Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по информатике в младших классах.»
Внеурочная деятельность по информатике в младших классах.
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению. В настоящее время учащийся должен не только обладать определенными знаниями и умениями, но и планировать свою деятельность, находить нужную информацию, необходимую для решения поставленной задачи, но и эффективно использовать новые информационно-коммуникативные технологии.
Чтобы занятия внеурочной деятельности приносили пользу, необходимо ответственное и добросовестное к ним отношение. В школе должны быть продуманы программы и соотнесены с возможностями педагогов и самого образовательного учреждения. Обязательно нужно учитывать запросы родителей и детей.
Теперь информатика есть и в начальной школе. Когда я беру очередной первый класс, всегда думаю о том, как помочь детям раскрыться: как научить их проявлять инициативу, познавательный интерес, свои творческие способности. Как мне кажется, в этом большое значение имеет внеурочная работа в классе, в школе.
Но любого думающего педагога одолевает вопрос: "А хорошо ли это все для малыша, не отнимаем ли мы информатикой у него то время, когда можно понаблюдать за головастиками в луже, просто посидеть у окна и посмотреть, кто приехал во двор, кто пришел?" Другими словами, не лишаем ли мы малышей детства в нашем понимании (а скорее воспоминании), втягивая их во "взрослый" сверхуплотненный мир? Без сомнения, вопросы эти очень важны, но основным вопросом является Чему учить малышей в кружке информатики? А главный вопрос — как учить малышей?
Задача обучения информатике в целом – знакомство с новыми передовыми информационными технологиями, их внедрение и использование в учебной и внеурочной деятельности, создание условий для экспериментов, формулировки и проверки гипотез и т.д.
В начальной школе курс информатики будет способствовать:
формированию различных видов мышления, в том числе операционного, а также сочетать в себе развитие логического и образного;
приобретению навыков работы с современным программным обеспечением;
представлению об универсальных возможностях компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения;
формированию интереса для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.
Курс внеурочной деятельности носить пропедевтический характер, так как простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, а уже в среднем звене дети могут сосредоточиться на смысловых аспектах изучаемого материала.
Занятия проводятся для учащихся младшего школьного возраста, носят преимущественно практический характер. Дети смогут овладеть элементами компьютерной грамотности, через умение работать с прикладным программы обеспечением.
Программа курса рассчитана на 4 года. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество 136 часа. Продолжительность 1 занятия - 45 минут. Количество учащихся в учебной группе в среднем от 10 до 15 человек. Возраст учащихся – 7- 10 лет (1 - 4 классы)
Цель:
научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи, используя возможности персонального компьютера.
Задачи:
знание возможностей компьютера как инструмента для практической деятельности;
формирование операционного стиля мышления;
формирование исследовательских навыков активного творчества с использованием передовых информационных технологий, которые обеспечивает компьютер;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
развитие у учащихся навыков решения логических задач;
умение анализировать и синтезировать учебные задачи, выделяя в ней логически самостоятельные части.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные:
формирование представлений об информатике, знакомство с основами алгоритмизации, развитие математических способностей и логического мышления, расширение технического кругозора;
знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, текстового редактора;
привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.
Развивающие:
подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию;
раскрытие творческих способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;
развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
формирование информационной культуры обучающихся;
привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;
развитие мотивации личности к познанию;
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания;
формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.
Обеспеченность программы средствами обучения:
Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение игровых, индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, а том числе на соблюдение правил электробезопасности.
Для проведения занятий необходимо оборудованный компьютерный класс и необходимое программное обеспечение.
Динамическая пауза, весёлые физкультминутки, гимнастика для глаз.
ВЫВОД:
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что игровые и групповые методы обучения младших школьников наиболее приемлемы при изучении информатики, так как использование этих методов развивает интерес учащихся к изучению информатики как науки.
В классах, где преподавание информатики началось на первой ступени обучения гораздо больший интерес к предмету и значительно выше качество.
Тем самым можно сделать вывод, что преподавание информатики необходимо начинать с младшего школьного возраста, путем использования наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения.
Используемая литература.
Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/.
Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы.– М.: Просвещение, 2013.
Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Лекторий Бешенкова С. А. “Содержание школьной информатики” на http://www.metodist.lbz.ru/.
Матвеева Н. В. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие и практикум на CD-ROM. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Программы общеобразовательных учреждение. Информатика 1-11 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Цветкова М.С. Модели непрерывного информационного образования – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: Методическое пособие – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
ЦОР “Клавиатурный тренажер “Руки солиста”” на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
ЦОР “Система виртуальных лабораторий по информатике. Задачник 2-6” на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
ЦОР по информатике и ИКТ для 2 класса Матвеевой Н. В. на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Часть 2. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и другие. – М.: Просвещение, 2008.