· познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;
· дать представление о предмете изучения.
Основные понятия:
· информация;
· информатика;
· компьютер;
· данные.
Оборудование:
· Плакат 1. Техника безопасности.
· Плакат 2. Как мы воспринимаем информацию.
Ход урока:
1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)
ТБ в кабинете информатики:
· входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
· не входите в верхней и влажной одежде;
· не включайте самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
· не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
· убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
· чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;
· включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
· не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
· не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
· работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
· на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
· не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
· не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
· не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
· при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
· выйдите из прикладных программ;
· с разрешения учителя выключите ПК;
· наведите порядок на рабочем столе;
· приставьте стул;
· сдайте рабочее место учителю.
2) Знакомство с учебником: с.6.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информация. Информатика. Компьютер.»
Урок 1
Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
Цели урока:
познакомить учащихся с учебником;
познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;
дать представление о предмете изучения.
Основные понятия:
информация;
информатика;
компьютер;
данные.
Оборудование:
Плакат 1. Техника безопасности.
Плакат 2. Как мы воспринимаем информацию.
Ход урока:
1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)
ТБ в кабинете информатики:
входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
не входите в верхней и влажной одежде;
не включайте самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;
включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
выйдите из прикладных программ;
с разрешения учителя выключите ПК;
наведите порядок на рабочем столе;
приставьте стул;
сдайте рабочее место учителю.
2) Знакомство с учебником: с.6.
3) Объяснение нового материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, плакат 2.
Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире.
Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Задание: №4 или №5 §1.1.
Задание №4 §1.1.
Заполните следующую таблицу:
Вид информации
Чувство
Орган
Зрительная
Зрение
Глаза
Звуковая
Слух
Уши
Вкусовая
Вкус
Язык
Обанятельная (запах)
Обоняние
Нос
Осязательная (ощущение)
Осязание
Кожа
Задание №5 §1.1.
Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для различных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.)
Ответ: у орла наиболее развито зрение; у волка — обоняние; у летучей мыши — слух; у дельфина — слух; у крота — осязание.
Рассказ об оптических иллюзиях, подчеркивающий несовершенство наших органов чувств, плакат 2.
Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.
Виды информации по форме представления (таблица): числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.
Данные - информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.
Информатика - наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера (провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера).
Задание РТ: №4 с.56.
Задание РТ: №4 с.56.
Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
Органы человека
Информационный процесс
Устройства компьютера
Органы чувств
Приём (ввод информации)
Клавиатура, мышь, сканер
Мозг
Хранение информации
Память
Мозг
Обработка информации
Процессор
Органы речи и опрорно-двигательной системы
Передача (вывод информации)
Монитор, принтер
4) Материал для любознательных: §3.10.
"Профессии" компьютера: вычислитель, пишущая машинка, издатель, переводчик, личный секретарь, художник, конструктор, модельер, архитектор, дизайнер, мультипликатор, композитор и музыкант, почтальон, справочное бюро, библиотекарь, бухгалтер, делопроизводитель, врач, учитель, игротека и т.д.
5) Домашнее задание:
§1.1, §2.2, §3.10, вопросы и задания после параграфов.
РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56.
Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
6) Компьютерный проект (творческая работа) по итогам обучения информатики в 5 классе (объявить, что лучшие работы будут представлены на выставке-конференции):
текстовый документ в текстовом процессоре ("Чему я научился на уроках информатики" и др.);
рисунок в графическом редакторе;
комбинированный документ, созданный средствами текстового процессора и графического редактора;
анимация на свободную тему;
слайд-шоу;
презентация и т.д.
7) Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.(Перед началом работы закрепить за учащимися рабочие места.)
Замечание
Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
Литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.