kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоритм. Исполнители алгоритма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Алгоритм. Исполнители алгоритма.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель».

Задачи урока:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении, видах исполнителей;
  • Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель»;

Развивающие:

  • Развивать алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление;
  • Развивать память, внимание;
  • Формировать интерес к изучению предмета;

Воспитательные:

  • воспитывать такие качества личности, как познавательная       активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
  • Побуждать учеников к само - взаимоконтролю, вызывать у них

           потребность в обосновании своих высказываний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм. Исполнители алгоритма. »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4












Харченко Ольга Викторовна


Алгоритм.

Исполнители алгоритма.

Информатика и ИКТ

учитель






























Тема: Алгоритм. Исполнители алгоритма.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель».

Задачи урока:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении, видах исполнителей;

  • Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель»;


Развивающие:

  • Развивать алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;

  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление;

  • Развивать память, внимание;

  • Формировать интерес к изучению предмета;


Воспитательные:

  • воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.

  • Побуждать учеников к само - взаимоконтролю, вызывать у них

потребность в обосновании своих высказываний.


























Ход урока

    1. Организационный момент.

Мы с вами закончили изучать тему «Моделирование» и начинаем изучать новую тему, которую вы продолжите изучать в старших классах.

И начать сегодняшний наш с вами урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

  • Куда мне надо идти?

Мудрый кролик ей отвечает:

  • Все зависит от того, куда Вам надо прийти»

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

(Ученики - нужно составить план.)

2. Объяснение темы урока.

Детальный план действий имеет своё определение.

А чтобы узнать какое – это определение нам с вами нужно решить задачу.

Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.

(у доски по одному человеку выходят и ставя ту букву которая у них получилась )

Какое слово получилось? ____________________

АЛГОРИТМ


Детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».


-А чему мы будем с вами учиться на уроке? (составлять алгоритм)

-Запомните цели нашего урока - учиться выделять этапы действия, составлять алгоритм и быть исполнителями алгоритма.


Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского математика аль-Хорезми . Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.


Т. о., алгоритм – это последовательность действий, описывающая способ решения задачи, если эта последовательность обладает особыми свойствами.


- Ребята посмотрите, кто к нам пришёл?

Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер.

- Есть ли у робота мозг?

- Кто управляет действиями робота?


(Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек, но есть роботы – няньки, робот - собака (созданные в Японии) им заложена компьютерная программа которая тоже создана человеком).


- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.

- Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами.

Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота.

План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия.

Вы уже умеете действовать по плану?


План действий – это АЛГОРИТМ.

Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.


- Кто может привести свой алгоритм?


Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.

- Давайте составим алгоритм и пронумеруем действия в нужном порядке.

(РАБОТА НА ДОСКЕ)

ПОСАДИ ДЕРЕВО

  1. Начало

Принеси лопату, лейку и саженец

Выкопай ямку

Поставь саженец в ямку

Засыпь ямку землёй

Налей воды в лейку

Полей саженец

Отнеси лопату и лейку

  1. Конец


- Что получилось у вас?

- Что такое алгоритм?

- Алгоритм, какого действия получился?

- Из чего состоит алгоритм?

- Какая команда первая?

- Какая команда (последняя)?

- Мы справились с этим заданием?

- Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).


- Сейчас мы будем сочинителями, то есть теми, кто придумывает алгоритм. Тот, кто его исполняет, - исполнитель. Сочинять алгоритм может только человек, а исполнять – люди, животные, всевозможные машины, например компьютер, робот, станок, луноход, спутник и даже некоторые механические игрушки.


Посмотрите на доску, внимание на схему

Исполнители бывают разные: формальные и неформальные.

ИСПОЛНИТЕЛИ

- Формальный исполнитель имеет жёстко заданный список выполняемых команд – систему команд исполнителя (СКИ). Он нечего не знает о цели алгоритма. Он выполняет все полученные, не задавая вопросов «почему» и «зачем». При вызове каждой команды совершает элементарное действие. Если исполнение невозможно, возникает отказ.

Управление формальным исполнителем заключается в последовательном вызове команд (нажатии на кнопки, рычаги). Тогда схема взаимодействия выглядит так.

- В отличии от формального исполнителя неформальный исполнитель в ответ на какую-то команду может ответить «не хочется» и не выполнить её.

-Но есть еще и универсальный исполнитель - это человек он способен воспринимать и обрабатывать информацию, составлять и исполнять алгоритмы, выполнять самые различные действия. Кроме того, человек способен к творчеству и может создавать ранее не существовавшие объекты. Например, он может разрабатывать алгоритм, создать компьютер и программы для компьютера. Всё это является результатом творческой деятельности человека.


- Повторим определение СКИ.

  1. Практическая работа.

- Теперь проведём два опыта.

1). В первом исполнителем у нас будет живой хомячок по кличке…..

Понаблюдайте, какой это забавный зверёк! Посмотрим, как он.пройдёт лабиринт.

(Хомяк запускается в лабиринт из прозрачных пластмассовых бутылок. Ученики наблюдают за поведением хомяка)

- Хотя все мы хотим, чтобы он прошёл лабиринт, хомяк может не выполнить эту задачу.

- Каким исполнителем – формальным или неформальным – является хомяк. (неформальным)


2). Второй опыт

На столе собрана электрическая цепь из источника питания, ключа, лампочки. При замыкании ключа лампочка горит, при размыкании нет.

- В каких состояниях может находиться лампочка? (может гореть и не гореть)

- От чего это зависит? (от положения ключа)

- Почему? (при замкнутом ключе ток поступает к лампочке, и она горит)

- Может ли лампочка гореть по своему желанию? (нет)

- Так каким исполнителем – формальным или неформальным – является данная электрическая цепь? (формальным)

V. Обобщение и систематизация знаний.

- Теперь давайте проверим, как вы поняли разницу между исполнителями.

На столе у каждого я положила рисунок. Поднимите руку те, у кого нарисован формальный исполнитель. (компьютер, робот, электрочайник, ракета, машина)

(ученики поднимают руку, а учитель собирает и закрепляет правильно поднятые карточки на доске под надписью «Формальный исполнитель»)

- А теперь поднимите рисунки те, у кого изображён неформальный исполнитель.(кошка, собака, хомяк, белка)

(ученики поднимают руку, а учитель собирает и закрепляет правильно поднятые карточки на доске под надписью «Неформальный исполнитель»)

- Давайте разберём вместе те рисунки, которые вызвали у вас затруднения.

-Закончили работу над этим заданием. Молодцы!

  1. Физ.минутка

А теперь давайте отдохнём с вами и проведем с вами физминутку

Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.


Молодцы! Можете все сесть.

- Вы все очень старались, но все выполняли по-разному. Какие же вы исполнители? (неформальные)

VII. Практическая работа на компьютере.

Программа «Кирилл и Мефодий» 4 класс

Цель: Формирование навыков составление алгоритма, используя СКИ.

VIII. Объяснение домашнего задания.


  1. Подведение итогов урока.

- Подведём итоги урока.

Какие цели мы ставили в начале урока?

- Выполнили задуманное?

- Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.









7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Алгоритм. Исполнители алгоритма.

Автор: Харченко Ольга Викторовна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока "Алгоритмы и исполнители""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokaalghoritmyiispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "260133"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448899027"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Алгоритм.Исполнитель. "
    ["seo_title"] => string(21) "alghoritm-ispolnitiel"
    ["file_id"] => string(6) "104864"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402764539"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Алгоритмы и исполнители "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-alghoritmy-i-ispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "137855"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417442758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка конспекта урока информатики в 9 классе по теме:"Алгоритм и его свойства" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-konspiekta-uroka-informatiki-v-9-klassie-po-tiemie-alghoritm-i-iegho-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "197997"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428338369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Понятие Алгоритма "
    ["seo_title"] => string(20) "poniatiie-alghoritma"
    ["file_id"] => string(6) "212598"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431876517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства