воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Побуждать учеников к само - взаимоконтролю, вызывать у них
потребность в обосновании своих высказываний.
Ход урока
Организационный момент.
Мы с вами закончили изучать тему «Моделирование» и начинаем изучать новую тему, которую вы продолжите изучать в старших классах.
И начать сегодняшний наш с вами урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:
«Алиса спрашивает у кролика:
Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
Все зависит от того, куда Вам надо прийти»
Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?
(Ученики - нужно составить план.)
2. Объяснение темы урока.
Детальный план действий имеет своё определение.
А чтобы узнать какое – это определение нам с вами нужно решить задачу.
Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.
(у доски по одному человеку выходят и ставя ту букву которая у них получилась )
Какое слово получилось? ____________________
АЛГОРИТМ
Детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».
-А чему мы будем с вами учиться на уроке? (составлять алгоритм)
-Запомните цели нашего урока - учиться выделять этапы действия, составлять алгоритм и быть исполнителями алгоритма.
Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского математика аль-Хорезми . Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.
Т. о., алгоритм – это последовательность действий, описывающая способ решения задачи, если эта последовательность обладает особыми свойствами.
- Ребята посмотрите, кто к нам пришёл?
Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер.
- Есть ли у робота мозг?
- Кто управляет действиями робота?
(Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек, но есть роботы – няньки, робот - собака (созданные в Японии) им заложена компьютерная программа которая тоже создана человеком).
- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.
- Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами.
Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота.
План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия.
Вы уже умеете действовать по плану?
План действий – это АЛГОРИТМ.
Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.
- Кто может привести свой алгоритм?
Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.
- Давайте составим алгоритм и пронумеруем действия в нужном порядке.
(РАБОТА НА ДОСКЕ)
ПОСАДИ ДЕРЕВО
Начало
Принеси лопату, лейку и саженец
Выкопай ямку
Поставь саженец в ямку
Засыпь ямку землёй
Налей воды в лейку
Полей саженец
Отнеси лопату и лейку
Конец
- Что получилось у вас?
- Что такое алгоритм?
- Алгоритм, какого действия получился?
- Из чего состоит алгоритм?
- Какая команда первая?
- Какая команда (последняя)?
- Мы справились с этим заданием?
- Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).
- Сейчас мы будем сочинителями, то есть теми, кто придумывает алгоритм. Тот, кто его исполняет, - исполнитель. Сочинять алгоритм может только человек, а исполнять – люди, животные, всевозможные машины, например компьютер, робот, станок, луноход, спутник и даже некоторые механические игрушки.
Посмотрите на доску, внимание на схему
Исполнители бывают разные: формальные и неформальные.
ИСПОЛНИТЕЛИ
- Формальный исполнитель имеет жёстко заданный список выполняемых команд – систему команд исполнителя (СКИ). Он нечего не знает о цели алгоритма. Он выполняет все полученные, не задавая вопросов «почему» и «зачем». При вызове каждой команды совершает элементарное действие. Если исполнение невозможно, возникает отказ.
Управление формальным исполнителем заключается в последовательном вызове команд (нажатии на кнопки, рычаги). Тогда схема взаимодействия выглядит так.
- В отличии от формального исполнителя неформальный исполнитель в ответ на какую-то команду может ответить «не хочется» и не выполнить её.
-Но есть еще и универсальный исполнитель - это человек он способен воспринимать и обрабатывать информацию, составлять и исполнять алгоритмы, выполнять самые различные действия. Кроме того, человек способен к творчеству и может создавать ранее не существовавшие объекты. Например, он может разрабатывать алгоритм, создать компьютер и программы для компьютера. Всё это является результатом творческой деятельности человека.
- Повторим определение СКИ.
Практическая работа.
- Теперь проведём два опыта.
1). В первом исполнителем у нас будет живой хомячок по кличке…..
Понаблюдайте, какой это забавный зверёк! Посмотрим, как он.пройдёт лабиринт.
(Хомяк запускается в лабиринт из прозрачных пластмассовых бутылок. Ученики наблюдают за поведением хомяка)
- Хотя все мы хотим, чтобы он прошёл лабиринт, хомяк может не выполнить эту задачу.
- Каким исполнителем – формальным или неформальным – является хомяк. (неформальным)
2). Второй опыт
На столе собрана электрическая цепь из источника питания, ключа, лампочки. При замыкании ключа лампочка горит, при размыкании нет.
- В каких состояниях может находиться лампочка? (может гореть и не гореть)
- От чего это зависит? (от положения ключа)
- Почему? (при замкнутом ключе ток поступает к лампочке, и она горит)
- Может ли лампочка гореть по своему желанию? (нет)
- Так каким исполнителем – формальным или неформальным – является данная электрическая цепь? (формальным)
V. Обобщение и систематизация знаний.
- Теперь давайте проверим, как вы поняли разницу между исполнителями.
На столе у каждого я положила рисунок. Поднимите руку те, у кого нарисован формальный исполнитель. (компьютер, робот, электрочайник, ракета, машина)
(ученики поднимают руку, а учитель собирает и закрепляет правильно поднятые карточки на доске под надписью «Формальный исполнитель»)
- А теперь поднимите рисунки те, у кого изображён неформальный исполнитель.(кошка, собака, хомяк, белка)
(ученики поднимают руку, а учитель собирает и закрепляет правильно поднятые карточки на доске под надписью «Неформальный исполнитель»)
- Давайте разберём вместе те рисунки, которые вызвали у вас затруднения.
-Закончили работу над этим заданием. Молодцы!
Физ.минутка
А теперь давайте отдохнём с вами и проведем с вами физминутку
Раз подняться, потянуться, Два согнуться, разогнуться, Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять руками помахать, Шесть за парту сесть опять.
Молодцы! Можете все сесть.
- Вы все очень старались, но все выполняли по-разному. Какие же вы исполнители? (неформальные)
VII. Практическая работа на компьютере.
Программа «Кирилл и Мефодий» 4 класс
Цель: Формирование навыков составление алгоритма, используя СКИ.
VIII. Объяснение домашнего задания.
Подведение итогов урока.
- Подведём итоги урока.
Какие цели мы ставили в начале урока?
- Выполнили задуманное?
- Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.