kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Здоровьесберегающие   компоненты культуры

 

работы учащихся за ПК»

   Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК »


«Здоровьесберегающие компоненты культуры


работы учащихся за ПК»

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.

Сегодня нашей стране нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье детей. Приоритетной задачей образования становятся сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них представления о ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор адекватных возрасту образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, профессиональную карьеру, авторитет и влиятельность. Возникает проблема: что необходимо сделать, чтобы дети не губили свое здоровье и получили хорошее образование? Чтобы дать качественное образование, нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения. В связи с этим деятельность учителя информатики должна быть направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, а  самая главная цель на уроке – создание благоприятного психологического климата.

            При подготовке   к уроку важно продумать его структуру и виды деятельности  детей. Урок информатики  в  этом имеет свою особенность. Школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности. С целью реализации здоровьесберегающих технологий нужно стараться сочетать фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с учениками, что делает разнообразным ход урока  и позволяет индивидуализировать нагрузку на ребенка. Для сохранения высокой работоспособности регулярно на уроках провожу  физкультминутки. В среднем звене  лучше использовать тематические физкультминутки.  Благодаря таким моментам релаксации учащиеся не только получают возможность  расслабиться, но и закрепляют материал урока.

            Работая в классе, нужно стараться организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления стоят следующие задачи:

1)     создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;

2)     развивать навыки общения в различных ситуациях, умение слушать других;

3)     развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;

4)     развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.

            Излагать учебный  материл  в интересной форме помогает интерактивная доска. Она позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

            Средствами программного обеспечения Smart Board можно  создавать свои видеролики «Упражнение  для глаз».

Личность ребенка и его здоровье – абсолютная ценность на Земле. Признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, социальную защиту, проявление его индивидуальности является основным направлением в реализации принципов концепции становления и сохранения здоровья детей в условиях современной школы.

Конечно, здоровье учащегося нельзя рассматривать в контексте только одной дисциплины. Система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы.
    Развитие существующих методических систем обучения информатике в школе связано, с одной стороны, с формированием фундаментальных основ информатики, общих принципов работы с информацией и, с другой стороны, с развитием компьютерной техники и других средств автоматизации обработки и передачи информации.
    Цели обучения информатике определяются, исходя из общих целей обучения и воспитания в общеобразовательной школе, а также особенностей информатики как науки. В настоящее время в число таких целей попали и цели, связанные с формированием у школьников адекватной информационной картины мира, и формирование готовности к жизни в развивающемся информационном обществе, приобщение к фундаментальным основам протекания информационных процессов. В то же время одной из целей остается знакомство с основами работы с компьютерной техникой, что оказывается достаточно существенным для поиска здоровьесберегающих методов. Большую роль в общей системе здоровьесберегающих методов обучения информатике играет самостоятельная работа школьников. С точки зрения здоровьесбережения важно, чтобы самостоятельное приобретение знаний не носило пассивный характер. Учащийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность посредством проблемно-поисковых методов, что способствует мотивации обучения, поскольку результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию учения, способствует сохранению здоровья. При проведении самостоятельной работы и при отсутствии надзора со стороны педагога важно, чтобы у учащихся было выработано чувство ответственности за свое здоровье.
   Методы обучения информатике классифицированы в зависимости от их соотношения с системой здоровьесбережения. Методами обучения информатике, с большей вероятностью наносящими вред здоровью, являются:
   • традиционные методы обучения в рамках классно-урочной системы по принципу «объяснение – самостоятельная работа – домашнее задание – опрос» и при максимальном использовании компьютерной техники;
   • авторитарные методы обучения;
   • методы, связанные с чрезмерной интенсификацией обучения, с завышенным объемом содержания или темпом обучения информатике.
   К числу методов обучения информатике, при которых сохранение здоровья является приоритетом и обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах, средствах обучения), относится методология сотрудничества, методы развивающего обучения, уровневая дифференциация содержания и методов обучения информатике, методология саморазвития (Монтессори).

   Систематизируя методы здоровьесбережения на группы по характеру воздействия на школьников и их здоровье можно выделить:
   • защитно-профилактические методы здоровьесбережения;
   • компенсаторно-нейтрализующие методы здоровьесбережения;
   • стимулирующие методы здоровьесбережения;
   • информационно-обучающие методы здоровьесбережения.
   Система мер и методов здоровьесбережения должна распространяться и отдельно прорабатываться на все без исключения темы, разделы и содержательные линии школьного курса информатики в строгом соответствии со стандартом.
    При составлении заданий следует отбирать такие информационные ресурсы, которые могли бы быть использованы в повседневной жизни учащихся, что также те, что снимают с них лишнее эмоциональное напряжение.
   При проведении уроков следует всецело использовать преимущества методологии сотрудничества, учебно-воспитательные и социально-адаптирующие методы здоровьесбережения.
   Существенным с точки зрения построения системы здоровьесбережения при обучении информатике является отбор средств обучения. В данном случае следует обратить внимание на эргономические свойства и характеристики используемой компьютерной техники, программного обеспечения и его содержательного наполнения. По аналогии с методами определяются здоровьесберегающие средства обучения информатике как материальные средства, системы, комплексы и устройства, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения информатике с целью повышения его эффективности и способствующие минимизации отрицательного воздействия на здоровье учащихся.
   При выборе здоровьесберегающих средств обучения информатике следует обратить внимание на уровень электромагнитного излучения и другие технические показатели используемой компьютерной техники. Необходимо, чтобы вред здоровью от использования такой техники был минимальным.
   В то же время с каждым днем все большим фактором, способствующим нанесению вреда здоровью школьников, становится повышение умственной нагрузки, нервно-эмоционального и зрительного напряжения. В этой связи большое внимание должно уделяться программному обеспечению и его эргономическим параметрам.
   Использование образовательных электронных ресурсов в процессе обучения может наращивать негативные последствия, в числе которых факторы психолого-педагогического характера и спектр факторов нежелательного влияния средств информатизации на физиологическое состояние и здоровье учащихся. Знание этих факторов позволяет учителю информатики более избирательно и вдумчиво относиться к проведению занятий. В то же время учителя информатики могли бы стать проводниками идей сохранения здоровья школьников при работе с Интернет-ресурсами среди других школьных педагогов.

   Информацию о влиянии компьютера на здоровье пользователя следует обсуждать с учениками. Как правильно пользоваться компьютером, чтобы не повредить своему здоровью? Как компенсировать объективно неизбежный вред? Поиск ответов на подобные вопросы может быть организован с учащимися в виде беседы. Хорошо бы в рамках факультатива, например, «Компьютер и здоровье». Но, увы, часы на факультативы не выделяются.
   Одной из основных целей изучения предмета «Информатика» является подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного информационного общества, которое характеризуется внедрением компьютерной техники и информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю и теперь присутствует не только на рабочем месте, но и дома.
   Современный ребенок проводит за компьютером значительную часть учебного и свободного времени. Бесконтрольное длительное времяпрепровождение перед экраном компьютера не проходит бесследно для растущего и формирующегося детского организма, провоцируя возникновение физических и психических отклонений. Безусловно, школе и семье требуются результаты всестороннего изучения влияния компьютера на здоровье учащегося для использования в процессе обучения и воспитания. Важно ознакомить и самих учащихся с основными факторами влияния компьютера на организм, мерами по предупреждению негативного воздействия этих факторов и правилами сохранения здоровья. Проведение бесед с учащимися способствует формированию у них культуры работы за компьютером, которая рассматривается не только как умение использовать компьютер в решении различных задач, но, прежде всего, как знание и применение правил техники безопасности и сбережения здоровья.
   Учащиеся подросткового возраста испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Поэтому, беседуя с ними, нужно научить их правильной организации труда и своего рабочего места за компьютером   Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация кино- и видеоматериалов, оборудования и его моделей, компьютерных презентаций. Полезными были бы экскурсии, знакомящие с использованием компьютеров в сфере охраны здоровья; встречи с представителями профессий, связанных с применением компьютера, но в сельской местности это почти не возможно.
   Умения организации рабочего места и режима работы с компьютером формируются при выполнении практических работ. Использование игровых форм обучения повысит интерес к содержанию урока.
   Личностно ориентированное обучение может быть реализовано с использованием таких форм, как ученические конференции, дискуссии, круглые столы, которые предполагают выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовку сообщений и рефератов. Активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя учащемуся позволят игровые программы с элементами обучения и задания-проекты. Формой демонстрации лучших работ может быть выставка.
   Привлечение школьных психологов, например, к проведению тренингов с учащимися позволит лучше раскрыть психологические аспекты урока.

  Подведём итог.
   Так от кого же зависит здоровье личности?.. От компьютера или от того, кто им пользуется?
   Важно помнить, что компьютер - это только инструмент, а как мы им пользуемся, зависит только от нас.
   Человеку свойственно ошибаться, но с помощью компьютера это ему удаётся намного лучше (афоризм в сети).
   Вы можете заменить, починить пришедший в негодность компьютер, но с организмом такое не проходит. Поэтому, приступая к работе на ПК, задумайтесь, что вам дороже, и помимо производительности своего электронного помощника, позаботьтесь о себе.
   Успешного вам пользования компьютером и крепкого здоровья!


 Литература:


1. Алексеева, Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ 2.  Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»

3. Степанов В.М., Лапина О.А., Макаровская А.П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе, М.: «Модэк», 2000.

4. http://powerlexis.livejournal.com/

5.  http://kpolyakov.narod.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК

Автор: Надъярная Тамара Романовна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках башкирского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na_urokakh_bashkirskog"
    ["file_id"] => string(6) "358272"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479007386"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы" "
    ["seo_title"] => string(94) "opisaniie-raboty-po-tiemie-orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "115447"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411992459"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "202457"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429258665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства