Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Использование электронного учебника на уроке как способ повышения учебной мотивации"»
Использование электронного учебника на уроке как способ повышения учебной мотивации
Выполнила: учитель физики и информатики
Ивлева Анжела Сергеевна
Проанализируем термин «мотив» – это побуждение человека к действию. Мотивация каждого школьника разная, к каждому обучающемуся необходим свой особенный подход. Для того чтобы найти его, нужно знать ступени развития учебной мотивации.
В психологии известно, что развитие учебной мотивации происходит несколькими путями:
1. Через усвоение обучающимися социального смысла учения;
2. Через непосредственно саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На начальном этапе главная задача педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания обучающегося те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют очень высокий уровень действительности. Примером может послужить желание и стремление получить хорошие отметки. Обучающимся нужно помочь понять объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно прийти к мотивации, связанной с желанием получить высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться школьниками, как необходимое условие их успешности и полезной социуму деятельности. С другой стороны, нужно повысить действенность мотивов, которые понимаются как значимые, но реально на их поведение не влияют.
Учителям, занимающимся формированием и развитием мотивации учебной деятельности нужно учесть потребности и интересы, цели и намерения, стремления и побуждения, имеющиеся у обучающихся, а также внешние факторы, которые заставляют его вести себя определённым образом и целенаправленно управлять процессом учебной деятельности и побуждать учащихся развивать свою направленность и активность в обучении.
Положительная мотивация к обучению может быть достигнута благодаря применению информационных технологий в процессе обучения. Использование средств новых ИТ помогает усилить мотивацию обучения благодаря возможности регулирования предъявляемых задач по трудности, поощрения правильных решений, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Компьютер усиливает влияние на мотивацию обучающихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Ученик с интересом работает с тестами и заданиями, которые предлагает компьютер, тем более его знания оцениваются тоже компьютером. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе.
Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники .
Электронный учебник представляет собой программную среду, разработанную для индивидуального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыков практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля. Благодаря звуковому и визуальному восприятию одновременно увеличивается уровень успеваемости по большинству школьных предметов.
Изучение электронных учебников представлено в работах О.Б. Тыщенко, В.П. Беспалько, Н.В. Апатова, Н.Н. Булгакова, А.А. Вербицкого, А.М. Подковырова, Г.К. Селевко и др.
Использование в электронных учебниках различных ИТ (мультимедиа, гипертекста, схем, таблиц) сообщает значительные дидактические плюсы электронного учебника по сравнению с печатным:
в технологии мультимедиа появляется обучающая среда с интересным и наглядным представлением информации, что несомненно привлекает внимание школьников;
применение гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбрать индивидуальную схему изучения материала;
применение моделирования процесса обучения, позволяет дополнить учебник текстами, отслеживать и регулировать траекторию изучения материала, и осуществлять, таким образом, обратную связь.
Учитывая теоретический анализ литературы по теме, можно выделить следующие дидактические функции современного электронного учебника:
повышает и стимулирует интерес обучающихся благодаря мультимедиа;
активизирует мыслительную деятельность и эффективность запоминания материала благодаря интерактивности;
позволяет моделировать и визуализировать процессы, для представления в реальности;
позволяет индивидуализировать обучение по скорости, темпу изучения материала, а также по логике и типу восприятия обучающихся;
позволяет организовать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для обучающихся, пропускающих занятия по уважительным причинам;
во много раз повышает скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения.
Использование электронного учебника целесообразно абсолютно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет продемонстрировать учебный материал как систему интересных опорных образов, что позволяет ускорить запоминание и усвоение изучаемого материала.
Приложение 1.
Методика использования электронного учебника на уроках
Технология поведения уроков с использованием электронного учебника
Вариант 1. Электронный учебник используется для изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
Вариант 2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На таком уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя работают с электронным учебником .
Вариант 3. На уроках комбинированного типа с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно - следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
Вариант 4. На отдельных уроках возможно самостоятельное изучение нового материала и составление по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) обучающиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
Вариант 5. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда электронный учебник используется с целью мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
В целом электронная книга очень сильно экономит время обучающегося, затрачиваемое на скучные, стандартные операции по поиску учебной информации, а также при повторении неизвестных или забытых определений. Все это возможно благодаря наличию «дерева знаний»: гипертекстовых ссылок и словарей.
С точки зрения образовательного учреждения или педагога такой учебник в течение нескольких лет пополняется новыми текстами школьников и профессионалов в виде новых приложений . Под руководством педагога общий учебник «растёт» для всех последующих обучающихся в количестве своих приложений, которые через некоторое время перерабатываются, заменяются. Увеличение объема книги не ведет к перегрузке школьников, поскольку под содержанием образования в данном случае понимается образовательная среда, а не обязательная для усвоения учебная информация. Педагог, имеющий учебный материал по своему предмету, способен перекомпоновать её или поместить материал на веб-странице для одновременного доступа к ней всех своих учеников, которые могут самостоятельно наполнять такой электронный учебник своими работами. Система поиска поможет каждому при помощи компьютера абсолютно мгновенно «открыть» в таком учебнике любой материал.
С точки зрения ученика его учебник пополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточников, которые он выбирает самостоятельно. Личный учебник отличается от общего наличием в нем ученического компонента. Это уже не просто книга, а некий ее синтез с портфолио ученика.
Несомненно, электронная учебная книга как средство индивидуального подхода имеет свои плюсы, однако также существуют и минусы. Это выражается в отсутствии учета психолого-педагогических требований, междисциплинарных связей и недостаточной преемственностью материала. Отсутствует единый алгоритмический подход к подбору иллюстрированного материала, адресность, которая выражается в учете индивидуальных особенностей обучающегося, состоянии здоровья и профессиональной направленности в обучении. Важным недостатком является фрагментарность программ, которая заключается в сжатом охвате материала или абсолютное дублирование учебников, несоблюдение санитарно - гигиенических норм в подаче материала, слабое использование графических возможностей компьютера.
Таким образом, электронный учебник позволяет реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подходов к обучению. На занятиях учитель предоставляет возможность каждому ученику самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по собственной схеме.
Список литературы и интернет-ресурсов:
Шерпаев Н.В. Электронный учебник как основа учебно-методического комплекса. //Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием