Просмотр содержимого документа
«Этапы решения задач на компьютере»
Тема:Этапы решения задач на компьютере
Цели:
1) образовательные
Повторить пройденный материал по теме: «Определение и свойства алгоритма»;
Изучить этапы решения задач;
Помочь учащимся усвоить виды алгоритмов и базовые алгоритмические структуры;
На примере конкретных задач рассмотреть изученный материал.
2) воспитательные
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности;
3) развивающие
Развитие внимания, памяти и алгоритмического мышления;
Развитие познавательного интереса.
Тип занятия
Комбинированный
Ход занятия
Объяснение новой темы: «Этапы решения задач на компьютере»
Компьютер используется для решения разнообразных задач в различных областях: работа с текстами, создание графических изображений, работа с базами данных, табличные расчеты, решение математических задач, расчет решение инженерных задач, программирование и многое другое.
Обсудим технологию решения прикладной задачи на компьютере.
Решение задачи на компьютере - это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Разберем этапы решения задачи на компьютере и остановимся подробнее на каждом из них:
1. Исследование предметной области
2. Построение математической модели
3. Составление алгоритма
4. Составление программы
5. Отладка и тестирование программы на компьютере
6. Анализ результатов
7. Корректировка
2.1 Исследование предметной области
Предметнаяобласть - определенная часть реального мира, информацию о которой мы собираем и используем.
Здесь:
Определяется, к какой предметной области относится задача (например, к области физики, математики и т.д.)
Происходит четкое и полное описание условий задачи (формулировка задачи)
Проверяется понятность задачи
Проверка полноты исходных данных
2.2 Построение математической модели
Математическая модель – это описание реальности с помощью математических понятий, формул, неравенств и т.д.
На этапе построения математической модели нужно опередить:
а) ограничения и допущения;
б) что дано – перечисление исходных данных; в) результат – что найти; г) как найти – математические соотношения, которые связывают исходные данные с результатами.
2.3 Составление алгоритма
Для начала вспомним, что такое алгоритм и какими свойствами он обладает. Вопросы:
1) Дайте несколько определений алгоритма; почему нет одного общего определения алгоритма для всех наук? (ответ: у каждой науки свои особенности в определении алгоритма);
2) Перечислите свойства алгоритма;
3) Какими свойствами еще обладает алгоритм? (Ответ: результативность и массовость).
Выделяют следующие виды алгоритмов:
вербальный, когда алгоритм описывается на человеческом языке;
символьный, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;
графический, когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем и символьная запись с помощью школьногоалгоритмического языка.
Запишем «шапку» алгоритма на школьном алгоритмическом языке (ШАЯ):
Алгоритм (раздел описаний)
Аргументы:
Результат:
Начало
Команды
Конец.
Решение задач
В аэробусе, вмещающем 160 пассажиров, три четверти мест находятся в салонах экономического класса и одна четверть мест — в салоне бизнес-класса
В аэробусе, вмещающем 160 пассажиров, три четверти мест находятся в салонах экономического класса и одна четверть мест — в салоне бизнес-класса. Стоимость билета в салоне бизнес-класса составляет х рублей, что в два раза выше стоимости билета в салонах экономического класса.
Разработайте программу, которая вычислит сумму денег, полученную авиакомпанией от продажи билетов на этот рейс, если известно, что остались нераспроданными а билетов бизнес-класса и b билетов экономического класса. Выделите все этапы решения этой задачи и опишите свои действия на каждом из них.
Ответ
1-й этап
Дано:
(40 − а) — количество проданных авиабилетов бизнес-класса по цене х рублей за билет; (120 − b) — количество проданных авиабилетов экономического класса по цене х/2 рублей за билет.
Найти:
s — общую сумму, полученную компанией от продажи билетов за рейс.
2-й этап
Для нахождения s можно вычислить значение следующего выражения: (40 − а) * х + (120 − b) * х/2. Здесь а и b — целые величины, s — величина вещественного типа.
3-й этап
4-й этап
program n_13_63; var a, b: integer; s, x: real; begin writeln (‘Подсчет суммы от продажи билетов’); writeln (‘Количество а непроданных билетов бизнес-класса’); readln (a); writeln (‘Количество b непроданных билетов экономического класса’); readln (b); writeln (‘Стоимость билетов бизнес-класса х‘); readln (x); s:=(40−a)*x+(120−b)*x/2; writeln (‘Билетов продано на ‘, s,’ руб.’) end.
5-й этап
Протестировать программу можно по следующим данным:
а = 39, b = 119, х = 2000, s = 3000.
Подведение итогов урока
Итак, вы сегодня узнали, какие существуют этапы для решения задачи на компьютере.