Применение педагогических технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин в условиях новых стандартов
Применение педагогических технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин в условиях новых стандартов
Доклад на тему "Применение педагогических технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин в условиях новых стандартов". Использование активных методов обучения: технлогия кластера -это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Практический эксперемент При изучении темы «Поисковые системы сети интернет» мной был использован дынный метод. Например: Поиск информации в интернете по ключевым словам. Создание проблемной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Применение педагогических технологий в преподавание общеобразовательных дисциплин в условиях новых стандартов
Выполнила преподаватель информатики и ИКТ
Передерий Наталья Александровна
2013 г
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре до 90%.
На своих уроках я стараюсь использовать активные методы обучения. Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет гораздо более пассивную роль.
В числе активных форм и методов обучения - технология кластера - построение логографа – выделений блоков идей. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.
В качестве разделов проекта деятельности кластера можно выделить следующие этапы: организация структуры кластерной технологии; выбор проблемы и обоснование ее актуальности; подбор структурных подразделений кластеров; выделение конкретных под проблем для каждого из участников кластера; анализ состояния их решения каждым участником; определение методов и форм исследования системы показателей оценки эффективности и качества результатов работы; определение форм осуществления партнерства; мониторинг и обобщение результатов работы.
Мной при изучении темы «Основные типы компьютеров» использовался данный активный метод обучения.
Алгоритм нашей деятельности следующий:
- в центре чистого листа каждый из обучающихся пишет «признаки классификации компьютера»;
- далее предлагается в свободной форме написать все термины, которые на взгляд обучающегося соответствуют его пониманию данного понятия.
Затем процесс всегда идет по следующему алгоритму:
- каждый по очереди называет свои понятия - все остальные сверяют со своими записями и другим цветом дописывают те, которых у них нет. Причем каждый последующий называет то, что он дописал и аргументирует;
- затем каждому предлагается сформулировать ответы на вопросы: цели, сущность, структура и т.д. понятия «признаки классификации компьютера». На этом этапе идет первое оформление понятия «признаки классификации компьютера»;
- далее вырабатывается коллективное мнение о рассматриваемом понятии;
- на этом этапе преподаватель открывает заготовленный заранее кластер и каждый сверяет его со своим. Могут быть внесены и дополнения в кластер преподавателя.
Таким образом, инициатива в поиске ответа на поставленную цель исходит от каждого слушателя и в течение всего процесса идет чередование самостоятельного поиска и партнерского дополнения его результатов, что и характеризует кластерную технологию.
Так же активным методом обучения является – практический эксперимент.
При изучении темы «Поисковые системы сети интернет» мной был использован дынный метод. Например: Поиск информации в интернете по ключевым словам.
Большинство поисковых машин имеют возможность поиска по ключевым словам. Это один из самых распространённых видов поиска. Для поиска по ключевым словам необходимо ввести в специальном окне слово или несколько слов, которые следует искать, и щелкнуть на кнопке Найти.
Поисковая системе найдет в своей базе и покажет документы, содержащие эти слова. Таких документов может оказаться множество, но много в данном случае необязательно означает хорошо.
Предлагаю учащимся провести несколько экспериментов с любой из поисковых систем. Предположим, что мы решили завести аквариум и нас интересует любая информация по данной теме. На первый взгляд самое простое – это поиск по слову «аквариум». Проверим это, например, в поисковой системе Яндекс. Результатом поиск будет огромное количество страниц – огромное количество ссылок. Причем, если посмотреть внимательнее, среди них окажутся сайты, упоминающие группу Б. Гребенщикова «Аквариум», торговые центы и неформальные объединения с таким же название, и многое другое, не имеющее отношения к аквариумным рыбкам.
Нетрудно догадаться, что такой поиск не может удовлетворить даже непритязательного пользователя. Слишком много времени придется потратить на то, чтобы отобрать среди всех предложенных документов те, что касаются нужного нам предмета, и уж тем более на то, чтобы ознакомиться с их содержимым.
Учащиеся делают выводы, что вести поиск по одному слову, как правило, нецелесообразно, ведь по одному слову очень сложно определить тему, которой посвящен документ, веб – страница или сайт. Исключение составляют редкие слова и термины, которые практически никогда не используются вне своей тематической области.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он оправляется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия.
В своей работе я особое внимание уделяю практической стороне, то есть полученные знания мы отрабатываем практически - это создание газеты при изучении возможностей текстового процессора, посторенние графиков и диаграмм при изучении – табличных редакторов, используем сетевые ресурсы Интернет.
Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями, на мой взгляд, является личностно ориентированное обучение, которое предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, то есть учащийся рассматривается как личность в целом.
В основе данной технологии личностно – ориентированного обучения рассматривается метод проблемного обучения.
Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Проблемное обучение возникло в истории педагогики как реакция на схоластические методы обучения, как ответ на систему методов, использующих в качестве основных тренировку и запоминание без понимания усваиваемого учебного материала. В истории педагогики Проблемное обучение имело различные названия – сократический метод обучения (по имени древнегреческого философа Сократа), эвристический метод обучения, исследовательское обучение и другие.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что – то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.
По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:
проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение;
проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно – исследовательских работ и научных работ.
В проблемной ситуации важно четко сформулировать цели, конкретный результат. При продвижении к нему на каждом этапе также ясно представляется промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с продвижением к конечному результату, то переосмысливается цель деятельности на этом промежутке. Если она не отвергается при сопоставлении с полученным результатом, то корректируется общая цель и соответственно ожидается иной конечный результат.
Если корректировка общей цели неприемлема, то деятельность на этом промежутке признается ошибочной и выправляется на первый шаг продвижения к конечному результату.
Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:
преподаватель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
Примеры использования проблемного метода.
Тема “Построение диаграмм в табличном процессоре Excel”
Автомобили
Сколько зарегистрировано легковых автомобилей, млн.
Страна
10 лет назад
Сегодня
Россия
6,7
14,3
Белоруссия
0,4
0,8
Бразилия
9,5
12,1
Великобритания
17,7
21,9
США
132
168
Украина
2,4
4,3
Франция
21,1
24,4
Швейцария
2,6
3,0
Швеция
3,2
3,6
Изучая эту тему, учащиеся уже знакомы с понятием ячейки, диапазоном ячеек, с принципом “выделить и обработать”.
Учащимся предлагается для построения диаграмм следующая таблица:
Формулировка проблемной ситуации: учащиеся должны представить числовые данные, приведенные в таблице, в графическом виде. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот или иной путь решении для построения?
Для этого учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый подходимый.
Списки заданий можно варьировать, добавляя другие типы диаграмм. Главное, чтобы дети научились выбирать данные из таблицы для диаграмм различных видов (гистограмма, круговая диаграмма, график и так далее).
Тема «Заполнение электронной таблицы данными и формулами»
После темы “Понятие электронной таблицы. Типы ячеек электронной таблицы” дети знают адресацию ячеек “пересечение имени столбца и номера строки”. Предлагается задача по формированию прайс – листа фирмы.
Обязательное требование при решении задачи – формулу в столбце С обязательно копировать!
Прайс – лист фирмы “Эльф”
A
B
C
1
Курс доллара в руб.
29,70
2
Цена в долларах
Цена в руб.
3
Компьютер DEPO Myst 245
415,00
4
Компьютер DEPO Neos 125
322,00
5
Компьютер DEPO Myst 245
406,00
6
Процессор Celeron 1,3 GHz
154,69
7
Процессор Pentium 1,5 GHz
275,00
Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1.
В ходе решения возникла проблемная ситуация: при копировании формулы в столбце С у учащихся будут получаться самые неожиданные результаты.
Учащимся задаются вопросы: что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно? Возникает проблемная ситуация!
Далее проводится проверка данной проблемной ситуации в рассматриваемой теме “Абсолютная адресация” и ее окончательное закрепление в виде наводящих вопросов.
В свой работе я иногда беру за основу разрабатываемого урока следующие технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение. Данные технологии легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию учащихся, обеспечивают их самостоятельную, активную, познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.
Ни одно применение современных педтехнологий не может обойтись без применения информационных и компьютерных технологий (ИКТ), особенно широко применения мультимедиа технологий.
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию различных педагогических технологий в обучении и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Применение информационных и компьютерных технологий (ИКТ) для организации личностно - ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к источникам информации, что также является необходимым условие для дальнейшего интеллектуального роста учащегося.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения учащихся в условиях новых образовательных стандартов. Новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в образовательном учреждении. Поэтому большинство преподавателей проходят курсы «Повышение ИКТ-компетентности преподавателя» и готовы к работе с компьютерной техникой. Преподаватель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Использование ИКТ на различных уроках в образовательном учреждении позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией; - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео -) информацию.
Благодаря современным и постоянно развивающимся компьютерным технологиям, мои уроки стали более интересными, продуктивными, разнообразными и познавательными.