kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Здоровьесберегающие   компоненты культуры

 

работы учащихся за ПК»

   Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК »


«Здоровьесберегающие компоненты культуры


работы учащихся за ПК»

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.

Сегодня нашей стране нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье детей. Приоритетной задачей образования становятся сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них представления о ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор адекватных возрасту образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, профессиональную карьеру, авторитет и влиятельность. Возникает проблема: что необходимо сделать, чтобы дети не губили свое здоровье и получили хорошее образование? Чтобы дать качественное образование, нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения. В связи с этим деятельность учителя информатики должна быть направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, а  самая главная цель на уроке – создание благоприятного психологического климата.

            При подготовке   к уроку важно продумать его структуру и виды деятельности  детей. Урок информатики  в  этом имеет свою особенность. Школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности. С целью реализации здоровьесберегающих технологий нужно стараться сочетать фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с учениками, что делает разнообразным ход урока  и позволяет индивидуализировать нагрузку на ребенка. Для сохранения высокой работоспособности регулярно на уроках провожу  физкультминутки. В среднем звене  лучше использовать тематические физкультминутки.  Благодаря таким моментам релаксации учащиеся не только получают возможность  расслабиться, но и закрепляют материал урока.

            Работая в классе, нужно стараться организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления стоят следующие задачи:

1)     создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;

2)     развивать навыки общения в различных ситуациях, умение слушать других;

3)     развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;

4)     развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.

            Излагать учебный  материл  в интересной форме помогает интерактивная доска. Она позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

            Средствами программного обеспечения Smart Board можно  создавать свои видеролики «Упражнение  для глаз».

Личность ребенка и его здоровье – абсолютная ценность на Земле. Признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, социальную защиту, проявление его индивидуальности является основным направлением в реализации принципов концепции становления и сохранения здоровья детей в условиях современной школы.

Конечно, здоровье учащегося нельзя рассматривать в контексте только одной дисциплины. Система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы.
    Развитие существующих методических систем обучения информатике в школе связано, с одной стороны, с формированием фундаментальных основ информатики, общих принципов работы с информацией и, с другой стороны, с развитием компьютерной техники и других средств автоматизации обработки и передачи информации.
    Цели обучения информатике определяются, исходя из общих целей обучения и воспитания в общеобразовательной школе, а также особенностей информатики как науки. В настоящее время в число таких целей попали и цели, связанные с формированием у школьников адекватной информационной картины мира, и формирование готовности к жизни в развивающемся информационном обществе, приобщение к фундаментальным основам протекания информационных процессов. В то же время одной из целей остается знакомство с основами работы с компьютерной техникой, что оказывается достаточно существенным для поиска здоровьесберегающих методов. Большую роль в общей системе здоровьесберегающих методов обучения информатике играет самостоятельная работа школьников. С точки зрения здоровьесбережения важно, чтобы самостоятельное приобретение знаний не носило пассивный характер. Учащийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность посредством проблемно-поисковых методов, что способствует мотивации обучения, поскольку результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию учения, способствует сохранению здоровья. При проведении самостоятельной работы и при отсутствии надзора со стороны педагога важно, чтобы у учащихся было выработано чувство ответственности за свое здоровье.
   Методы обучения информатике классифицированы в зависимости от их соотношения с системой здоровьесбережения. Методами обучения информатике, с большей вероятностью наносящими вред здоровью, являются:
   • традиционные методы обучения в рамках классно-урочной системы по принципу «объяснение – самостоятельная работа – домашнее задание – опрос» и при максимальном использовании компьютерной техники;
   • авторитарные методы обучения;
   • методы, связанные с чрезмерной интенсификацией обучения, с завышенным объемом содержания или темпом обучения информатике.
   К числу методов обучения информатике, при которых сохранение здоровья является приоритетом и обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах, средствах обучения), относится методология сотрудничества, методы развивающего обучения, уровневая дифференциация содержания и методов обучения информатике, методология саморазвития (Монтессори).

   Систематизируя методы здоровьесбережения на группы по характеру воздействия на школьников и их здоровье можно выделить:
   • защитно-профилактические методы здоровьесбережения;
   • компенсаторно-нейтрализующие методы здоровьесбережения;
   • стимулирующие методы здоровьесбережения;
   • информационно-обучающие методы здоровьесбережения.
   Система мер и методов здоровьесбережения должна распространяться и отдельно прорабатываться на все без исключения темы, разделы и содержательные линии школьного курса информатики в строгом соответствии со стандартом.
    При составлении заданий следует отбирать такие информационные ресурсы, которые могли бы быть использованы в повседневной жизни учащихся, что также те, что снимают с них лишнее эмоциональное напряжение.
   При проведении уроков следует всецело использовать преимущества методологии сотрудничества, учебно-воспитательные и социально-адаптирующие методы здоровьесбережения.
   Существенным с точки зрения построения системы здоровьесбережения при обучении информатике является отбор средств обучения. В данном случае следует обратить внимание на эргономические свойства и характеристики используемой компьютерной техники, программного обеспечения и его содержательного наполнения. По аналогии с методами определяются здоровьесберегающие средства обучения информатике как материальные средства, системы, комплексы и устройства, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения информатике с целью повышения его эффективности и способствующие минимизации отрицательного воздействия на здоровье учащихся.
   При выборе здоровьесберегающих средств обучения информатике следует обратить внимание на уровень электромагнитного излучения и другие технические показатели используемой компьютерной техники. Необходимо, чтобы вред здоровью от использования такой техники был минимальным.
   В то же время с каждым днем все большим фактором, способствующим нанесению вреда здоровью школьников, становится повышение умственной нагрузки, нервно-эмоционального и зрительного напряжения. В этой связи большое внимание должно уделяться программному обеспечению и его эргономическим параметрам.
   Использование образовательных электронных ресурсов в процессе обучения может наращивать негативные последствия, в числе которых факторы психолого-педагогического характера и спектр факторов нежелательного влияния средств информатизации на физиологическое состояние и здоровье учащихся. Знание этих факторов позволяет учителю информатики более избирательно и вдумчиво относиться к проведению занятий. В то же время учителя информатики могли бы стать проводниками идей сохранения здоровья школьников при работе с Интернет-ресурсами среди других школьных педагогов.

   Информацию о влиянии компьютера на здоровье пользователя следует обсуждать с учениками. Как правильно пользоваться компьютером, чтобы не повредить своему здоровью? Как компенсировать объективно неизбежный вред? Поиск ответов на подобные вопросы может быть организован с учащимися в виде беседы. Хорошо бы в рамках факультатива, например, «Компьютер и здоровье». Но, увы, часы на факультативы не выделяются.
   Одной из основных целей изучения предмета «Информатика» является подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного информационного общества, которое характеризуется внедрением компьютерной техники и информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю и теперь присутствует не только на рабочем месте, но и дома.
   Современный ребенок проводит за компьютером значительную часть учебного и свободного времени. Бесконтрольное длительное времяпрепровождение перед экраном компьютера не проходит бесследно для растущего и формирующегося детского организма, провоцируя возникновение физических и психических отклонений. Безусловно, школе и семье требуются результаты всестороннего изучения влияния компьютера на здоровье учащегося для использования в процессе обучения и воспитания. Важно ознакомить и самих учащихся с основными факторами влияния компьютера на организм, мерами по предупреждению негативного воздействия этих факторов и правилами сохранения здоровья. Проведение бесед с учащимися способствует формированию у них культуры работы за компьютером, которая рассматривается не только как умение использовать компьютер в решении различных задач, но, прежде всего, как знание и применение правил техники безопасности и сбережения здоровья.
   Учащиеся подросткового возраста испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Поэтому, беседуя с ними, нужно научить их правильной организации труда и своего рабочего места за компьютером   Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация кино- и видеоматериалов, оборудования и его моделей, компьютерных презентаций. Полезными были бы экскурсии, знакомящие с использованием компьютеров в сфере охраны здоровья; встречи с представителями профессий, связанных с применением компьютера, но в сельской местности это почти не возможно.
   Умения организации рабочего места и режима работы с компьютером формируются при выполнении практических работ. Использование игровых форм обучения повысит интерес к содержанию урока.
   Личностно ориентированное обучение может быть реализовано с использованием таких форм, как ученические конференции, дискуссии, круглые столы, которые предполагают выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовку сообщений и рефератов. Активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя учащемуся позволят игровые программы с элементами обучения и задания-проекты. Формой демонстрации лучших работ может быть выставка.
   Привлечение школьных психологов, например, к проведению тренингов с учащимися позволит лучше раскрыть психологические аспекты урока.

  Подведём итог.
   Так от кого же зависит здоровье личности?.. От компьютера или от того, кто им пользуется?
   Важно помнить, что компьютер - это только инструмент, а как мы им пользуемся, зависит только от нас.
   Человеку свойственно ошибаться, но с помощью компьютера это ему удаётся намного лучше (афоризм в сети).
   Вы можете заменить, починить пришедший в негодность компьютер, но с организмом такое не проходит. Поэтому, приступая к работе на ПК, задумайтесь, что вам дороже, и помимо производительности своего электронного помощника, позаботьтесь о себе.
   Успешного вам пользования компьютером и крепкого здоровья!


 Литература:


1. Алексеева, Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ 2.  Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»

3. Степанов В.М., Лапина О.А., Макаровская А.П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе, М.: «Модэк», 2000.

4. http://powerlexis.livejournal.com/

5.  http://kpolyakov.narod.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК

Автор: Надъярная Тамара Романовна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках башкирского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na_urokakh_bashkirskog"
    ["file_id"] => string(6) "358272"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479007386"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы" "
    ["seo_title"] => string(94) "opisaniie-raboty-po-tiemie-orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "115447"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411992459"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "202457"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429258665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства