Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК
Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК
«Здоровьесберегающие компоненты культуры
работы учащихся за ПК»
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие компоненты работы учащихся за ПК »
«Здоровьесберегающие компоненты культуры
работы учащихся за ПК»
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.
Сегодня нашей стране нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье детей. Приоритетной задачей образования становятся сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них представления о ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор адекватных возрасту образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, профессиональную карьеру, авторитет и влиятельность. Возникает проблема: что необходимо сделать, чтобы дети не губили свое здоровье и получили хорошее образование? Чтобы дать качественное образование, нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения. В связи с этим деятельность учителя информатики должна быть направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, а самая главная цель на уроке – создание благоприятного психологического климата.
При подготовке к уроку важно продумать его структуру и виды деятельности детей. Урок информатики в этом имеет свою особенность. Школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности. С целью реализации здоровьесберегающих технологий нужно стараться сочетать фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с учениками, что делает разнообразным ход урока и позволяет индивидуализировать нагрузку на ребенка. Для сохранения высокой работоспособности регулярно на уроках провожу физкультминутки. В среднем звене лучше использовать тематические физкультминутки. Благодаря таким моментам релаксации учащиеся не только получают возможность расслабиться, но и закрепляют материал урока.
Работая в классе, нужно стараться организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления стоят следующие задачи:
1) создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;
2) развивать навыки общения в различных ситуациях, умение слушать других;
3) развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;
4) развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.
Излагать учебный материл в интересной форме помогает интерактивная доска. Она позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Средствами программного обеспечения Smart Board можно создавать свои видеролики «Упражнение для глаз».
Личность ребенка и его здоровье – абсолютная ценность на Земле. Признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, социальную защиту, проявление его индивидуальности является основным направлением в реализации принципов концепции становления и сохранения здоровья детей в условиях современной школы.
Конечно, здоровье учащегося нельзя рассматривать в контексте только одной дисциплины. Система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы. Развитие существующих методических систем обучения информатике в школе связано, с одной стороны, с формированием фундаментальных основ информатики, общих принципов работы с информацией и, с другой стороны, с развитием компьютерной техники и других средств автоматизации обработки и передачи информации. Цели обучения информатике определяются, исходя из общих целей обучения и воспитания в общеобразовательной школе, а также особенностей информатики как науки. В настоящее время в число таких целей попали и цели, связанные с формированием у школьников адекватной информационной картины мира, и формирование готовности к жизни в развивающемся информационном обществе, приобщение к фундаментальным основам протекания информационных процессов. В то же время одной из целей остается знакомство с основами работы с компьютерной техникой, что оказывается достаточно существенным для поиска здоровьесберегающих методов. Большую роль в общей системе здоровьесберегающих методов обучения информатике играет самостоятельная работа школьников. С точки зрения здоровьесбережения важно, чтобы самостоятельное приобретение знаний не носило пассивный характер. Учащийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность посредством проблемно-поисковых методов, что способствует мотивации обучения, поскольку результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию учения, способствует сохранению здоровья. При проведении самостоятельной работы и при отсутствии надзора со стороны педагога важно, чтобы у учащихся было выработано чувство ответственности за свое здоровье. Методы обучения информатике классифицированы в зависимости от их соотношения с системой здоровьесбережения. Методами обучения информатике, с большей вероятностью наносящими вред здоровью, являются: • традиционные методы обучения в рамках классно-урочной системы по принципу «объяснение – самостоятельная работа – домашнее задание – опрос» и при максимальном использовании компьютерной техники; • авторитарные методы обучения; • методы, связанные с чрезмерной интенсификацией обучения, с завышенным объемом содержания или темпом обучения информатике. К числу методов обучения информатике, при которых сохранение здоровья является приоритетом и обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах, средствах обучения), относится методология сотрудничества, методы развивающего обучения, уровневая дифференциация содержания и методов обучения информатике, методология саморазвития (Монтессори).
