Просмотр содержимого документа
«"Система работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс"»
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Центр детского творчества города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Система работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс
Автор: методист
Зарипова Лилия Ирековна
Азнакаево, 2018г.
Введение Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. В современном мире и обществе важное значение имеет информация, способы её хранения и использования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить учреждения образования. Стратегической целью развития и использования ИКТ является построение информационного общества, представляющего собой: глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью компьютерного представления и обработки знаний будет достигаться высокий уровень качества и оперативности принимаемых решений; общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать; общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому новые возможности для самореализации; общество, в котором значительная часть взаимоотношений между гражданами, властью и бизнесом реализуется посредством ИКТ в рамках электронного правительства; общество, в котором на удовлетворение потребности в государственных услугах тратится минимум времени как со стороны граждан и бизнеса, так и со стороны органов власти. Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ и учреждений дополнительного образования. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ФГОС дано определение информационно-образовательной среда образовательного учреждения. «Она включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Реализация новой модели образования, основанной на использовании ИКТ, предъявляет новые требования к педагогам и всем участникам образовательного процесса. Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации. Однако действующая система дополнительного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом. Возникает противоречие между требованиями нормативных документов и компетентности сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ. Выявилась проблема – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. Другая проблема, что педагоги не используют возможности интернета, в частности дистанционное обучение. 2. Актуальность темы Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Данная проблема наиболее актуальна на сегодняшний день для педагогов нашей организации. 3. Цель и задачи Цель: Создание условий по применению ИКТ в образовательном процессе педагога дополнительного образования. Задачи: -формирование положительной мотивации к использованию ИКТ в учебном процессе; -овладение приемами подготовки дидактических материалов средствами программных приложений Microsoft Office; - использование возможностей сетей (включая Интернет) и современного цифрового оборудования как активных образовательных ресурсов; - содействие развитию единой информационной учебной среды. 4. Ожидаемые результаты Созданы условия для применения ИКТ в образовательном процессе педагога дополнительного образования. 5. Система работы методиста по внедрению ИКТ в образовательный процесс педагога дополнительного образования. Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства ПДО, связующая в единое целое всю систему работы учреждения. Роль методической работы в учреждении значительно возросла в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства ПДО, связующая в единое целое всю систему работы учреждения, является методическая работа. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от ПДО широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Лишь педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в инновационный поиск или в процесс освоения и внедрения новшеств в практику, что может стать действенным фактором обновления практики образования. Формирование мотивационной, содержательной и технологической компетентности ПДО – функция специально организованной методической системы. Работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс учреждения ведётся по следующим направлениям: Аналитическая деятельность (мониторинг профессиональных и информационных потребностей ПДО; создание базы данных о педагоге; выявление затруднений педагога; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта). Информационная деятельность (формирование банка педагогической информации; информирование педагогов о новых направлениях в развитии образования) Организационно-методическая деятельность (изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, проведение семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов); Консультационная деятельность (организация консультационной работы для педагогов) Аналитическая деятельность направлена на мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагога; выявление затруднений в работе в данном направлении. Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, обоснованный по составу мониторинг. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ -компетентности и внесение своевременных корректив в процесс обучения. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемой технологии обучения педагогов, используемых методик, служит выбору обоснованных путей устранения недостатков образовательной траектории, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях; контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых; мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов педагогов в ИКТ являются тесты и тестовые задания. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков используется: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ занятия с применением ИКТ, анализ качества электронной документации педагога. Ежегодно в начале учебного года на первом педсовете проводится анкетирование «Информационная компетентность педагогов» (Приложение №1). По результатам анкетирования выявляется компетентность педагога в использовании ИКТ, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе. Исходя из результатов анкетирования, в план методической работы включается семинары для педагогов по темам: «Использование презентации в образовательном процессе»; «Возможности программы "Word" для создания дидактических и контрольно-измерительных материалов»; «Создание таблиц и диаграмм»; «Поиск информации в Интернете для подготовки к занятиям»; «Дистанционное обучение»; «Участие в интернет проектах и конкурсах»; «Создание сайта педагога» «Облачные технологии». Семинары направлены на мотивацию педагогов к переходу на электронный документооборот. Многим педагога трудно переключиться с бумажной формы документов на электронную, задача методиста убедить педагога в том, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям у них появляется больше возможностей. В работе организации используются различные формы работы для повышения ИКТ-компетентности педагогов: педсовет; методические объединения педагогов; мастер-классы; обучающие семинары; открытые уроки; тематические семинары, элементы дистанционного обучения. Помимо обучающих мероприятий проводятся индивидуальные консультации по применению информационно-коммуникационных технологий. Индивидуальные консультации проводятся по темам: «Оформлению методических разработок, мастер-классов, сценариев на интернет-форумы для участия в конкурсах, представления своего опыта работы»; Одним из основных направлений методической работы является обобщение и распространение педагогического опыта. Педагоги принимают активное участие в работе городских семинаров, конференций и других мероприятиях. Опыт работы по использованию ИКТ публикуется в электронных СМИ. 6. Необходимые ресурсы Для реализации данной работы необходимы ресурсы Методические ресурсы методики и образовательные технологии, предполагающие активное использование электронных образовательных ресурсов, учебных материалов и инструментов учебной деятельности в образовательном процессе; Кадровые ресурсы педагоги, владеющие методиками и образовательными технологиями, основанными на использовании ИКТ Материально-технические ресурсы программно-аппаратная база информационной среды ОУ 7. Заключение Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу. Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой учреждение. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования. 8. Информационные источники (использованная литература) Автореферат Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.- Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819 Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г с.10 Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.