Применение компьютерных программ на начальной ступени образования
Применение компьютерных программ на начальной ступени образования
Применение компьютерных программ» не только прикладных, но и развивающих дало тему для размышлений т. к. на преддипломной практике я столкнулась как с проблемами, так и с огромными возможностями программ и это на наш взгляд актуальная тема для работы. Компьютерные технологии приобретают такие масштабы, что современный процесс обучения невозможно представить без компьютерной техники. В этой работе я хотела бы раскрыть действительные возможности не только прикладных программ, но и обучающих и развивающих.
Все о чем говорилось выше, наталкивает на следующие проблемы, что эти проблемы являются не только моими, но и проблемами всего применения компьютерных технологий:
-применение компьютерных технологий на уроках не только информатики и математики, но и на других уроках;
-возможности использования программ.
Практика показала, что если в учебный процесс и в повседневную жизнь ребенка включить работу не только с прикладными программами (Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel), но и с обучающими и развивающими программами (Мир информатики, Фантазия), то ребенок будет воспринимать возможности программ на уровне игр и сам процесс обучения не будет столь утомительным и однообразным. Но, как известно из практик мира урок можно разнообразить различной наглядностью: поговорками, загадками, карточками для индивидуальной работы и многим другим, но и можно разнообразить и компьютерными презентациями, кроссвордами и процент усваиваем ости будет не меньше, но при правильном использовании даже больше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение компьютерных программ на начальной ступени образования »
Применение компьютерных программ на начальной ступени образования
Программный пакет MicrosoftOffice
1.1.Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности программы.
Один из важнейших дидактических принципов - наглядность. Текстовой редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы: программы, пригласительные билеты, афиши, буклеты, проспекты для реализации игровых технологий (игр, спектаклей), можно создать иллюстрированные тесты и упражнения в тренинговых образовательных технологий, организовать выпуск школьных периодических изданий (журналов, газет), альбомов, дизайн-студию по оформлению школьных кабинетов. Среди всех стилей обучения приобретает большее значение творческий стиль, поскольку стимулирует развитие творческих способностей ученика. И не только ученика, но и учителя! Творческие проекты, задания, исследования, доклады для ученических конференций необходимо представлять в интересной, привлекательной форме. Очень важно если учитель, зная возможности компьютерных программ, сможет оказать помощь не только в работе над содержательной частью его работы, но также в выборе современной формы представления обработанной и подготовленной учеником информации.
1.2. Работа по созданию кроссвордов (Книжка-малышка).
Не стоит говорить о том, что разгадывание кроссвордов является весьма интересным занятием.
Цели: - развивать навыки работы с программой Word.
развивать кругозор детей; развивать смекалку;
-воспитывать интерес к программам не являющихся игровыми;
-обучать самостоятельному созданию подобных развлекательных материалов.
Файл. Параметры страницы. Размер бумаги. Альбомная. Примерное планирование вопросов и расположения их на листе авто фигуры. Квадрат. Копировать, вставить (сколько понадобится клеток).Как вставить текст в клетку?
Правая клавиша мыши, «добавить текст».
Иллюстрированное оформление.
Объекты вставка картинки, авто фигуры (звёзды и ленты, фигурные стрелки, другие авто фигуры), цвет заливки, цвет шрифта, цвет линии, тень. (Работу смотрите в приложении).
1.3. Создание документа на основе шаблона документа MS Word.
Word- мощный текстовый редактор, позволяющий быстро создать документ любой сложности из разрозненных заметок и довести до совершенства информационную брошюру.
Это уже общепризнанно - редактор Word фирмы Microsoft является сегодня самой популярной в мире программой. Word начинен «быстрыми» командами и самыми современными средствами, такими как встроенная программа проверки правописания и словарь синонимов, которые помогают вам грамотно составлять документы, и готовыми шаблонами, позволяющими вам сводить воедино заметки, письма, счета и брошюры без больших усилий.
Везде, где есть документы, различают уникальные и типовые документы. Содержание одного уникального документа отличается от содержания другого. Типовые документы содержат изменяемую и неизменяемую части. Неизменяемая часть повторяется в документе данного вида. Например, в каждом бланке анкеты повторяются вопросы. Работа с типовыми документами может быть значительно облегчена за счет использования шаблонов.
Шаблон определяет основную структуру документа: параметры страницы, форматирование и стили, а также изменяемую часть документа. Шаблон - это особый вид документа, содержащий неизменяемую часть и средства оформления итогового документа. Файл шаблона расширения dos. Существуют два основных вида шаблонов: общие шаблоны и шаблоны документов. Общие шаблоны, в том числе шаблоны Normal dot, содержат настройки, доступные для всех документов. Шаблоны документов, например шаблоны записок или факсов в диалоговом окне Создание документа, содержат настройки, доступные только для документов, основанных на этом шаблоне. Word имеется набор шаблонов документов, кроме того, можно создать шаблоны документов самостоятельно.
Создание документа на основе шаблона документа.
1. Выполнить команду Файл, Создать. На экране появится диалоговое окно Создание документа.
2. Выбрать вкладку, в которой находится требующийся шаблон (в данном примере - Письма и факсы).
3. Выбрать значок Современный факс.
4. В группе Создать выбрать переключатель документ.
5. Щелкнуть на кнопке ОК. На экране появится шаблон вызванного документа. Для создания необходимого документа в этот шаблон надо ввести свои данные.
6. Удалить не используемые пометки, например для ознакомления и т. д.
7. В раздел Заметки ввести нужный текст.
8. Сохранить документ командой Файл, Сохранить как.
2.1. Электронные таблицы Microsoft Office. Назначение и возможности Microsoft Excel.
Microsoft Office - программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построение графиков и диаграмм. На первый взгляд кажется, что такая программа скорее полезна учителю математики, физики или химии. Но только на первый взгляд. Учитель истории, мировой художественной культуры и любой учитель любого гуманитарного цикла сталкивается с такими проблемами, как составление списков тестируемых учеников, вычисления средней оценки и коэффициента результативности и подробными статистическими задачами.
С помощью электронных таблиц можно обеспечить себя тестами для компьютерного тестирования учеников и сэкономить время на рутинной работе по их проверке.
Графики и различные виды диаграмм (круговые, гистограммы) -очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их понимание и анализ.
Еxcel - производит с числами то же, что Word с существительными и глаголами. Каждый, кто работает с цифрами, почувствует себя в среде Excel как рыба в воде. Пользуйтесь программой Ехсеl для составления отчетов, превращения цифр в наглядные диаграммы и графики, проведения анализа типа «А что будет, если?» практически по любому вопросу, а также для сортировки длиннейших списков в считанные секунды.
С помощью электронных таблиц Ехсеl можно впечатывать числа в строку за строкой и столбец за столбцом, будучи вполне уверенным, в том, что Ехсеl правильно сложит, вычтет, умножит, разделит и вообще обойдется с ними как следует.
Одним из указанных преимуществ является то, что возможно без затруднений проводить ныне распространённый мониторинг и результаты исследований показывать в виде графиков.
Подготовка раздаточных материалов. (Ввод в таблицу текстовых и числовых данных, их форматирование. Стандартные математические функции.)_
Ввести данные в таблицу. Выполнить форматирование (выбрать цвета шрифтов и заливки ячеек). Используя функцию суммирования, Подсчитать средний бал и занести в таблицу (см. приложение).
2.2. Работа по созданию мониторинга в программе Microsoft Excel.
1. Щелкнуть по ячейке, чтобы сделать ее активной.
Для выполнения необходимо знать, как выделить ячейки.
2. Щелкнуть и перетащить указатель по диагонали, чтобы выделить диапазон ячеек.
3. Щелкнуть на заголовке строки или столбца, чтобы выделить строку или столбец.
4. Щелкнуть на кнопке Выделить все (в левом верхнем углу листа, над заголовками строк), чтобы выделить все ячейки.
Как изменять фон ячейки (диапазона ячеек):
1.Выделить ячейку или диапазон ячеек.
2. Щелкнуть в панели Форматирование на кнопке и выбрать цвет заливки.
Как изменить цвет шрифта:
1.Выделить ячейку или диапазон ячеек.
2. Щелкнуть в панели Форматирование на кнопке и выбрать цвет шрифта.
Как изменять шрифт:
1.Выделить ячейки с текстом.
2. Выбрать в меню программы команду Формат Ячейки.
Ввести данные в таблицу. Построить диаграмму (для наглядного представления статистических данных) с помощью Мастера диаграмм.
Для выполнения необходимо знать, как построить диаграмму:
1.Выделить в таблице нужные для построения данные (если данные расположены в несмежных диапазонах, удерживать нажатой клавишу tгl )
2. Щелкнуть на кнопке Мастер Диаграмм.
3. В появившемся окне выбрать Тип и Вид диаграммы.
4. Выбрать, где расположены данные: в строках или столбцах.
5. Выбрать расположение Легенды (пояснения) и тип подписей данных.
6. Выбрать расположение диаграммы (на отдельном листе или имеющемся).
Как редактировать диаграмму:
1.Всю область диаграммы можно перемещать, подобно тому, как перемещаем рисунок.
2.Любую часть диаграммы можно редактировать, предварительно выделив ее.
3. Щелкнув правой кнопкой на любой части диаграммы, можно выбрать в контекстном меню Формат рядов данных.
4. В открывшемся диалоговом окне можно выбирать цвет границы и заливки, а также редактировать подписи данных и взаимное расположение частей диаграммы.
Обработка результатов.
Ввести в таблицу данные. Вычислить результирующий балл для каждого ученика, а также уровень обученности.
Для выполнения необходимо знать, как находить среднее значение:
1. Выделить диапазон ячеек, среднее значение которых хотим вычислить, и одну пустую ячейку слева, если выделяем строку, или одну пустую ячейку сверху, если выделяем столбец.
2.Выбрать в открывшемся диалоговом окне категорию Статистические и функцию СРЗНАЧ.
3. Щелкнуть на кнопке ОК.
Microsoft Excel – программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построение графиков и диаграмм. На первый взгляд кажется, что такая программа скорее полезна учителю математики, физики или химии. Но только на первый взгляд. Учитель истории, мировой художественной культуры и любой учитель предметов гуманитарного цикла сталкивается с такими проблемами, как составление списков тестируемых учеников, вычисление средней оценки и коэффициента результативности и подобными статическими задачами.
С помощью электронных таблиц можно обеспечить себя тестами для компьютерного тестирования учеников и сэкономить время на рутинной работе по их проверке.
Графики и различные виды диаграмм (круговые, гистограммы) – очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их понимание и анализ.
1.5. Создание мультимедийных презентаций PowerPoint. Назначение и возможности программы Power Point.
С помощью программыPowerPoint можно создавать презентации для последующего показа во время выступления на семинаре или конференции, подготовки раздаточного материала для аудитории. Таково основное значение этой программы. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видео сюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Эти учебные пособия можно использовать и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми ученики презентации как одну из форм представления творческих работ учащихся. Средствами программы PowerPoint можно создавать оригинал-макеты грамот и дипломов для школьных олимпиад, конкурсов, фестивалей, можно даже верстать страницы школьных изданий: газет и журналов. И мы представляем презентацию «Устного счета по математике». В PowerPoint имеются два типа объектов, позволяющих оформить презентацию в том или ином стиле, - шаблоны оформления и шаблоны содержания. Если вас не устраивают такие способы представления информации, то он может создать собственный шаблон.
1.5.1. Для создания шаблона необходимо:
Открыть презентацию или создать новую;
Оформление презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации. Профессионально подготовленную презентацию отличает в числе прочего и качественное оформление.
В PowerPoint имеются два типа объектов, позволяющих оформить презентацию в том или ином стиле, — шаблоны оформления и шаблоны содержания. Если пользователя не удовлетворяют предлагаемые способы представления информации, то он может создать собственные шаблоны.
Дизайн презентации описывается на образцах слайдов и заголовков, а затем сохраняется в файле шаблона, имеющем расширение ро1. Для создания шаблона необходимо:
- открыть презентацию или создать новую;
- вывести на экран образец слайдов (образец заголовков) командой Вид, Образец, Образец слайдов (Образец заголовков). Образец слайдов внедряется во все слайды презентации, включая титульный. Образец заголовков используют для оформления только титульного слайда в тех случаях, когда он должен отличаться от остальных;
- оформить образцы, используя возможности системы;
- сохранить презентацию в виде шаблона командой Файл, Сохранить как, ука зав в качестве типа файла Шаблон презентации (*.роt).
Предлагаемый в PowerPoint образец слайдов включает следующие структурные элементы: фон, место заполнители заголовка и основного текста, образцы заголовка и текста в форме нумерованного списка, области даты, нижнего колонтитула, номера слайда. Каждый из этих элементов в процессе проектирования дизайна может быть представлен с использованием различных компьютерных изобразительных средств и иметь разную форму отображения. Но только гармоничное оформление связывает все элементы в единое целое, создавая комфортную среду восприятия информации.
1.5.2. Оформление фона.
Одним из первых шагов при создании шаблона является оформление фона, который в значительной степени определяет вид остальных объектов.
PowerPoint позволяет закрасить фон:
- равномерно в один цвет;
- с помощью градиентной заливки;
- с применением текстуры, узоров, рисунков. Кроме того, на раскрашенном тем или иным способом фоне дополнительно могут быть размещены рисунки (эмблемы, геометрические фигуры и др.) элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, а не заслонять ее. Заливка фона любым из перечисленных выше способов выполняется командой Формат, Фон. В окне этой команды в поле Заливка фона высвечивается текущий цвет заливки. Его можно изменить, обратившись к параметрам, которые выводятся при щелчке мышью на кнопке вывода списка. Параметр Авто отражает текущий цвет заливки фона, а также раскраску остальных элементов в соответствии с цветовой схемой. Параметр Другие цвета позволяет выбрать цвет из предлагаемого перечня, а также изменить оттенок выбранного цвета. При выборе этого параметра выводится окно Цвета с двумя вкладками — Обычные и Спектр. На вкладке обычные предлагается более 100 цветов для оформления фона. При этом активный (текущий) цвет фона выделен кур сором, который на этой вкладке принимает вид шестиугольника Любой цвет, выбранный на вкладке Обычные, дублируется на вкладке Спектр (рис. 3), причем сразу в четырех вариантах:
1) в поле цвета указывается цвет;
2) на линейке показываются цвет и возможные варианты его оттенков от более темного (в низу линейки) к более светлому (вверху);
3) в нижней части окна слева представлены числовые характеристики активного цвета в сочетании количественных показателей оттенка, насыщения, яркости;
4) в нижней части окна справа показано количество красного, зеленого и синего цветов в активном цвете. Вкладка Спектр позволяет:
- выбрать цвет в поле Цвета;
- настроить яркость цвета на линейке перемещением ползунка, щелчком мыши либо клавишами управления курсором;
- задать цвет путем указания его числовых характеристик.
В результате спектр цветов, которые можно применить в презентации, значительно расширяется, для того чтобы точно выбрать цвет, достаточно указать его числовые характеристики. Поэтому в рассматриваемых примерах мы всегда задаем числовые характеристики цвета. Работу смотрите в приложении.
Человек, хорошо владеющий, программами пакета Microsoft Offs имеет большие возможности в оформлении документов, раздаточного материала, различных тестов и многого другого, что поможет в практическом применении в педагогической деятельности. Но говорить, что это хороший помощник только учителю нельзя. т. к. любая программа пакета Microsoft Office направлена не только в помощь владельцам персональных компьютеров, но и всем желающим больше узнать о возможностях применения компьютера, о способах преобразования информации из цифр в буквы, из букв в цифры, из системы последовательных команд, задаваемых компьютеру, в графические изображения, линии, последовательно сменяющиеся слайды презентации, графики, диаграммы и многое другое что, даже и не связано с процессом обучения.
Особенности использования дидактических компьютерных игр при изучении информатики в начальной школе.
2.1. Применение компьютерных технологий.
В настоящее время применение компьютерных технологий при изучении предметов в начальной школе приняло широкое распространение. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют реализацию индивидуального и дифференцированного методов обучения, обеспечение доступности и наглядности, высокой познавательной мотивации в условиях самостоятельной деятельности, развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной, волевой сфер ребенка и многое другое. Для изучения математики и русского языка во всём мире завершена разработка и издание “Компьютерного практикума для начальной школы”. В его состав вошли 80 дидактических и развивающих компьютерных игр ПМК “Радуга в компьютере”, используемого более, чем в 100 школах России, учебно-методическое пособие для учителя информатики и три сборника дидактических материалов для изучения русского языка и математики в 1-3 классах. Основное назначение практикума - формирование учебной деятельности, а также развитие психофизических качеств младших школьников путем организации игровой деятельности с применением дидактических развивающих игр.
Применение практикума в учебном процессе при изучении математики имеет следующие особенности. Ограничиваясь узкими рамками тезисов, приведем некоторые из них:
- использование упражнений по математике на одном занятии комбинируется с использованием упражнений по русскому языку и проведением развивающих игр, что позволяет младшим школьникам переключать внимание и сохранять интенсивность работы;
- применение полученных на традиционных уроках знаний, умений и навыков в практической деятельности при проведении игры повышает прочность их усвоения и развития, а также мотивацию их приобретения;
- большинство игр для изучения математики использует датчик случайных чисел при выдачи заданий. Его настройка осуществляется при помощи текстового файла. Такой способ позволяет не только создавать множество самых различных упражнений, но и избежать возможных ошибок при их вводе в компьютер;
- возможность работы вдвоем позволяет решать проблему несоответствия количества учащихся количеству имеющихся компьютеров, организовать работу в парах для осуществления взаимопомощи и проведения соревнований;
- наличие двух режимов проведения занятия разной сложности “Пакет” и “Меню” позволяет дифференцировать процесс обучения;
- игровая компьютерная среда способствует формированию благоприятного эмоционального климата в классе, развитию эмоциональной сферы младшего школьника.
Использование компьютерных технологий в развитии математических навыков.
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер (ПК) помогает учащимся само утверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников интернета открывают большие возможности самообразования. Облегчение доступности базы знаний за счет применения постоянно совершенствующихся средств мультимедиа (цветовое и звуковое оформление, анимация) и методик дистанционного обучения (обучающе - контролирующие программы, диалоговый режим, различные уровни сложности) изменяет ролевую функцию учителя в образовательном процессе. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится роль интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их, в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса. Практическая деятельность пока еще немногочисленных школ, к числу которых можно отнести. Школы, показывают эффективность использования компьютера при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию информационной культуры детей компьютерной грамотности, всестороннему развитию ребенка. Одной из важнейших задач данного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических. Умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения формируется на протяжении всего учебного процесса, но первые школьные годы играют наиболее важную роль в этом процессе. Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач. Сейчас в школах есть прекрасная возможность развивать мыслительную деятельность детей, вызывать интерес к миру чисел, геометрических фигур с помощью ПК. В школьный учебный план введен курс «Знакомство с компьютером», позволяющий воспитанникам с раннего возраста приобщаться к компьютерным технологиям. Дети легко адаптируются к условиям работы в компьютерном кабинете, «умные машины» не вызывают у них комплекса сложной техники, свойственного взрослым, с первых дней становятся привычными участниками учебного процесса.
Одной из задач данного курса является закрепление тех знаний, которые получают дети на уроках, в том числе, по математике. В 1 классе на уроках математики выполнение арифметических вычислений на первых порах вызывает у детей много трудностей. На уроках информатики мы закрепляем знания, полученные во время уроков математики, используя игровой компьютерный материал. В одних из заданий детям предлагается посчитать примеры на сложение и вычитание, компоненты которых представлены в виде набора определенных предметов, а ответ нужно указать в числовом ряду на экране монитора. Происходит осмысливание знаков математических действий «+», «-», совершенствуются вычислительные навыки. Положительный эффект вызывает у детей оценка компьютером результата их вычислений: улыбающийся дедушка на экране при верном решении или огорченный в случае неудачного ответа. В течение занятия каждый ученик может работать в меру своих способностей, в удобном для него темпе, добиваясь правильных ответов. Одна из программ позволяет запоминать порядок следования чисел в пределах до 20. Указывая последовательно числа, дети рисуют на экране контуры фигур, а затем раскрашивают их компьютерными фломастерами. Неожиданное появление контуров рисунков вызывает у детей огромный интерес, а вместе с этим идет непроизвольное запоминание числового ряда.
Много проблем возникает у школьников при закреплении знаний состава числа, во время решения примеров на различные действия. Часто дети с трудом считают, а количество выполненных примеров определяет качество усвоения материала. И здесь на помощь приходит компьютер. Несколько программ тренажерного характера позволяют ученикам совершенствовать вычислительные навыки. Эти программы учитывают возрастные и психологические особенности обучаемых, имеют разные уровни сложности, содержат игровые приемы, повышающие мотивационную деятельность детей.
Зачастую трудным оказывается изучение темы «Единицы времени». На уроках информатики нами используется компьютерные программы изучения времени. Разные уровни сложности позволяют использовать эту программы практически во всех классах начальной школы и даже группах детского сада. Наибольшую сложность вызывает у детей задание «Сортировка». Здесь сказывается слабая подготовка детей в области решения нестандартных задач, что обусловлено особенностями программ начальной школы. Во время теоретической части урока мы рассматриваем задачи по упорядочиванию чисел по возрастанию и убыванию, после чего предлагается подобная работа за компьютером с единицами времени. В школьных классах к данной программе мы возвращаемся каждый год на более сложных уровнях, соответствующих конкретной возрастной группе. Кроме умения работать с единицами времени, дети получают сведения из истории возникновения часовых механизмов, о видах часов, о необходимости появления единиц времени.
Графические средства ПК помогают знакомить детей с разными геометрическими понятиями. Ребята учатся строить на экране монитора прямые и наклонные линии, закрепляют понятие «отрезок, луч». В детском саду и в 1 классе дети конструируют на экране предметы из геометрических фигур по заданию учителя и создают свои (своеобразный «Танграм» на экране), запоминая фигуры, определяя их сходства и различия. Во 2 и 3 классах графический редактор знакомит детей с приемами построения замкнутых ломаных линий, геометрических фигур – овальных, прямоугольных. Школьники в процессе практической работы узнают отличия круга и окружности, квадрата и прямоугольника, учатся строить эти фигуры, используя понятия «оси координат», «центр окружности, «симметрия» фигуры.
Во время теоретической части урока информатики используются рабочие тетради «Информатика в играх и задачах», разработанные авторским коллективом под руководством А.В. Горячева. В них содержится много задач, способствующих развитию дивергентного типа мышления. Эти задачи учат детей анализировать, делать выводы, принимать соответствующее решение на основе имеющегося опыта.
При закреплении математических навыков на уроках информатики игровые и занимательные моменты используются не только в компьютерных программах, но и на разных этапах урока. Занимательные математические вопросы, стихи-загадки, веселые физкультминутки помогают поддерживать внимание детей и познавательный интерес в течение всего урока. Любые успехи поощряются не только обучающими компьютерными программами, но и учителем, что вселяет в ребенка уверенность в своих действиях.
В качестве примера можно привести интегрированный урок в 1 классе по теме «Вычитание вида 15-а». Детям предлагались задания за компьютером: продолжить ряд чисел, вставить пропущенные числа, решить примеры, записать решение задачи и ее ответ, сравнить отрезки, изображенные на экране. Все ученики активно и заинтересованно работали, успешно справились с предложенными заданиями.
Анализ уроков информатики и интегрированных уроков с применением ПК в начальной школе показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления.
Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение компьютерных технологий на самых ранних этапах дошкольного обучения – начиная с 4-хлетнего возраста. Расширение рынка обучающих и развивающих программ превращает эту реальность в целесообразность, а компьютеризация общественного производства и всех сфер жизнедеятельности человека делают целесообразность необходимостью.
Главным условием успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс в дошкольном и младшем школьном звене является обеспечение преемственности учебных программ всех ступеней обучения, более эффективное интегрирование компьютерных технологий в систему меж предметных связей. Не менее важные задачи, требующие решения на пути совершенствования учебного процесса, - повышение квалификации учителей начальной школы в качестве пользователя ПК, организация постоянного обмена опытом применения обучающих и развивающих программ и средств мультимедиа, оборудование новых компьютерных кабинетов и своевременная модернизация устаревшей техники.
2.2. Помощь компьютерных технологий: опыт массового применения.
В школах 2000 года реализуется проект по применению компьютерных технологий диагностики и коррекции пробелов в знаниях. В нем описаны программные средства, ход реализации, полученные результаты. Обсуждаются два вопроса, какими должны быть компьютерные технологии, чтобы давать педагогически значимый результат, и как их надо внедрять в систему образования.
Поддержка преподавания школьных предметов компьютерными технологиями – основное направление всех программ информатизации с начала девяностых годов. Тем не менее, положительные примеры такой поддержки обычно сводятся к тому, что преподаватель-энтузиаст такой-то с успехом применяет на своих уроках тот или иной программный продукт. Как правило, этот опыт не тиражируем, а педагогические результаты такого применения не определены.
Мы попытались пойти другим путем: сначала – педагогическая задача, потом – компьютерные технологии ее решения; компьютерные потому, что обычные педагогические технологии менее эффективны.
Неправильным нам представляется и сложившаяся практика компьютеризации, когда все ресурсы тратятся на приобретение оборудования и программного продукта, и почти никакие – на процесс внедрения. Но если компьютерные технологии не декоративно, а глубоко внедрять в обучение, то процесс внедрения необходимо рассматривать как отдельный вид деятельности с соответствующим организационным и ресурсным обеспечением.
Таким образом, в докладе представлены два аспекта внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс: содержательный и управленческий, – на примере проекта применения компьютерных технологий в преподавании математики и русского языка в начальной школе.
Педагогическая задача: автоматизировать и индивидуализировать процесс выявления пробелов в базовых знаниях, умениях и навыках (диагностика) и ликвидации выявленных пробелов (коррекция) применительно к каждому ученику.
Программные средства имеют необходимые для решения этой задачи качества: подбор заданий для диагностики по всей программе начальной школы (математика и русский язык) с учетом конкретных учебных программ; автоматизация процесса уточнения причин пробелов (поиск исходного пробела), автоматическая подборка рекомендаций по устранению выявленных пробелов, интуитивно ясный для младших школьников интерфейс. В ходе реализации проекта по предложениям разработчики перешли от локальных к сетевым версиям программ позволяющим обобщать и анализировать образовательный процесс в группе, классе и параллели.
Учебный модуль программы позволяет работать в режимах изучения, тренинга, контроля и самоконтроля. Имеется встроенный учебник и система подсказок, работающие в соответствующих режимах. Программа позволяет учителю готовить тесты в соответствии с методическими задачами, программа позволяет проводить диктанты с компьютерным звуковым сопровождением.
Основная схема работы: выполняется диагностический тест, по его результатам компьютер подбирает уточняющие тесты. Выявив пробелы, компьютер предлагает учебные задания на их устранение. Все результаты фиксируются у преподавателя и завуча, затем подвергаются статистической обработке и анализу.
Для реализации проекта были определены ведущие организации: Научно-методический центр (методическое и психологическое сопровождение), Центр информационной культуры (компьютерное сопровождение), реализована схема управления проектом в масштабе района. Подготовка учителей началась с обучения методистов начальных классов и включала курс компьютерной грамотности, курс работы с данным пакетом программ и методические семинары.
В подавляющем большинстве школ занятия вели учителя начальных классов. Были решены вопросы расписания (два раза в неделю), деления на группы, установления доплат учителям, организации взаимодействия с учителями информатики.
Среди школ, участвующих в проекте, были школы разного уровня. Результаты работы показали, что в системе образования района возникает новая форма учебного процесса, в которой компьютерные технологии занимают свое место.
Возросла успеваемость, прежде всего за счет слабых учеников. Психологическая служба отметила уменьшение тревожности, повышение мотивации детей, повышение интереса к процессу учебы.
Сейчас начинается новый этап проекта под названием "распределенный учебный процесс". Его суть – в установке домашней версии программы учащимся и организации учебного процесса дома под руководством учителя. Идея этого проекта проста: диагностика выполняется в школе, а коррекция – дома.
Педагогические цели и принципы обучения, реализуемые при использовании компьютера в качестве технического средства изучения русского языка и математики в начальной школе. Как известно из истории педагогики, цели и принципы обучения отражают насущные общественные потребности. Под влиянием прогресса, по мере накопления педагогического опыта они видоизменяются и совершенствуются, что позволяет сохранить учебный процесс целостным и эффективным.
Одним из новых видов педагогических технологий являются компьютерные технологии. Личностное развитие ребенка претерпевает существенное изменение под влиянием компьютеризации. Для использования возможностей компьютеров в развитии и обучении учащихся 1-6 классов. Управлением развития общего среднего образования РФ к применению в школе. К настоящему времени на основе его 80 дидактических компьютерных игр, использующих более 2000 упражнений, разработана и издана новая педагогическая технология под названием "Компьютерный практикум для начальной школы".
Выбор основных целей использования практикума основан на учете следующих возрастных особенностей учащихся.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с его дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;
- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Таким образом, включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и развития индивидуальных качеств. В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при этом, выделим следующие:
- принцип доступности. Возрастные возможности учащихся начальной школы позволяют им легко освоить работу на компьютере с использованием манипулятора "Мышь", а применяемые упражнения подбираются учителем согласно их достигнутого уровня;
- принцип индивидуальной направленности. Он осуществляется в процессе индивидуальной работы за компьютером в индивидуальном темпе. Сложность компьютерной программы может подбираться также индивидуально;
- принцип личностной направленности. Известно, что пока ребенок не ощущает значение чего-либо для себя лично, он относится к этому безразлично. При работе за компьютером учащийся понимает, что компьютерная программа предназначена именно для него и он является "владельцем" ситуации. Он - единственный и главный элемент опеки электронного наставника;
- принцип самостоятельной деятельности. Осуществляется в процессе индивидуальной работы за компьютером;
- принципы наглядности и моделирования. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Моделирование же дидактических понятий позволяет оказывать более активное влияние на процесс усвоения за счет прежде всего создания новой предметной "реальности", в которой ученик является не просто созерцателем, но активной стороной действия в этой предметной области;
- принципы связи теории с практикой и прочности. Забывание изученного материала наиболее интенсивно происходит сразу после обучения. Кроме того, память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой компьютерной среды способствует их лучшему закреплению;
- принцип познавательной мотивации. Для реализации своих игровых потребностей учащийся должен уметь играть, т.е., в случае использования компьютерного практикума, иметь соответствующее развитие и необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, стремление хорошо играть побуждает его к изучению соответствующих темам игр разделов учебной программы;
- принцип проблемности. В ходе проведения игры учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки. Находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы;
принцип универсальности. Хотя дидактические материалы и охватывают все основные темы типовой учебной Программы 1-3(4) по математике и русскому языку, они предназначены в основном для закрепления знаний, развития умений и навыков. Таким образом, их можно использовать совместно с любыми другими учебными программами.
2.3.Формирование профессионально- педагогической деятельности.
Цель современного педагогического образования, как отмечает В. А. Сластенин, составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие учителя. Педагог становится активным субъектом, реализующим в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности. Процесс формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя понимается как рост, становление, развитие в педагогической деятельности личностных качеств и способностей, как активное качественное преобразование личностью учителя своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации личности в профессии.
Основной целью разрабатываемого спецкурса по методике русского языка «Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой для начальных классов» стало создание условий для реализации интересов и потребностей детей, свободного и осознанного выбора ими способа совершенствования своих умений и навыков, инновационно - технологической готовности, степени творческой самореализации в практической деятельности.
Особенностью спецкурса является то, что учитель включает в решение всего комплекса упражнений, задач начиная с проектирования решения, написания сценария при помощи компьютерной программы.
К примеру рассмотрим тематику и содержание занятий курса по русскому языку.
Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой.
Тема 1. Возможности использования компьютера в обучении. Типология обучающих программ по русскому языку.
Разработка технологии компьютерного обучения должна обеспечить стыковку психологических и дидактических теорий обучения и учебной деятельности; должны быть найдены пути пересмотра содержания и построения учебного материала, организационных форм обучения; учебные задачи и упражнения следует подбирать таким образом, чтобы их решение способствовало практическому освоению языковых норм; особое внимание следует уделять степени трудности и проблемности заданий; индивидуализация и дифференциация процесса обучения должны строиться за счет поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени трудности; следует осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов.
Три основных типа обучающих программ: 1) тренировочные, 2) контролирующие, З) контрольно-тренировочные. Анализ программ по виду деятельности учащихся: учебные, игровые, учебно-игровые. По характеру материала, предъявляемого с экрана дисплея, программы по русскому языку могут быть: 1) только языковыми (слова, словосочетания, предложения); 2) языковой материал с использованием схем и таблиц; З) языковой материал с использованием рисунков; 4) комбинированные (содержащие не только языковой материал, но и схемы, таблицы, рисунки). Самостоятельная работа; подготовка сообщения проблемы и перспективы использования компьютера на уроках в начальных классах.
Тема 2. Методические требования к тематике, содержанию, построению и оформление компьютерных программ.
Использование компьютерных программ на обобщающих уроках русского языка. Объем и характер теоретических сведений с точки зрения возможности объяснения каждой ошибки. (орфографической, пунктуационной и т. д.) при выполнении упражнения. Требования к дополнительной (справочной) информации. Наглядное раскрытие языковых явлений: рисунок, мультипликация. Формы подачи теоретического материала: 1) формулировки правил; 2) наглядное раскрытие правила. (таблицы, таблицы-схемы, динамические таблицы, алгоритмы). Структура программы: инструктивные, диагностирующие, справочные, оценивающие кадры. Графические возможности компьютера: цвет, динамика, мигание, мультипликация. Эргономические требования к оформлению программы.
Тема 3. Основные пути дифференциации тренировочных упражнений с помощью компьютерных программ.
Знание психологических особенностей учащихся начальных классов, их учет в разработке сценариев компьютерных программ. Анализ учебного материала, выявление возможных трудностей, с которыми встретятся разные группы учащихся, дифференциация компьютерных программ по характеру языкового материала; по характеру заданий (различная степень трудности); по объему теоретических сведений. Осуществление оперативной связи. Соблюдение педагогического такта.
Тема 4. Режим работы комплексных компьютерных программ: обучающий, тренировочный и контролирующий. Просмотр и анализ комплексных компьютерных программ.
Комплексная компьютерная программа содержит три части: обучающую, тренировочную и контролирующую.
Обучающая часть раскрывает подлежащую усвоению теорию, предъявляет алгоритм самого способа действия, актуализирует самостоятельную работу учащихся.Тренировочная часть программы осуществляет дифференцированный тренинг с постоянной обратной связью, сообщает о правильности выполнения операций учащимся с помощью оценочных суждений:4 Молодец! Правильно!* *Ошибка! Попробуйте еще раз! или: 4 Задание выполнено неверно. Обратитесь к опорному конспекту и материалу учебника.Контролирующая часть программы позволяет эффективно проверить степень усвоения пройденного материала, включает в себя задания, аналогичные тем, что были представлены в тренировочной части, предъявляет ошибки и организует самостоятельную работу учащихся над собственными ошибками.
Тема 5. Составление обучающей, тренировочной и контролирующей частей компьютерных программ по русскому языку.
Тема б. Составление сценариев обучающих компьютерных программ.
Тема 7. Просмотр и анализ урока русского языка с компьютерной поддержкой.
Анализ урока. План должен включать в себя: а) инструктаж по работе с программой (2 мин); б) работу с программой (15—20 мин); в) закрепление изученного без использования ЭВМ: выполнение упражнений из учебника, по карточкам, творческих заданий (10—15 мин); г) анализ работы и выставление оценок с учетом выполнения компьютерной программы (Э мин). Методический анализ урока с точки зрения целесообразности и эффективности этапа.
Тема 10. Обобщающее занятие.
Таким образом, на материале у учеников формируются способности предвидеть результаты своей деятельности, прогнозировать развитие личностных качеств, развивается творческое воображение, его самооценку.
Обсалютно все педагогические цели и принципы обучения, которые мы, как будущие учителя, пробуем, реализовать при использовании компьютера в качестве технического средства обучения, изучая науки в начальной школе, полностью реализуются, или даже на уровень выше, если бы мы не использовали компьютер. И уже точно можно сказать, что в педагогике цели и принципы обучения отражают насущные общественные потребности, а средства обучения реализуют ориентированно-личностный подход. Под влиянием общества, по мере совершенствования педагогических систем, цели, принципы и средства обучения видоизменяются и совершенствуются, что позволяет сохранить учебный процесс целостным и эффективным.
И в заключении стоит сказать, что как уже было доказано в настоящее время применение компьютерных технологий при изучении предметов в начальной школе приняло широкое распространение. Технические возможности компьютера как средства обучения позволяют реализовывать разные подходы и методы обучения, а именно индивидуальный и дифференцированный, обеспечение доступности и наглядности, высокого уровня интереса в условиях самостоятельной деятельности, развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной, волевой сфер ребенка и многое другое. Для изучения различных предметов во всём мире разрабатываются и внедряются различные издание, такие как «Компьютерный практикум для начальной школы», «Информатика и образование» и это одни из многих. В их состав вошли дидактические и развивающие компьютерные игры «Радуга в компьютере», «Мир информатики 1-2», «Страна фантазия» используемые в сотнях школ России, учебно-методическое пособие для учителя информатики и сборники дидактических материалов для обучения в 1-3 классах. Основное назначение которых - формирование учебной деятельности, а также развитие психофизических качеств младших школьников путем организации игровой деятельности с применением дидактических развивающих игр.
Применение таких программ в учебном процессе при обучении не должно ограничиваться узкими рамками примеров, а должно войти в систему. И я могу посоветовать учителям, которые хотят построить процесс обучения при поддержке компьютерной техники, да и не только этим, несколько советов:
-использовать упражнения на одном предмете, комбинируя с использованием упражнений по другому предмету и проводить развивающие игры, что позволяет школьникам переключать внимание и сохранять интенсивность работы;
-применять полученные на традиционных уроках знания, умения и навыки в практической деятельности при проведении игры, это повышает прочность их усвоения и развития, а также мотивацию их приобретения;
-большинство игр для изучения предметов используют датчик случайных чисел при оценке. Лучше всего осуществлять оценку при помощи текстового файла. Такой способ позволяет не только создавать множество самых различных упражнений, но и избежать возможных ошибок при их вводе в компьютер;
-возможность работы вдвоем позволяет решать проблему несоответствия количества учащихся количеству имеющихся компьютеров, организовать работу в парах для осуществления взаимопомощи и проведения соревнований. Это эффективно, но будет отступление от техники безопасности. Так что на счет этого, на усмотрение преподавателя;
-наличие двух режимов проведения занятия разной сложности «Пакет» (более сложный) и «Меню» (менее сложный), позволяет дифференцировать процесс обучения;
-игровая компьютерная среда способствует формированию благоприятного эмоционального климата в классе, развитию эмоциональной сферы младшего школьника.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с его дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается.
Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Таким образом, включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и развития индивидуальных качеств.
Литература:
Алгазина Н.Н., Фомичева ГА., Антонова Е.С., Гац ИЮ. Методика преподанания русского языка: Краткий конспект лекций. ч. 1. М., 1997.
Анципа В. А. Информатика и образование // Использование графических возможностей Ехсе1.-2005. №2. -с. 12-22.
Белова О. А. Информатика и образование // Дизайн презентаций в Power Point.- 2003. №8.-с.20-29.
Варченко В.И. Компьютерный практикум в начальной школе. Материалы VII Международной конференции "Применение новых информационных технологий в образовании". Троицк: "Байтик". - 1996.
Варченко В.И., Фуксон Л.М. Педагогические основы использования компьютерных технологий в начальной школе. Материалы X Международной конференции "Применение новых информационных технологий в образовании". Троицк: "Байтик". - 1999.
Варченко В.И., Фуксон Л.М. Компьютерный практикум для начальной школы. Сборник дидактических материалов. 1 класс. Калининград: ГП "КГТ". - 2000.
Варченко В.И., Фуксон Л.М. Компьютерный практикум для начальной школы. Сборник дидактических материалов. 2 класс. Калининград: ГП "КГТ". - 2000.
Варченко В.И., Фуксон Л.М. Компьютерный практикум для начальной школы. Сборник дидактических материалов. 3 класс. Калининград: ГП "КГТ". - 2000.
Варченко В.И., Фуксон Л.М. Прикладные функции изучения информатики в начальной школе. /Материалы VIII Международной конференции ИТО98-99.-М:,МИФИ,1998.
Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы // Информатика и образование. 1997.М 4.,6
Глушаков С. В. Сурядный А. С. Учебный курс Microsoft Offise 2000. -М.: фолио аст, 2001. -500с.
Емельянова М. Я., Кораунов С.В. Из опыта создания и использования обучающей компьютерной программы по русскому языку /7-Русский язык в школе. 1990. М 5.
Златопольский Д. М. Информатика и образование // Работа в электронных таблицах. -2002. №1. -с. 50-58.
Иванов М. В. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пос. для учащихся 5—7 классов / НП. Алгазина, ЭП. Ларских, Г.И. Пашкова, Е.И. Фитковская; Под ред. НП. Алгазиной. М.: Просвещение, 1996.
Коляда Е.П. Информатика и образование // Урок по теме «Условные функции и логические выражения в Ехсе1». 2003. -№9. -с. 12-17.
Коротенков Ю.Г. Информатика и образование // Документирование информации в MS Word.-2005. №2.-с.22-30.
Лебедена ПН. Требования к оформлению педагогического сценария /7 Информатика и образование. 1989. М 4.
Махмутов МИ. Современный урок. М.: Просвещение, 1985.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.
Морозов ИЮ. Проблемы программно-методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах /7 Русский язык в школе. 1990. Мб.
Пионтковская Н. А. Информатика и образование // Компьютер в начальной школе. -2003. -№9. -с. 94-96.
Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Ехсе1: Учеб. пособие 2-е изд., доп. И перераб.-М.: Финансы и статистика, 2003. -544 с.: ил.
Петербург, 2003. 160с.: ил. 12. Шахова Н.В. Информатика и образование // Метод проектов при изучении Word- 2002. №1.-с.47-50.
Психологические и физиологические рекомендации использования ЭВМ в обучении / Под ред. МС. Шехтера, ЛЮ. Невцовой. М., 1989.
Русских С. И. Информатика и образование // Шаблоны MS Word 2003.№8.-с. 11-20.
Самый современный самоучитель на компьютере / Журин А. А. - М.: ООО «издательство АСТ»: «АКВАРИУМ БУК», 2004.- 607, [1] с.: ил.
Стрыгина ТВ. Блоковал подача материала при изучении имени существительного с применением ПЭВМ 7/Русский язык в школе. 1.996. М Э.
Шибанова В. А. Информатика и образование // Занятие на тему «графические возможности MS Ехсе1.-2004. №12. -с. 44-55.