1. Информационные технологии в образовании – информационная образовательная среда. 5
1.1. Понятия и определения. 5
1.2. Основные направления государственной политики для поддержки образования. 10
1.3. Инструменты обеспечения образования с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий). Мировой опыт 16
1.4. Сравнительный анализ традиционного образования с новой информационной реальностью 23
2. Анализ рисков и возможностей ИОТ 27
2.1. Физиологические и психологические риски. 27
2.1.1. Прокрастинация. 29
2.2. Информационные риски. 31
2.2.1. Угроза утраты персональных данных. 32
2.2.2. Неконтролируемый доступ к различным источникам информации. 35
2.2.3. Оценка доли самостоятельного вклада учащегося в работу. Прокторинг. 36
Заключение 39
Выводы. Рекомендации 39
Список использованных источников 41
Приложение 43
Введение
„Мы изменили своё окружение так радикально,
что теперь должны изменить себя,
чтобы жить в этом новом окружении.“
(Норберт Винер)
Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.
Замминистра просвещения Татьяна Васильева в освещении актуальной на 2020 год проблемы дистанционного и цифрового обучения высказалась таким образом: «Практика обучения с применением элементов цифровых образовательных технологий в очном процессе обучения уже довольно давно складывалась во многих школах. Учителя успешно их применяли, и это позволяло сделать передачу знаний интересной, динамичной, более эффективной. В последней четверти закончившегося учебного года все наши школы вынуждены были перейти на дистанционное обучение» [1].
Целью работы является изучение особенностей информационных технологий (ИТ) в системе образования в современных условиях пандемии 2020 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Рассмотреть основные понятия и определения.
2). Осветить основные инструменты обеспечения образования с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Мировой опыт.
3). Провести обзор основных направлений государственной политики по поддержке цифровизации образования.
4). Рассмотреть возникновение новых форм и пространств обучения.
5). Определить вызовы системе образования. Риски и возможности, открывающиеся образовательным организациям цифровыми технологиями.
Актуальность: Информационные технологии(ИТ) неотъемлемая часть современного общества, включенная во все сферы человеческой жизни.
Включение ИТ-рынка в перечень, областей, находящихся в Российской Федерации, означает следующее:
ИТ-отрасль воспринимается государством в качестве ключевой отрасли, определяющей конкурентоспособность страны на глобальном рынке в существующем технологическом укладе и на последующие 2-3 уклада мировой экономики.
ИТ-отрасль влияет на все другие отрасли экономики, государственной власти и социальной жизни, но помимо экономического значения, она являются чрезвычайно важной для формирования государственной идеологии, самосознания и самоидентификации населения. А значит, ИТ стали также неотъемлемой частью образования, особенно с учетом возникновения пандемии 2020 года.
1. Информационные технологии в образовании – информационная образовательная среда.1.1. Понятия и определения.
Цифровая среда - система условий и возможностей, подразумевающая наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющая набор цифровых технологий и ресурсов для решения профессиональных задач.
Цифровая образовательная среда(ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
«Открытая» в данном случае означает возможность и право любого пользователя использовать информационные системы в составе ЦОС по своему собственному выбору, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальным внешним условиям, предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа – такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема – такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола. [2], [3], [4], [5].
Виртуальная реальность - трехмерная среда, созданная с помощью информационно-коммуникационных, компьютерных технологий, с которой человек может взаимодействовать с частичным и полным погружением.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно телекоммуникационных сетей при опосредованном (в удаленном доступе) взаимодействии обучающихся и преподавателей.
Информальное образование - процесс повседневной познавательной деятельности человека, результатом которого являются знания, умения, навыки, компетенции, опыт деятельности. Информальное образование «не является организованным и спланированным»; не структурировано; осуществляется за пределами стандартной образовательной среды за счёт собственной активности индивидов, не обязательно носит целенаправленный характер; обучающийся ставит перед собой цели и задачи сам, превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития.
Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется активное взаимодействие участников образовательных отношений.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. К средствам ИКТ часто относят аппаратные (компьютер, принтер, сканер, видеокамера, документ-камера и др.) и программные (электронные методические пособия, методические рекомендации, учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и др.).
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации, где конфиденциальность - обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям, а целостность - обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Неформальное образование - частично планируемое обучение, не всегда воспринимаемое в категориях образования, но сохраняющее его черты; тренинги, конференции, семинары, профессиональные сообщества и другие, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры.
Онлайн-курс - обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональное развитие - под профессиональным развитием учителя понимается достижение более высокого уровня его готовности к успешному решению новых, относительно более сложных профессиональных задач, обусловленных комплексом нововведений в сфере общего образования, а также изменениями в организации педагогической деятельности в соответствии с нормами профессионального стандарта педагога.
Тьютор – педагог, владеющий цифровыми технологиями и осуществляющий методическое сопровождение педагогов в процессе электронных курсов.
Формальное образование - (институциональная, официальная форма) в системе образования, связано с освоением обучающимися специально разработанных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Реализация программ осуществляется в «организованной и структурированной среде», результаты обучения подтверждаются соответствующим документом, чему предшествует обязательная итоговая аттестация в форме зачета, экзамена, защиты реферата (краткосрочные программы) или аттестационной работы.
Цифровизация образовательного процесса - трансформация элементов образовательного процесса, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой, с целью максимально полного использования потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий и максимально полного приспособления их к решению педагогических задач.
Цифровые технологии - информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и (или) управления ими.
Электронный курс - структурированный учебный материал, включающий цели обучения, соответствующий им образовательный контент и инструменты итогового контроля.
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с использованием информации, содержащейся в базах данных и применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между обучающимися и преподавателями.
Цифровая гигиена - это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности.
Цифровая культура — совокупности компетенций, характеризующих способность использования информационно-коммуникационных технологий для комфортной жизни в цифровой среде, для взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности.
Augmented Reality («дополнительная реальность» англ.)- цифровые объекты, отображаемые на носимых устройствах, при этом никак не меняющие внешний мир. Дополненная реальность не меняет окружение человека, а лишь привносит в него искусственные элементы, вроде информации о погоде или всплывающего перед глазами уведомления о получении e-mail. Ключевой момент заключается в том, что цифровой контент не прикреплен к пространству.
Mixed Reality - смешанная реальность; окружение, которое создано с привязкой к положению в реальном мире. Сосуществование реальных и виртуальных объектов. Суть технологии состоит с том, чтобы привнести виртуальные объекты, выглядящие максимально правдоподобно, в реальный мир.
Virtual Reality - полностью виртуальность реальность, созданная компьютером и воспроизводящая совершенно отличное от реального окружение. Человек погружается в нее при помощи специальных устройств (чаще всего VR-шлемов) и не может видеть то, что происходит в реальном мире. Благодаря этому создается эффект присутствия в совершенно другом месте [5].
Можно сделать вывод, что в современное образование происходит внедрение терминологии из раздела информационных технологий.
1.2. Основные направления государственной политики для поддержки образования.
Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Потребность развития цифровой образовательной среды (ЦОС) определяется следующими факторами:
- необходимостью формирования единого цифрового образовательного пространства для обеспечения непрерывного профессионального образования;
- неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательной среде всех уровней;
- необходимостью создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;
- необходимостью системного развития электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
- необходимостью формирования системы комплексного учета потребностей всех участников образовательных отношений, мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.
Можно отметить основные направления развития ЦОС для педагогических сотрудников:
- создание условий и механизмов, обеспечивающих доступность постоянного профессионального роста педагогических кадров в цифровой образовательной среде;
- организационно-технологическое и методическое обеспечение интеграции формального, неформального и информального образования педагогических работников как условие эффективности непрерывного образования педагогических кадров;
- организационно-технологическое сопровождение повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- обеспечение мобильности контента и технологий, персонифицированного повышения квалификации средствами электронного обучения в ЦОС.
В проекте используются современные технологии и лучшие практики онлайн-обучения, научный потенциал ведущих университетов России, опыт работы уже существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов. Проектом предусмотрено, что в 2017 году онлайн-обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся, а к концу 2025 года – более 11 миллионов. Уже в 2017 году в результате работы СЦОС у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов [6].
«Цифровая образовательная среда – являет собой совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Если говорить про цифровую образовательную среду, то можно выделить три составляющие.
Во-первых, это инфраструктура. Все, что касается интернета в школе, компьютерного оснащения, программного обеспечения, здесь есть много вопросов и много работы.
Второе — содержательная часть цифровой образовательной среды. Пандемия показала, что образовательного контента разной степени качества, достоверности, эффективности в интернете много — и традиционного, и инновационного, и авторского, и какого угодно. Весь этот контент среднестатистическому учителю взять и без подготовки встроить в образовательный процесс очень непросто. Нужно быть очень внимательным, понимать, что можно, а что нельзя использовать. Именно поэтому действия министерства в этот непростой период были направлены прежде всего на формирование, поддержку и предоставление школе ресурсов, в которых есть качественное и проверенное содержание, соответствующее федеральным стандартам. И нам это удалось: объединив лучшие наши наработки с ресурсными возможностями наших лидеров IT-индустрии, мы запустили широкий набор удобных образовательных онлайн-сервисов. Проект «Моя школа онлайн», сайт cifra.school, «Российская электронная школа» и многое другое — список довольно большой.
И, наконец, третья составная часть цифровой образовательной среды — коммуникационная. Организация общения в интернете. Пандемия показала, что технологий организации общения много. Есть Skype, Zoom, видеозвонки в соцсетях, есть привычные программы для общения в гаджетах. Все они разные, и для использования в онлайн-уроке все они требуют различных дополнительных настроек как со стороны детей, так и родителей, учителей. Система образования сформировала запрос на общую коммуникационную среду для школьного общения. Именно для школы» [1].
Цифровая образовательная среда образовательного учреждения включает:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ЦОС.
Национальный проект “ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА” [7].
Федеральные документы, регламентирующие информационных технологий в системе образования:
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий".
Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых».
Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»).
Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет».
Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования».
Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 29.05.2020 № Р-48 «Об утверждении методических рекомендации профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды».
Протокол заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по проведению в 2020 году отборов субъектов Российской Федерации на предоставление на период в 2021-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по мероприятию «Оснащение образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» от 29.10.2020 № ТВ-5/04 [1].
Государство оказывает поддержку процессам внедрения информационных процессов в образование. «Задача государства — создать и предложить учителю набор инструментов» 05 августа 2020, 11:15, как сказала замминистра просвещения Татьяна Васильева о цифровой образовательной среде в школе [1].
