Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся»
Совершенствование коммуникативной
компетенции обучающихся
Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Во - первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Если ученик легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
Во - вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.
В - третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни
Для формирования коммуникативной компетенции можно использовать следующие методы и приемы:
решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
сдача различных устных зачетов.
Коммуникативнаякомпетенцияподразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся.
Например: каждой группе предлагается решить задачу и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Правила работы в группе
Читать и говорить вполголоса, но внятно.
Слушать внимательно товарища, помогая ему точно сформулировать мысль.
Задавать вопросы по существу обсуждаемой темы.
Высказывать свою точку зрения, пробовать её доказать.
Управлять процессом работы и пары и группы.
Вести учёт и контроль.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Коммуникативные компетентности:
Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!
Примеры задач для работы в группе.
1.
У нас имеется участок, который бригадир обошел по
периметру за 20 минут, идя со скоростью 80 м/м.
Определить длину периметра участка. Может ли этот участок
быть квадратным? Если может, то какова в этом случае его
сторона?
Может ли этот участок быть прямоугольным? Каковы в этом
случае его стороны?
Ребята работают в группах, рассматривают и обсуждают различные варианты.
Затем просматриваются возможные варианты.
2. Софизм «Пять равно шести»
Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.
В каждой части вынесем за скобки общий множитель:
5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель (7+2-9).
Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка?
Разбор софизма.
Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число
7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.
Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.
Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению изучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается. Кроме того, разбор софизмов увлекателен. Ученики склонны эмоционально реагировать на абсурдность утверждений, но при этом прочность усвоения математического факта значительно повышается.
Кроме того, разбирая софизмы, во время работы в группах, мы наряду с коммуникативной компетентностью одновременно развиваем и познавательную. Ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Преимущества групповой формы при формировании коммуникативной компетенции.
1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения .
2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Итак, развивая коммуникативную компетентность, мы должны добиться того, чтобы учащиеся по окончании 9 класса обладали:
Монологической и диалогической речью.
Умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Умением договариваться и конструктивно разрешать конфликты.
Умением сотрудничать.
Школа будущего - это ненаписанная книга, которая пишется сегодня и мы ее авторы. От того какой она будет, зависит от каждого из нас.А нам, учителям, не надо бояться сложностей в работе с новыми методами. Попробуем, и у нас всё получится!
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние. А наше будущее - в образовании. Есть только один путь постижения-действовать.