kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся»

Совершенствование коммуникативной

компетенции обучающихся



Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.


Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Если ученик легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

Во - вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.

В - третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни


Для формирования коммуникативной компетенции можно использовать следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

  • использование на уроках математических софизмов;

  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

  • сдача различных устных зачетов.


Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся.

Например: каждой группе предлагается решить задачу и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Правила работы в группе

Читать и говорить вполголоса, но внятно.

Слушать внимательно товарища, помогая ему точно сформулировать мысль.

Задавать вопросы по существу обсуждаемой темы.

Высказывать свою точку зрения, пробовать её доказать.

Управлять процессом работы и пары и группы.

Вести учёт и контроль.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Коммуникативные компетентности:

Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!

Примеры задач для работы в группе.

1.

У нас имеется участок, который бригадир обошел по

периметру за 20 минут, идя со скоростью 80 м/м.

Определить длину периметра участка. Может ли этот участок

быть квадратным? Если может, то какова в этом случае его

сторона?

Может ли этот участок быть прямоугольным? Каковы в этом

случае его стороны?

Ребята работают в группах, рассматривают и обсуждают различные варианты.

Затем просматриваются возможные варианты.



2. Софизм «Пять равно шести»

Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.

В каждой части вынесем за скобки общий множитель:

5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель (7+2-9).

Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка?


Разбор софизма.

Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число

7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.

Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.

Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению изучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается. Кроме того, разбор софизмов увлекателен. Ученики склонны эмоционально реагировать на абсурдность утверждений, но при этом прочность усвоения математического факта значительно повышается.

Кроме того, разбирая софизмы, во время работы в группах, мы наряду с коммуникативной компетентностью одновременно развиваем и познавательную. Ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.


Преимущества групповой формы при формировании коммуникативной компетенции.

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения .

2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.


Итак, развивая коммуникативную компетентность, мы должны добиться того, чтобы учащиеся по окончании 9 класса обладали:

Монологической и диалогической речью.

Умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умением договариваться и конструктивно разрешать конфликты.

Умением сотрудничать.


Школа будущего - это ненаписанная книга, которая пишется сегодня и мы ее авторы. От того какой она будет, зависит от каждого из нас. А нам, учителям, не надо бояться сложностей в работе с новыми методами. Попробуем, и у нас всё получится!

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние. А наше будущее - в образовании. Есть только один путь постижения-действовать.

П.Коэлью.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся

Автор: Румянцова Людмила Валерьевна

Дата: 14.05.2020

Номер свидетельства: 549766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(87) "razvitiie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "112176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408383822"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "228903"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441545383"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в условиях творческой  образовательной среды"
    ["seo_title"] => string(114) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-studientov-v-usloviiakh-tvorchieskoi-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "249356"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446889654"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-ikt-kompietientnosti-u-obuchaiushchikhsia-gaou-spo-rk-syktyvkarskii-kolliedzh-siervisa-i-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "182553"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425551286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства