Алгоритм. Свойства и способы описания алгоритма. .
Алгоритм. Свойства и способы описания алгоритма. .
Цель урока: приобретение теоретических знаний в области алгоритмики и навыков графического описания алгоритмов в текстовом процессоре Word.
Задачи урока:
Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.
Развивающая: развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательная: показать связь данной темы с практикой; формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.
Межпредметные связи: математика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: «Алгоритм. Свойства и способы описания алгоритма. Использование компьютера при описании алгоритма»
Цель урока: приобретение теоретических знаний в области алгоритмики и навыков графического описания алгоритмов в текстовом процессоре Word из офисного пакета Microsoft Office.
Задачи урока:
Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.
Развивающая: развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательная: показать связь данной темы с практикой; формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.
Межпредметные связи: математика.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, установлена ОС Windows XP и пакет Microsoft Office.
Этапы урока:
Постановка цели.
Изучение нового материала.
Закрепление знаний.
Домашнее задание.
Работа на ПК.
Физкультминутка
Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Ход урока 1. Постановка цели.
Сегодня поговорим о разнообразных событиях - привычных и сложных, но имеющих нечто общее.
Рассмотрим ряд задач:
распланировать свой день;
испечь торт;
как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;
решить задачу на компьютере;
тронуться с места на автомобиле (велосипеде).
Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?
С порядка выполнения отдельных действий, приводящего к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.
Итак, определена тема урока: «Алгоритмы. Их свойства и способы описания».
2. Изучение нового материала.
Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.
Алгоритмическое мышление – искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.
Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:
целеустремленность и сосредоточенность;
объективность и точность;
логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
умение четко и лаконично выражать свои мысли;
правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;
быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.
Слово «алгоритм» пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени великого ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.
(Аль-Хорезми [имя] + Аритмос [число] → алгоритм)
Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления ЭВМ. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.
Как сформулировать понятие алгоритма?
Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.
Исполнитель алгоритмов
Задача составления алгоритма не имеет смысла, если не известны или не учитываются возможности его исполнителя, ведь выполнимость алгоритма зависит от того, какие действия может совершить исполнитель (СКИ – система команд исполнителя).
Например, прочесть алгоритм решения уравнения сможет и первоклассник, а выполнить его, конечно же, нет.
С другой стороны, малыш трех лет не сможет прочесть правила поведения за столом во время еды, но выполнить их сможет, если ему о них рассказать и показать, что они обозначают.
Команда алгоритма правильна, если исполнитель ее понял и умеет выполнить.
Кто может являться исполнителем алгоритмов?
В качестве исполнителя алгоритмов можно рассматривать человека, любые технические устройства, среди которых особое место занимает компьютер. Компьютер может выполнять только точно определенные операции, в отличие от человека, получившего команду: «Купи чего-нибудь вкусненького» и имеющего возможность сориентироваться в ситуации.
Алгоритм обладает следующими свойствами:
Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.
Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. При этом каждая команда алгоритма входит в состав системы команд исполнителя.
Конечность определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.
Результативность требует, чтобы в алгоритме не было ошибок, т.е. при точном исполнении всех команд процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен определенный постановкой задачи результат (ответ).
Массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи. Пример: алгоритмы «Решение квадратного уравнения», «Приготовить бутерброд».
Алгоритмом также называется информационный процесс, обладающий следующими свойствами:
наличие исполнителя преобразований (с его системой команд).
разбиение всего процесса преобразования на отдельные команды (понятные исполнителю).
определено начальное состояние объекта (над которым производится преобразование) и его требуемое конечное состояние (цель преобразования).
Тип алгоритма определяется характером решаемой (в соответствии с его командами) задачи.
Типовые конструкции алгоритмов:
линейная;
циклическая;
разветвляющаяся;
вспомогательная.
Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
Циклический – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Совокупность повторяющихся действий – тело цикла.
Разветвляющийся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Условие – выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» (ветвь «да») или «ложь» (ветвь «нет»). Возможна полная и неполная форма ветвления.
Вспомогательный – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя. Вспомогательному алгоритму должно быть присвоено имя.
Способы описания алгоритмов:
на естественном языке;
на специальном (формальном) языке;
с помощью формул, рисунков, таблиц;
с помощью стандартных графических объектов (геометрических фигур) – блок-схемы.
Текстовый процессор Word из офисного пакета Microsoft Office позволяет создавать блок-схемы для графического описания алгоритмов.
3. Закрепление знаний.
Составить алгоритмы по заготовке.
4. Домашнее задание
проиллюстрировать на примерах свойства алгоритмов;
составить и описать в виде блок-схемы алгоритм решения задачи: Определить, является ли натуральное число, введенное с клавиатуры в память компьютера, четным. Результат показать на экране в виде сообщения («число четное», «число нечетное»).
5. Работа на ПК
В приложении Word (используя панель «Рисование») из офисного пакета Microsoft Office приобрести следующие навыки:
выбор графических объектов;
действия над объектами (перемещение, изменение размера);
копирование объектов;
удаление объектов;
использование объекта «надпись».
Вычертить блок-схему по заготовке.
6. Физкультминутка. 7. Итог работы. Осмысление и анализ изученного и практического материала. Выставление отметок.