Систематизируя методы здоровьесбережения на группы по характеру воздействия на школьников и их здоровье можно выделить: • защитно-профилактические методы здоровьесбережения; • компенсаторно-нейтрализующие методы здоровьесбережения; • стимулирующие методы здоровьесбережения; • информационно-обучающие методы здоровьесбережения. Система мер и методов здоровьесбережения должна распространяться и отдельно прорабатываться на все без исключения темы, разделы и содержательные линии школьного курса информатики в строгом соответствии со стандартом. При составлении заданий следует отбирать такие информационные ресурсы, которые могли бы быть использованы в повседневной жизни учащихся, что также те, что снимают с них лишнее эмоциональное напряжение. При проведении уроков следует всецело использовать преимущества методологии сотрудничества, учебно-воспитательные и социально-адаптирующие методы здоровьесбережения. Существенным с точки зрения построения системы здоровьесбережения при обучении информатике является отбор средств обучения. В данном случае следует обратить внимание на эргономические свойства и характеристики используемой компьютерной техники, программного обеспечения и его содержательного наполнения. По аналогии с методами определяются здоровьесберегающие средства обучения информатике как материальные средства, системы, комплексы и устройства, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения информатике с целью повышения его эффективности и способствующие минимизации отрицательного воздействия на здоровье учащихся. При выборе здоровьесберегающих средств обучения информатике следует обратить внимание на уровень электромагнитного излучения и другие технические показатели используемой компьютерной техники. Необходимо, чтобы вред здоровью от использования такой техники был минимальным. В то же время с каждым днем все большим фактором, способствующим нанесению вреда здоровью школьников, становится повышение умственной нагрузки, нервно-эмоционального и зрительного напряжения. В этой связи большое внимание должно уделяться программному обеспечению и его эргономическим параметрам. Использование образовательных электронных ресурсов в процессе обучения может наращивать негативные последствия, в числе которых факторы психолого-педагогического характера и спектр факторов нежелательного влияния средств информатизации на физиологическое состояние и здоровье учащихся. Знание этих факторов позволяет учителю информатики более избирательно и вдумчиво относиться к проведению занятий. В то же время учителя информатики могли бы стать проводниками идей сохранения здоровья школьников при работе с Интернет-ресурсами среди других школьных педагогов.
Информацию о влиянии компьютера на здоровье пользователя следует обсуждать с учениками. Как правильно пользоваться компьютером, чтобы не повредить своему здоровью? Как компенсировать объективно неизбежный вред? Поиск ответов на подобные вопросы может быть организован с учащимися в виде беседы. Хорошо бы в рамках факультатива, например, «Компьютер и здоровье». Но, увы, часы на факультативы не выделяются. Одной из основных целей изучения предмета «Информатика» является подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного информационного общества, которое характеризуется внедрением компьютерной техники и информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю и теперь присутствует не только на рабочем месте, но и дома. Современный ребенок проводит за компьютером значительную часть учебного и свободного времени. Бесконтрольное длительное времяпрепровождение перед экраном компьютера не проходит бесследно для растущего и формирующегося детского организма, провоцируя возникновение физических и психических отклонений. Безусловно, школе и семье требуются результаты всестороннего изучения влияния компьютера на здоровье учащегося для использования в процессе обучения и воспитания. Важно ознакомить и самих учащихся с основными факторами влияния компьютера на организм, мерами по предупреждению негативного воздействия этих факторов и правилами сохранения здоровья. Проведение бесед с учащимися способствует формированию у них культуры работы за компьютером, которая рассматривается не только как умение использовать компьютер в решении различных задач, но, прежде всего, как знание и применение правил техники безопасности и сбережения здоровья. Учащиеся подросткового возраста испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Поэтому, беседуя с ними, нужно научить их правильной организации труда и своего рабочего места за компьютером Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация кино- и видеоматериалов, оборудования и его моделей, компьютерных презентаций. Полезными были бы экскурсии, знакомящие с использованием компьютеров в сфере охраны здоровья; встречи с представителями профессий, связанных с применением компьютера, но в сельской местности это почти не возможно. Умения организации рабочего места и режима работы с компьютером формируются при выполнении практических работ. Использование игровых форм обучения повысит интерес к содержанию урока. Личностно ориентированное обучение может быть реализовано с использованием таких форм, как ученические конференции, дискуссии, круглые столы, которые предполагают выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовку сообщений и рефератов. Активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя учащемуся позволят игровые программы с элементами обучения и задания-проекты. Формой демонстрации лучших работ может быть выставка. Привлечение школьных психологов, например, к проведению тренингов с учащимися позволит лучше раскрыть психологические аспекты урока.
Подведём итог. Так от кого же зависит здоровье личности?.. От компьютера или от того, кто им пользуется? Важно помнить, что компьютер - это только инструмент, а как мы им пользуемся, зависит только от нас. Человеку свойственно ошибаться, но с помощью компьютера это ему удаётся намного лучше (афоризм в сети). Вы можете заменить, починить пришедший в негодность компьютер, но с организмом такое не проходит. Поэтому, приступая к работе на ПК, задумайтесь, что вам дороже, и помимо производительности своего электронного помощника, позаботьтесь о себе. Успешного вам пользования компьютером и крепкого здоровья!
Литература:
1. Алексеева, Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ 2. Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»
3. Степанов В.М., Лапина О.А., Макаровская А.П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе, М.: «Модэк», 2000.