1.3. Инструменты обеспечения образования с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий). Мировой опыт
Требования к технической инфраструктуре:
Ширина канала подключения к сети Интернет на уровне не ниже 100 Мбит/с в городе и 50 Мбит/с в сельской местности.
Развитая сеть передачи данных в организациях. Внедрение систем контроля доступа и видеонаблюдения.
Наличие комплектов оборудования, предполагающего использование 3 устройств в образовательном процессе: комплект учителя, ученика, комплект визуализации.
Интеграция информационных систем и электронных дневников с федеральным решением.
Осуществление выбора электронных образовательных ресурсов и электронных учебников через специализированный портал «МаркетПлейс».
Реализация индивидуального обучения с использованием электронных ресурсов.
Обеспечение доступа обучающихся к личному кабинету через портал государственных услуг.
Платформы для цифровой образовательной среды это сложные цифровые образовательные продукты, имеющие широкие функциональные возможности, образовательный контент и методические материалы, покрывающие большую часть основной образовательной программы общего образования. В такой платформе существует возможность интерактивной самостоятельной работы ученика, почти все решения предоставляют большие возможности как для использования в деятельности школ, так и для организации индивидуального образовательного процесса в рамках домашнего или дополнительного обучения.
Их можно разделить на четыре основные группы:
контентные платформы;
тренажеры;
экстернаты, дистанционные школы полного цикла;
системы управления обучением.
Рассмотрим, что такое контентные платформы - такие образовательные информационные ресурсы, основным предложением для потребителя которой являются цифровые учебные материалы, т.е. цифровой контент следующего вида: электронные учебники, электронные конспекты, видео- и анимационные ролики, вебинары, мультимедийное программное обеспечение и т. д к ним относятся:
Библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru»
Мобильное электронное образование (МЭО)
Московская электронная школа (МЭШ)
Новый диск
«Открытая школа»
«Просвещение»
Российская электронная школа (РЭШ)
«Фоксфорд»
«Школьная цифровая платформа»
«Яндекс.школа»
«Lecta»
«1С: Образование 5. Школа»
«Лекториум»
Тренажеры - такие платформы, где преобладает не содержание, а коллекции интерактивных заданий с автоматической проверкой ответа. Сюда могут входить как обычные тесты, так и задания со свободным выбором ответа, адаптивные задания, виртуальные тренажеры и т. д.
«Учи.ру»
«ЯКласс»
«Яндекс.Учебник»
«Plario»
«Skysmart»
Экстернаты, дистанционные школы полного цикла, обеспечивают полноценное дистанционное обучение, полностью покрывающее образовательную программу, и предполагающая возможность изменения формы обучения.
Домашняя школа «InternetUrok.ru»
Экстернат и домашняя школа «Foxford»
Онлайн-школа № 1
Системы управления обучением (Learning Management System - LMS), представляет собой виртуальную обучающую среду, с помощью которой можно обеспечить дистанционное обучение и тестирование учащихся. В целом многие системы имеют схожие инструменты для создания, предоставления курсов и управления ими, а также тестирование и генерацию отчетов по результатам обучению. Если судить по описаниям на сайтах, все СДО похожи друг на друга: они имеют простой интерфейс, обладают необходимыми функциями и при этом дешевле всех остальных.
Чтобы программный продукт был включён в категорию программных систем управления обучением, система должна удовлетворять критериям:
Позволять содержать курсы и учебные материалы в централизованной системе, доступной для учащихся в целях обучения;
Хранить отчёты о ходе обучения отдельных участников и о производительности учебных программ в целом;
Давать возможность настраивать программы обучения в соответствии с индивидуальными потребностями;
Предоставлять возможности построения планов и расписаний, и отслеживания прохождения учебных курсов и дисциплин;
Предлагать возможности разработки курсов или интеграции со сторонними приложениями для разработки курсов.
Примеры LMS.
Платные:
iSpring Learn
Mirapolis LMS
ShareKnowledge
Teachbase
WebTutor
Docebo
Unicraft
e.Queo
eTutoriumLMS
Бесплатные:
Moodle — мощная модульная система, которую можно довести до уровня платных СДО за счет готовых модулей. Однако внедрение и настройка до такого уровня может занять несколько месяцев. Moodle пользуется популярностью среди образовательных учреждений, небольших компаний и энтузиастов электронного обучения.
ATutor — очень похожа на Moodle, но не такая популярная. Тем не менее, у ATutor много рабочих модулей, широкие возможности для разработки и встроенный конструктор. ATutor в основном пользуются энтузиасты электронного обучения.
Ilias — система обучения с интерфейсом, напоминающим социальную сеть. Ilias легко пользоваться, и она гибкая в настройке. Система разрабатывалась для немецких университетов, однако сейчас применяется в учебных учреждениях по всему миру.
Diskurs — отечественная разработка с мощным встроенным конструктором на H5P. Система распространяется по Freemium-модели: изначально бесплатная, а дополнительные функции и услуги можно докупить.
Таким образом в школе требуется гибкая и настраиваемая система LMS, желательно с открытым исходным кодом и возможностью добавления плагинов. Одной из самых популярных СДО в России является система MOODLE, расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Система имеет мобильную версию, но также можно пользоваться и web-версией либо приложением для компьютера.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Невозможно полностью перевести образовательный процесс в дистанционный формат, сохранив ту же эффективность. В дистанционном формате отсутствует плотная среда спонтанного личного общения, в нем нельзя реализовать полноценно механизмы дисциплинирования, социального контроля и обратной связи.
2. Однако качественные цифровые инструменты могут позволить добиваться хороших образовательных результатов, прежде всего с точки зрения обучения конкретным дисциплинам. Они создают возможность участия в учебном процессе детей, которые не могут посещать соответствующие уроки. Они также могут создавать возможность индивидуализации учебных траекторий и автоматизации рутинных процессов преподавания.
3. Российские школы, учителя, школьники имеют доступ к обширному и разнообразному набору учебных материалов («контенту») по большинству предметов школьной программы (тексты, иллюстрации, видеоматериалы и т.п.). И хотя дидактически и технологически основной массив материалов отстает от лучшего мирового уровня, в целом он обеспечивает покрытие практически всех тем и уровней освоения по многим предметам. Значительная часть учебных материалов доступна бесплатно.
4. Большинство существующих решений для учебной работы в цифровой среде неполны — включают лишь часть инструментов, необходимых для реализации полноценного образовательного процесса, например, только интерактивные задачники или учебные ролики. При этом отсутствуют возможности интеграции ресурсов и инструментов с разных платформ, что существенно затрудняет эффективное обучение.
5. Основная нагрузка по контролю и сопровождению обучения детей легла на родителей. Многие ресурсы и сервисы имеют высокий методический порог входа и потребовали от родителей и педагогов существенных временных издержек, в то время как должны были, наоборот, снижать рутинную нагрузку.
6. Практически отсутствуют современные системы управления образовательным процессом для школ, которые переводят свой учебный процесс в режим онлайн — начиная от простейших решений класса LMS (Learning Management System) и более сложных и системных продуктов класса VLE (Virtual Learning Environment) и EMS (Educational Management System). Ряд предлагаемых на рынке решений может быть доработан до нужного функционала.
7. Недостаточным для активного распространения обучения в дистанционной форме является предложение интерактивных образовательных ресурсов, прежде всего тренажеров — комплексов интерактивных заданий с обратной связью и аналитикой. Существующие задания чаще всего являются тестами с выбором ответа или задачами с одним ответом. Они лишены адаптивности, яркости, увлекательности. Как правило, они не используют современные технологические решения. Этот дефицит не позволяет ни облегчить рутинные задачи учителя по проверке выполнения заданий, ни реализовать функцию самоучителя. При этом большая часть таких ресурсов платная. Учителя, как правило, не имеют опыта их использования в учебном процессе.
8. Система образования имеет доступ к огромному многообразию общепользовательских инструментов работы с документами, коммуникации, организации групповой работы, обратной связи. Однако эти инструменты очень мало используются. Вместе с тем явно не хватает комплексных решений для школы, где эти средства были бы интегрированы с общей системой организации образовательного процесса. Без этого реализация дистанционного формата обучения может породить непонимание и путаницу.
9. Практически отсутствуют теоретические и практические разработки возрастной специфики использования цифровых материалов (для начальной, основной и старшей школы).
10. Не существует, в принципе, единственного универсального решения для реализации всех элементов цифровой среды с максимальным эффектом. Однако из приведенных в докладе решений есть возможность собрать набор, в определенной степени удовлетворяющий потребности конкретного обучающегося с родителем, класса, образовательной организации, региона, в том числе при временной организации дистанционного обучения. Для формирования таких наборов нужны практики, которые складываются в работе экспериментальных школ, где могут осуществляться разработка методик использования разных ресурсов, оценка их эффективности и разработка новых ресурсов и инструментов, позволяющих формировать и оценивать в том числе межпредметные и личностные результаты.
11. В условиях использования широкого перечня платформ, ресурсов и сервисов актуальными становятся вопросы хранения и обмена персональными данными, а также безопасности обучающихся и педагогов в цифровой среде.
12. Необходимы сбор и обобщение опыта использования цифровых инструментов и ресурсов для организации результативной учебной работы, а также для его сопоставления с данными о происходящих системных изменениях в образовательных организациях (которые, например, собираются в рамках мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, проводимого Институтом образования НИУ ВШЭ по заказу Фонда новых форм развития образования).
13. Ни у одного провайдера (кроме «Яндекс.Учебника») нет доказательных данных об эффективности использования соответствующих ресурсов. Необходимо срочно реализовать исследовательскую программу, которая позволила бы ответить на вопросы об эффективности и об особенностях пользовательского опыта.
14. Во время пандемии большинство провайдеров крупных решений предоставили свободный доступ к своим сервисам, посещаемость многих платформ выросла в 5–10 раз. В то же время из-за дополнительной нагрузки требуется, как минимум, масштабирование технических мощностей и штат обслуживающих специалистов, что приводит к росту расходов. В связи с этим возникает вопрос о монетизации выбранной модели: как, увеличив расходы и сократив выручку, добиться рентабельности за счет новых пользователей, пришедших на платформу [8].
На данный момент существует достаточно широкий выбор информационных систем, на разном уровне осуществляющих образовательный процесс.
1.4.Сравнительный анализ традиционного образования с новой информационной реальностью
В результате поисков более совершенных схем организации учебного процесса, использующих достоинства дистанционного обучения, компенсирующих его недостатки, возникла идея смешанного обучения. Этим термином обозначается учебный процесс, в котором применяются различные событийно-ориентированные методики управления процессом обучения, такие как обучение в аудитории, асинхронное дистанционное обучение и синхронное дистанционное обучение [9].
Образовательный процесс строится на взаимодействии учащегося не только с компьютером, но и с преподавателем в активных очной и дистанционной формах, когда изученный самостоятельно материал обобщается, анализируется и используется для решения поставленных задач.
Смешанное обучение рассматривается педагогами как обучение, сочетающее различные виды учебных мероприятий включая:
Очное обучение в классе, онлайновое электронное обучение и самообучение на рабочем месте;
Модель, в которой распределенные информационно-образовательные ресурсы задействованы в очном обучении, включающем элементы асинхронного и синхронного дистанционного обучения.
Комбинация очного и дистанционного обучения, в которой одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели.
Интеграция электронного и традиционного обучения, которой присуща запланированность и педагогическая ценность.
Использование в разных соотношениях электронного и аудиторного обучения.
Комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи интернет - ресурсов (в первую очередь второго поколения), позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса.
Традиционное обучение с применением дополнительных электронных технологий.
Сопоставление определений показывает, что все они так или иначе указывают на сочетание традиционных и электронных форм образования. Гибкость смешанного обучения состоит в том, что пропорции традиционной очной и дистанционной форм в нем могут быть различными. Их соотношение зависит от нескольких достаточно очевидных факторов: содержания дисциплины, возраста обучаемых, степени их готовности к самообразованию, возможностей информационной образовательной среды учебного заведения, оснащенности учебно-методическим обеспечением.
Таким образом, электронное обучение, согласно нашим представлениям, объединяет смешанное и дистанционное обучение.
При всех положительных сторонах информационных технологий в образовании в современных условиях, нельзя не обратить внимание на угрозы здоровью и развитию ребенка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине:
1.Непроверенные технологии.
2.Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.
3.Утрата способностей воспринимать большие тексты.
7. Использование вай-фай в школах. Электромагнитное излучение.
8. Проблемы с речевым развитием у детей.
9. Проблемы со зрением.
10. Компьютерная, игровая зависимость.
11. Отказ от бумажных учебников.
12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.
13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей.
14. Зарубежный опыт цифрового образования.
15. Чего ждать учителям.
16. Чипизация [10].
Однако несмотря на риски, под воздействием текущих обстоятельств, информационные технологии прочно заняли свое место в образовании, с использованием мировых тенденций, в попытке угнаться за данной стезей развития в других государствах, в поиске индивидуальности и попытке приспособить их к российской действительности. Тем более, что возникла острая необходимость, в связи с переходом на дистанционную форму обучения и срочного внедрения смешанного обучения в школы. Однако, невозможно не говорить об опасностях, рисках и угрозах, прежде всего для поколения детей, втянутых в неожиданный эксперимент новых форм образовательного процесса без четкого понимания последствий в области физиологии, психики и социализации.
Новые технологии находятся на уровне разработки и экспериментального внедрения. Требуется внимательное отношение и дополнительные исследования для полноценного образовательного процесса.
2. Анализ рисков и возможностей ИОТ
Глава Минпросвещения России Васильева О.Ю. сообщила, что ведомство инициировало исследование о влиянии цифровых технологий на современного человека. Его в ближайшее время проведут специалисты Института возрастной физиологии РАО.
– Развитие цифровых технологий затрагивает самые разные стороны жизни человека и общества. Однако оценки экспертов о влиянии цифровых технологий заметно расходятся: одни полны оптимизма в ожидании реализации самых амбициозных надежд в ближайшем будущем, другие делают акцент на негативных для человека и общества последствиях, прямо связанных с цифровизацией.
Научная обоснованность этих оценок делается, опираясь на весьма поверхностные научные основания. Сегодня никаких масштабных исследований в этом направлении в России – да и в мире в целом – не проводилось, – подчеркнула Ольга Юрьевна [1].
2.1. Физиологические и психологические риски
Цифровая реальность рождает новый вид человека. Татьяна Черниговская называет его Homo confusus, или «человек растерянный». Этот человек пока не осознал, насколько сложный и динамичный мир его окружает, и не понимает, как в нём жить.
Это тем более усугубилось в связи с глобальными социальными и биологическими катаклизмами нынешнего тревожного времени.
Сегодня в обществе распространен «синдром отложенной жизни». Многие люди, по словам Татьяны Черниговской, живут так, будто используют черновик, откладывая важные и ответственные решения и поступки на потом. Подобным образом они воспитывают и своих детей. Однако жизнь начинается не «потом» – она идет здесь и сейчас. Важно именно сегодня включить осознанность, чтобы понять, какова конечная цель каждой человеческой жизни.
«Как бы мы ни рассуждали о том, хорошо это или плохо, но то, что с нами происходит, – уже необратимый процесс. Поэтому нужно понять, как в этом мире жить и вообще есть ли у нас собственные планы или мы готовы уступить реальность цифровым разработкам», – подчеркивает Татьяна Черниговская [11].
Свое мнение о дистанционном образовании высказал врач-психотерапевт Андрей Курпатов: «дистанционное образование, пусть даже частичное, окажется вредным для современных школьников. Предполагается, что с 1 сентября часть российских школ примет участие в цифровом образовательном эксперименте, который предполагает совмещение традиционного образования c дистанционным обучением посредством гаджетов». По словам Курпатова, онлайн-обучение может привести к тому, что уже к 18 годам дети отправят «свой сервер мышления в спячку», а сама «цифровизация превратит школу в конвейер дураков». «Вместо осмысления знаний, полученных на уроках в рамках традиционного обучения, в голову ребенка будут напихивать массу визуальных образов через образовательные цифровые платформы. Таким образом, необходимое время для мыслительной деятельности будет отнято на потребление дополнительной информации», — подчеркивает психотерапевт.
Он уточняет, что гаджеты лишают детей социального мышления. «Нарушенная внедрением цифровизации функция мозга, отвечающая за мыслительную деятельность, ведет к разрушению социальных связей в обществе. Люди обособляются, предпочитая гаджет прямому общению с человеком», — отмечает специалист, называя такое мышление «цифровым аутизмом». Подростки с таким симптомом не могут поддерживать длительный психологический контакт, им становится неинтересен духовный мир другого человека. Дети, увлеченные гаджетами, перестают проектировать свое будущее, мечтать о новых свершениях. «„Оцифрованные“ дети, став взрослыми, никогда не смогут даже задуматься об ином, более свободном и гуманном мире», — считает А.В. Курпатов [12].
Недостаточно изученное влияние внедрения информационно-образовательных технологий может нанести непоправимый вред физиологическому и психическому здоровью участникам образовательного процесса.
2.1.1. Прокрастинация
Прокрастинацию, болезненную привычку откладывать дела на потом, называют настоящей проблемой современности. Она в явной форме имеется у 15–25% людей, причем за последние 25 лет уровень прокрастинации у населения повысился. В некоторой степени развитие гаджетов, популяризация социальных сетей и прокрастинация взаимосвязаны: мы отвлекаемся от важных дел на всплывающие уведомления, проводим часы, выбирая товары в электронном каталоге, бездумно листая ленту или просматривая забавные видео, которые услужливо поставляет нам YouTube. На эти «занятия» уходит весь рабочий день, а важные задачи так и остаются незавершенными.
Доктор Тимоти Пичил, автор книги «Не откладывай на завтра», выдвинул «теорию счастья», согласно которой человеческой природе свойственно идти по пути наименьшего сопротивления, предпочитая откладывать задачи, которые препятствуют достижению сиюминутного удовлетворения. Перенося это естественное свойство на условия современного общества с его графиками и дедлайнами, несложно понять, отчего мы избегаем каких-то вещей: это не потому, что не хотим ими заниматься, а потому, что хотим чувствовать себя хорошо в данный момент.
Стресс мешает нам мыслить рационально. Например, если необходимо написать список срочных дел, но вы находитесь под влиянием прокрастинации, то перечень будет составлен таким образом, что наиболее приоритетными задачами станут те, которые вам больше нравятся. Подобное откладывание довольно быстро может привести к ухудшению качества итоговых результатов, а то и к полному срыву всех дедлайнов.
«Прокрастинация — это сложное нейрофизиологическое явление, связанное с нашими врожденными программами “экономии сил”. Ею страдают разные люди в разные периоды жизни. Она нередко приводит к депрессии, тревожности и ухудшению самочувствия [13].
Суть прокрастинации заключается в том, что человек бесконечно откладывает все свои дела ради бесполезных действий, которые просто поглощают время. С появлением различных электронных устройств это явление распространилось на детей, став большой проблемой, поскольку в результате бессмысленного интернет-серфинга они откладывают вообще все дела — учебу, увлечения, друзей.
По данным опроса Компании StudyMode, в котором приняли участие более 1300 школьников и студентов, домашнюю работу подростки откладывают из-за отвлекающих факторов, главные из которых — социальные сети (58%) и телевидение (61%) [14].
[14]
Цифровизация и информатизация общества, а в частности образования провоцирует у школьников развитие прокрастинации, доступность цифровой среды, официальное разрешение на использование электронных устройств, встраивание их в повседневную жизнь только способствует этому процессу, а отсутствие цифровой гигиены и культуры не позволяет контролировать этот процесс [12].
2.2. Информационные риски
Все опасности интернет-среды как информационные риски объединены в четыре основные группы рисков:
1. Контентные риски. Это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
2. Коммуникационные риски. Связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.
3. Электронные риски. Это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д. Вредоносное ПО (Программное обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
4. Потребительские риски. Это злоупотребление в Интернете правами потребителя. Включают в себя следующее: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества и др. [14].
[15].
2.2.1. Угроза утраты персональных данных
Практически каждая организация, от детского садика и школы до государственного ведомства, в той или иной степени обрабатывает персональные данные. На самом деле закон «О персональных данных» – самый массовый закон, который затрагивает интересы всех. Здесь все переплетено: сегодня ты выступаешь, как субъект, а завтра, ты уже оператор. Сегодня ты на стороне тех, кто хочет сэкономить на защите персональных данных, а завтра ты уже сам радеешь за то, чтобы твои персональные данные защищали самым тщательным образом.
Неправомерное использование персональных данных может навредить субъекту. Главная цель защиты персональных данных – обеспечение защиты прав и свобод человека (субъекта), в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Под угрозой или опасностью утраты персональных данных (ПД) понимается единичное или комплексное, реальное или потенциальное, активное или пассивное проявление злоумышленных возможностей внешних или внутренних источников угрозы создавать неблагоприятные события, оказывать дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию.
Риск угрозы любым информационным ресурсам создают стихийные бедствия, экстремальные ситуации, террористические действия, аварии технических средств и линий связи, другие объективные обстоятельства, а также заинтересованные и незаинтересованные в возникновении угрозы лица.
Защита персональных данных представляет собой предупреждение нарушения доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности персональных данных и обеспечение безопасности информации в процессе управленческой и производственной деятельности организации.
Защита ПД от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена образовательным учреждением за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом.
«Внутренняя защита»:
Регламентация доступа персонала к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных входит в число основных направлений организационной защиты информации и предназначена для разграничения полномочий между руководителями и сотрудниками образовательных учреждений (ОУ);
Для обеспечении внутренней защиты ПД необходимо соблюдать ряд мер: ограничение и регламентация состава работников, функциональные обязанности которых требуют конфиденциальных знаний; избирательное и обоснованное распределение документов и информации между работниками; рациональное размещение рабочих мест работников, при котором исключалось бы бесконтрольное использование защищаемой информации; знание работником требований нормативно – методических документов по защите информации и сохранении тайны; наличие необходимых условий в помещении для работы с конфиденциальными документами и базами данных; организация порядка уничтожения информации; своевременное выявление нарушения требований разрешительной системы доступа работниками ОУ; воспитательная и разъяснительная работа с сотрудниками ОУ по предупреждению утраты ценных сведений при работе с конфиденциальными документами.
защита персональных данных на электронных носителях. Все папки, содержащие персональные данные учащихся и их родителей (законных представителей), должны быть защищены паролем, который сообщается заместителю директора по ИКТ.
«Внешняя защита»:
для защиты конфиденциальной информации создаются целенаправленные неблагоприятные условия и труднопреодолимые препятствия для лица, пытающегося совершить несанкционированный доступ и овладение информацией. Целью и результатом несанкционированного доступа к информационным ресурсам может быть не только овладение ценными сведениями и их использование, но и их видоизменение, уничтожение, и др.;
под посторонним лицом понимается любое лицо, не имеющее непосредственного отношения к ОУ, посетители, работники других организационных структур. Посторонние лица не должны знать распределение функций, рабочие процессы, технологию составления, оформления, ведения и хранения документов, дел и рабочих материалов;
для обеспечения внешней защиты ПД необходимо соблюдать ряд мер: порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей; пропускной режим ОУ; технические средства охраны, сигнализация; требования к защите информации при интервьюировании и собеседованиях.
Все лица, связанные с получением, обработкой и защитой персональных данных, обязаны подписать обязательство о неразглашении персональных данных учащихся, их родителей (законных представителей).
По возможности персональные данные обезличиваются [16].
Необходимость обеспечения безопасности персональных данных в наше время – объективная реальность. Информация о человеке всегда имела большую ценность, но сегодня она превратилась в самый дорогой товар. Информация в руках мошенника превращается в орудие преступления, в руках уволенного сотрудника – в средство мщения. Именно поэтому персональные данные нуждаются в самой серьезной защите. Для граждан, от степени защищенности персональных данных зависит физическая и имущественная безопасность, а для операторов — обеспечение надлежащего функционирования организации [17].
Самая большая группа рисков, влияние которой на данный момент сложно оценить.
2.2.2. Неконтролируемый доступ к различным источникам информации
Несомненно, XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации. Уже в XX веке дети имели доступ к радио, телевидению и журналам, хотя он и был ограниченным. В настоящее время влияние СМИ на детей приобрело более четкий и наступающий характер, что стало поводом частого беспокойства среди родителей, медицинских работников и учителей.
Со слов Сергея Кравцова Министра просвещения Российской Федерации: «Цифровая образовательная среда – это, прежде всего, проверенный электронный контент для повышения качества традиционного образования» 01 декабря 2020, 18:48.
«Одна из главных задач проекта по созданию цифровой образовательной среды – обеспечить учителей верифицированным электронным контентом, который помогал бы им сделать традиционные школьные уроки более качественными, глубокими и интересными для учеников». Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, принимая участие в общественных слушаниях на тему «Цифровизация образования. Угроза или возможности», организованных Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности [18].
Данный вопрос еще предстоит решать, как на уровне правительства, так и на уровне каждой отдельной семьи.
2.2.3. Оценка доли самостоятельного вклада учащегося в работу. Прокторинг
Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал «РГ», какие изменения ждут российские общеобразовательные учебные заведения. По его словам, программа в школах должна стать более интегрированной, чтобы ученики понимали — школьные предметы дают им реальные знания об окружающем мире. По его словам, сейчас ребёнок должен уже не просто заучить формулу или теорему, а понять их предназначение, взаимосвязь, применение в реальной жизни.
Рассказал он и о внедрении в школах ЦОС, которая зафиксирует в «цифровой биографии» школьника все его успехи и неудачи, продемонстрирует его успеваемость:
«Система ЦОС сделает видимыми и измеримыми все успехи и неудачи школьника: прогресс будет фиксироваться в так называемой цифровой биографии, которая будет объективно показывать, в чем школьник успевает, а в чем ему нужна помощь» [20].
Однако же проблема сохраняется, особенно она актуальна для традиционной школы. Доступность интернет - ресурсов является одновременно и благом, и провалом современной школы. Домашние задания, даже для младших школьников, не являются возможностью проверить себя или отточить свои навыки, это скорее вопрос, который необходимо решить в ограниченные сроки и здесь, также, непосредственном помощником является интернет, с различными сайтами с домашними заданиями, решенными задачами и выполненными упражнениями.
Как предотвратить списывание во время дистанционного обучения, действительно ли нам нужна тотальная система контроля над студентами, и чем внедрение онлайн-образования напоминает компьютеризацию шахмат [19].
Валерий Григорьев, лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, а также Светлана Новикова, социолог, младший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС. О проблеме контроля за учащимися во время дистанционного обучения.
Прокторинг — это процедура контроля за ходом дистанционного испытания (в английском языке «proctor» — это наблюдатель на экзаменах в вузе). Это понятие уже достаточно хорошо знакомо не только экспертам. Но как он обеспечивается на самом деле и какой ценой? Необходима ли нам такая тотальная система контроля? Исследователи выделяют следующие прокторинговые системы.
Пассивный мониторинг программного обеспечения на компьютерах экзаменуемых. Он осуществляется путем отслеживания приложений, с которыми работают учащиеся на своих ПК, и переключений на другие сервисы во время экзамена.
Активное ограничение ПО на компьютерах учеников. Например, с помощью приложения «Блокировка браузера» закрывается доступ к другим приложениям во время экзаменов.
Пассивное видеонаблюдение с помощью ПО, которое обращается к веб-камере студентов для непосредственной фиксации всех действий. Так, онлайн-контроль происходит без экзаменатора, без участия человека. Записываются видео и звук, автоматически выявляется подозрительное поведение человека и фиксируются нарушения. За грубое несоблюдение правил (подмена экзаменуемого, копирование заданий) программа автоматически блокирует доступ к системе.
Активное видеонаблюдение. Реализуется аналогично пассивному, но с добавлением мониторинга в режиме реального времени. Один проктор (наблюдатель) может следить за несколькими учащимися одновременно [20].
До сегодняшнего момента времени в образовании контролирующую функцию занимал учитель, а в связи с изменившимися условиями современной реальности, контроль за дистанционным образованием требует дополнительных усилий со стороны педагога или использования специализированного программного обеспечения.
ЗаключениеВыводы. Рекомендации
На основании проведенного исследования и анализа полученных результатов можно заключить, что информационные технологии в системе образования получили широкое распространение и данный процесс еще не окончен. Опыт применения информационных технологий в образовании только еще начинает накапливаться. Медленное решение данного вопроса является одной из проблем применения информационных технологий в сфере образования. Одновременно с этим в современное образование происходит активное проникновение терминологии из раздела информационных технологий.
На данный момент уже существует достаточно широкий выбор информационных систем, для осуществления образовательного процесса на разном уровне. Но, на данном этапе новые технологии находятся на уровне разработки и экспериментального внедрения и требуют внимательного отношения, и дополнительных исследований для полноценного образовательного процесса.
На фоне эпидемиологической ситуации Российская Федерация как Государство оказывает существенную поддержку и всячески способствует процессам внедрения информационных технологий в образование, как с административной, так и с экономической точки зрения.
Однако несовершенство новых форм обучения и недостаточная их изученность несет в себе определенные группы рисков, как в отношении физиологического и психического здоровья участников образовательного процесса, в возможности развития прокрастинации, так и относительно информационной безопасности и угроз утраты персональных данных.
Сложные моменты, которые касаются информационных технологий и дистанционных форм обучения предстоит решать, как на уровне правительства, так и на уровне каждой отдельной семьи.
Внедрение информационных технологий в систему образования, особенно в период пандемии 2020 года можно и нужно воспринимать, как механизм адаптации человека к изменяющимся условия окружающего мира.
При этом необходимы глубокие всесторонние исследования методов и инструментов, обеспечивающих дистанционные образовательные технологии и информационные технологии в образовании в целом.
Необходима методическая и информационная поддержка педагогов со стороны государства.
Так же необходим глубокий анализ программных средств, реализующих ЦОС, в целях предотвращения опасного воздействия на поколение обучающихся – это вопросы национальной безопасности.
Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения». / Курск, 2019. – 64 с. Авторы составители: Дурноглазов Е.Е., зав. кафедрой ИО, доцент, к.п.н.; Кузнецова Е.А., начальник управления по ИТ ОГБУ КИРО, к.п.н.; Шевердин И.В., доцент кафедры ИО, к.п.н.; Горбулина Т.С., ст. преподаватель кафедры ИО; Колесниченко К.А., ст. преподаватель кафедры ИО
Пащенко О.И. П 22 Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
Современные информационные технологии и ИТ-образование. Т. 1 (№ 11), 2015. — 638 с. (ISSN 2411-1473) Колин К.К. Институт проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ.
Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 10(40)).
Григорьев Александр Владимирович кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Астраханский государственный университет, РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ОПРОСА ПЕДАГОГОВ Г. АСТРАХАНИ).