kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся»

Совершенствование коммуникативной

компетенции обучающихся



Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.


Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Если ученик легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

Во - вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.

В - третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни


Для формирования коммуникативной компетенции можно использовать следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

  • использование на уроках математических софизмов;

  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

  • сдача различных устных зачетов.


Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся.

Например: каждой группе предлагается решить задачу и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Правила работы в группе

Читать и говорить вполголоса, но внятно.

Слушать внимательно товарища, помогая ему точно сформулировать мысль.

Задавать вопросы по существу обсуждаемой темы.

Высказывать свою точку зрения, пробовать её доказать.

Управлять процессом работы и пары и группы.

Вести учёт и контроль.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Коммуникативные компетентности:

Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!

Примеры задач для работы в группе.

1.

У нас имеется участок, который бригадир обошел по

периметру за 20 минут, идя со скоростью 80 м/м.

Определить длину периметра участка. Может ли этот участок

быть квадратным? Если может, то какова в этом случае его

сторона?

Может ли этот участок быть прямоугольным? Каковы в этом

случае его стороны?

Ребята работают в группах, рассматривают и обсуждают различные варианты.

Затем просматриваются возможные варианты.



2. Софизм «Пять равно шести»

Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.

В каждой части вынесем за скобки общий множитель:

5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель (7+2-9).

Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка?


Разбор софизма.

Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число

7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.

Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.

Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению изучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается. Кроме того, разбор софизмов увлекателен. Ученики склонны эмоционально реагировать на абсурдность утверждений, но при этом прочность усвоения математического факта значительно повышается.

Кроме того, разбирая софизмы, во время работы в группах, мы наряду с коммуникативной компетентностью одновременно развиваем и познавательную. Ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.


Преимущества групповой формы при формировании коммуникативной компетенции.

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения .

2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.


Итак, развивая коммуникативную компетентность, мы должны добиться того, чтобы учащиеся по окончании 9 класса обладали:

Монологической и диалогической речью.

Умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умением договариваться и конструктивно разрешать конфликты.

Умением сотрудничать.


Школа будущего - это ненаписанная книга, которая пишется сегодня и мы ее авторы. От того какой она будет, зависит от каждого из нас. А нам, учителям, не надо бояться сложностей в работе с новыми методами. Попробуем, и у нас всё получится!

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние. А наше будущее - в образовании. Есть только один путь постижения-действовать.

П.Коэлью.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся

Автор: Румянцова Людмила Валерьевна

Дата: 14.05.2020

Номер свидетельства: 549766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(87) "razvitiie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "112176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408383822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "228903"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441545383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в условиях творческой  образовательной среды"
    ["seo_title"] => string(114) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-studientov-v-usloviiakh-tvorchieskoi-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "249356"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446889654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-ikt-kompietientnosti-u-obuchaiushchikhsia-gaou-spo-rk-syktyvkarskii-kolliedzh-siervisa-i-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "182553"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425551286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства