется от источника информации к приемнику информации через канал связи.
Шум
Защита
Источник информации
Кодирующее устройство
Канал
связи
Декодирующее устройство
Приемник информации
Схема передачи информации
Это схема модели процесса передачи информации по техническим каналам связи, предложенная Клодом Шенноном.
При передаче сигнала могут возникать разного рода помехи, которые искажают передаваемый сигнал и приводят к потере информации. Их называют шумом.
Сигнал – это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации. Формирование любого сигнала связано с передачей сообщения (форма представления информации) от отправителя (источника) к получателю (приемнику).
Важной характеристикой современных технических каналов передачи информации является их пропускная способность, то естьмаксимально возможная скорость передачи информации, измеряемая в битах в секунду (бит/с). Пропускная способность канала связи зависит от свойств используемых носителей (электрический ток, радиоволны).
Итак, пропускная способность канала – это количество информации, передаваемое в единицу времени.
V = I / t,
где V – пропускная способность канала;
I – объём переданной информации;
t – время передачи информации.
Основные единицы измерения пропускной способности канала:
бит/с, Кбит/с, Мбит/с.
Скорость передачи информации по каналу зависит от пропускной способности канала, а также от длины закодированного сообщения, определяемой выбранным алгоритмом кодирования информации.
Современные технические каналы связи обладают рядом достоинств:
высокая пропускная способность, обеспечиваемая свойствами используемых носителей;
надёжность, связанная с использованием параллельных каналов связи;
помехозащищённость, основанная на автоматических системах проверки целостности переданной информации;
Объём переданной информации I вычисляется по формуле:
I = V · t,
где V – пропускная способность канала (в битах в секунду);
t – время передачи информации.
Задание 3.Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 64000 бит/с. Определите, сколько времени (в секундах) займет передача файла объемом 375 Кбайт по этому каналу?
Хранение информации
Сохранить информацию – значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе. Носитель информации – это материальная среда, используемая для записи и хранения информации.
Основным носителем информации для человека является его собственная память.
По отношению к человеку все прочие виды носителей информации можно назвать внешними.
Виды внешних носителей менялись со временем: в древности это были камень, дерево, папирус, кожа и др.
Долгие годы основным носителем информации была бумага.
Появление таких устройств стало возможно, благодаря разработке принципиально новых носителей информации, которые:
обладают большой информационной ёмкостью при небольших физических размерах;
характеризуются низким энергопотреблением при работе;
имеют долгий срок службы.
Всеми этими качествами обладает флеш-память.
Рефлексия и подведение итогов урока.
Сегодня мы узнали, что же делает человек с полученной информацией. Изучили виды информационных процессов: обработка, передача, хранение. Узнали, что человек хранит информацию в собственной памяти и на внешних носителях.
Список использованных источников:
К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1. — М.: Бином, Лаборатория знаний, 2013.
Электронное приложение к учебнику по информатике К. Ю. Поляков 10 класс. Презентация.