Рабочая программа по информатике для 9 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по информатике для 9 класса на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течении 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:
Учебник: «Информатика»: Учебник для 9 класса Семакин И.Г., - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2007 год.
Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г. М., Бином, 2009
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на заседании школы методического объединения естественно-математического цикла протокол №1 от «___»____________20___ г.
____________/Назмиева Л.Р./
«Согласовано»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_______/ Маликова Р.Т./
«___» ____________ 20___г.
«Утверждаю»
Директор школы
______________/Ялалов И.И./
Приказ №_____ от
«___» ____________ 20___г.
Рабочая программа по информатике в 9а классе
(количество часов в неделю 2 часа, в год – 68 часов)
а
Программу составил учитель первой квалификационной категории
Маликов Ильназ Фанисович
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от
«__» ________ 2015 года
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течении 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:
Учебник: «Информатика»: Учебник для 9 класса Семакин И.Г., - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2007 год.
Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Контрольных работ -2.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного теста в течение 1 часа
(45 минут)
Содержание образовательной программы
1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
2. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
5. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
6. Программное управление работой компьютера – 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль - 4 часа
Календарно-тематическое
планирование
по информатике
(предмет)
Классы:____9 а__
Учитель: _Маликов Ильназ Фанисович
Кол-во часов:
Всего _____35_______________; в неделю ____1
Плановых контрольных работ:___2_______, самостоятельных и практических работ: ________7______, тестов:_____2____
Административных контрольных работ: _2_ ч.
Промежуточная аттестация в виде контрольного теста: 1 ч.
Планирование составлено на основе ______ программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ
Учебник_Семакин И.Г., Л.А.залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. Информатика и ИКТ:учебник для 9 класса.- 2-е издание., испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знанийц,2006
Дополнительная литература:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ:учебник для 9 класса.- 2-е издание., испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2009
9 класс
№
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
планируемые /фактические
Планируемые результаты
Контрольно-
измерительные материалы
Дом.
Зад.
Примечание
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
Повторение и входящий контроль.
3
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
1
назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов
выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ; определение информационного объема текса;
организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
Правила техники безопасности
2
Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».
1
3
Входная контрольная работа.
1
входная КР
тестирование
1. Передача информации в компьютерных сетях.
10
4
Компьютерные сети.
1
понятие компьютерной сети;
назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;
назначение и принципы работы электронной почты;
работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;
работа в браузере;
осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;
поиск информации в литературе и Интернете;
самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;
§ 1 чит.,
вопросы 1-6
5
Практическая работа «Работа в локальной сети».
1
6
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
1
§ 2 чит., вопросы 1-6
7
Практическая работа «Работа с электронной почтой».
1
8
Интернет. Поиск информации в Интернет.
1
основные протоколы передачи данных;
назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет;
создание простейших Web-страниц;
сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
КР «Компьютерные сети» тестирование
§ 4,5 чит., вопросы 1-9, 1-3
9
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске
1
10
Практическая работа «Поиск информации в Интернет».
1
11
Создание Web-страницы с использованием Word.
1
12
Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы».
1
Повторить все темы
13
Контрольная работа «Интернет».
1
применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации
КР «Интернет»
практическая форма
2. Информационное моделирование.
5
14
Понятие модели. Графические информационные модели.
1
основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
разработка схемы моделирования для любой задачи;
построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;
выделение объекта управления и управляющего воздействия;
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;
§ 6,7 чит., вопросы 1-7, 1-4
15
Табличные модели.
1
§ 8 чит., вопросы 1-5
16
Информационное моделирование на компьютере.
1
§ 9 чит., вопросы 1-6
17
Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».
1
Повторить все темы
18
Контрольная работа «Информационное моделирование».
1
КР «Информационное моделирование» тест
3. Хранение и обработка информации в базах данных.
11
19
Базы данных и информационные системы.
1
понятие базы данных и ее основных элементов;
технология создание и редактирования баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;
назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;
создание и редактирование базы данных;
заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;
создание и редактирование формы;
осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
§ 10 чит., вопросы 1-12
20
Назначение СУБД.
1
§ 11 чит., вопросы 1-6
21
Проектирование однотабличной базы данных.
1
§ 12 чит., вопросы 1-5
22
Практическая работа «Создание базы данных».
1
23
Условия поиска информации, логические выражения.
1
§ 13 чит., вопросы 1-9
24
Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».
1
25
Логические операции. Сложные условия поиска.
1
§ 14 чит., вопросы 1-4
26
Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».
1
27
Сортировка записей, ключи сортировки.
1
§ 15 чит., вопросы 1-5
28
Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».
1
Повторить все темы
29
Контрольная работа «Обработка информации в БД».
1
КР «Обработка информации в БД»
тестирование
4. Табличные вычисления на компьютере.
11
30
Двоичная система счисления.
1
типы систем счисления;
системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;
перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;
создание структуры ЭТ и заполнение её данными;
редактирование электронной таблицы;
использование шрифтового оформления и других операций форматирования;
запись формул и использование в них встроенных функций;
создание и редактирование диаграммы;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение читать таблицу, диаграмму;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
составление на основе текста таблицы, графика;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
§ 16 чит., вопросы 1-7
31
Представление чисел в памяти компьютера.
1
§ 2 чит., вопросы 1-4
32
Электронные таблицы.
1
§ 18,19 чит., вопросы
1-5, 1-6
33
Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».
1
34
Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.
1
§ 20 чит., вопросы 1-8
35
Использование функций. Сортировка таблиц.
1
36
Логические функции.
1
§ 22 чит., вопросы 1-4
37
Деловая графика.
1
§ 21 чит., вопросы 1-5
38
Практическая работа «Построение диаграмм».
1
39
Математическое моделирование с использованием ЭТ.
1
§ 23 чит., вопросы 1-4
40
Контрольная работа «Табличные вычисления».
1
КР «Табличные вычисления»
тестирование
5. Управление и алгоритмы.
9
41
Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.
1
понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
структура замкнутой и разомкнутой систем управления;
назначение алгоритма и его определение;
структура основных алгоритмических конструкций;
представление алгоритма в виде блок-схемы;
основные стадии разработки алгоритма;
использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов;
работа в среде учебного исполнителя;
действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
§ 25 чит., вопросы 1-6
42
Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».
1
43
Управление с обратной связью. Использование циклов.
1
§ 26 чит., вопросы 1-8
44
Практическая работа «Работа с циклами».
1
45
Ветвления.
1
§ 27 чит., вопросы 1-8
46
Практическая работа «Использование ветвлений».
1
§ 28 чит., вопросы 1-6
47
Контрольная работа «Алгоритмизация».
1
КР «Алгоритмизация»
практическая форма
§ 29 чит., вопросы 1-7
48
Вспомогательные алгоритмы.
1
§ 30 чит., вопросы 1-8
49
Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».
1
§ 31 чит., вопросы 1-8
6. Программное управление работой компьютера.
11
50
Алгоритмы работы с величинами.
1
назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal;
разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
выполнение действий по инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобщение и классификация,
сравнение информации;
§ 33,34 чит., вопросы 1-8,1-9
51
Язык Паскаль. Основные операторы.
1
§ 35 чит., вопросы 1-10
52
Практическая работа «Разработка линейных программ».
1
объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
53
Оператор ветвления.
1
§ 36,37 чит., вопросы
1-9, 1-6
54
Практическая работа «Разработка программ с ветвлением».
1
55
Логические операции.
1
§ 38 чит., вопросы 1-5
56
Циклы на языке Паскаль.
1
§ 39 чит., вопросы 1-8
57
Практическая работа «Циклы в Паскале».
1
58
Одномерные массивы в Паскале.
1
§ 41 чит., вопросы 1-4
59
Практическая работа «Обработка одномерных массивов».
1
§ 42,43 чит., вопросы 1-5,
60
Контрольная работа «Программное управление работой компьютера».
1
КР «Программное управление работой компьютера»
тестирование
7. Информационные технологии в обществе.
4
61
Предыстория информационных технологий.
1
характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;
умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;
умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности;
§ 44 чит., вопросы 1-7
62
История ЭВМ и ИКТ.
1
§ 45,46 чит., вопросы 1-9
63
Основы социальной информатики.
1
проблемы информационной безопасности;
правовые аспекты охраны программ и данных;
умение определять основные компоненты информационной культуры человека;
§ 47,48 чит., вопросы 1-8
64
Контрольная работа «Информационные технологии в обществе».
1
КР
«Информационные технологии в обществе»
тестирование
Итоговое повторение.
1
65
Повторение темы «Компьютерные сети».
1
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
Задания в тетради
66
Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».
1
Задания в тетради
67
Промежуточная аттестация в виде контрольного теста
1
Задания в тетради
68
Работа над ошибками
1
Задания в тетради
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
программный принцип работы компьютера:
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 10 -11 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 10-11 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 10-11 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.