Подготовка к итоговой аттестации по информатике учащихся 9 кл.
Подготовка к итоговой аттестации по информатике учащихся 9 кл.
Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше. Я как предметник, делаю это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по информатике является последний год обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговой аттестации по информатике учащихся 9 кл.»
Подготовка к итоговой аттестации учащихся. Разбор и решение сложных заданий ОГЭ по информатике.
Учитель: Люкшина М.В.
Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше. Я как предметник, делаю это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по информатике является последний год обучения.
Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
Представление и передача информации;
Обработка информации;
Основные устройства ИКТ;
Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов;
Проектирование и моделирование;
Математические инструменты, электронные таблицы;
Организация информационной среды, поиск информации.
На сегодняшний день я работаю по учебнику Л.Л.Босовой по ФГОС, по которому можно подготовиться к ОГЭ, но также использую и другие пособия:
диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад»,
имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно- измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике (сайт решу ОГЭ),
сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакцией Крылов С.С., Чуркина Т.Е.
Начиная с 8-го класса, в планы уроков вношу изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ. Работу продолжаю до конца 9 класса. При закреплении материала на уроке обязательно вношу контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ. После прохождения темы провожу контроль знаний. Контроль знаний в 9 классе состоит из пробных заданий ОГЭ по соответствующей теме.
Вторая часть подготовки предполагает дополнительные занятия, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1-2 часа в неделю). Начинаю подготовку к экзамену «от простого к сложному». Работаю в основном со сборниками для подготовки к ОГЭ по информатике под редакцией Крылов С.С., Чуркина Т.Е. На каждом занятии отрабатываю 1-2 задания. После отработки этих заданий даю тестирование по пройденных темам. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ, провожу мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося. Таким образом, получаю достоверную картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.
Третья часть подготовки заключается в отработке задания повышенного уровня 13,14 и 15 учащиеся меняют вид деятельности, что положительно сказывается на результатах усвоения. Разбор и отработка ведется на дополнительных занятиях, так как на алгоритмизацию отводится всего лишь 3 урока в 9-х классах. Использую для отработки этого задания систему программирования «Кумир».
В четвёртой части подготовки – начинаю проведение диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад». Т.о. формирую наглядную картину «готовности» ученика к ОГЭ. И учащийся, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, провожу дополнительные занятия, консультации для повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий. Пятая часть подготовки заключается в отработке заданий 13 (разделяется на задание 13.1 и 13.2- учащиеся выбирают одно из данных заданий), 14 и 15 (разделяется на задание 15.1 и 15.2- учащиеся выбирают одно из данных заданий), которые обучающиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех обучающихся, которые будут выполнять задания на компьютере остается 50-40%. С ними провожу групповые, индивидуальные занятия и консультации.
Пример разбора задания 14.
14-е задание: «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных». Уровень сложности — высокий, Максимальный балл — 3, Примерное время выполнения — 30 минут, Тип заданий — с развернутым ответом.
Задание 14.
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A
B
C
D
1
округ
фамилия
предмет
балл
2
C
Ученик 1
Физика
240
3
В
Ученик 2
Физкультура
782
4
Ю
Ученик 3
Биология
361
5
СВ
Ученик 4
Обществознание
377
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B — фамилия, в столбце C — выбранный учеником предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
task 14.xls
Решение.
Задание 1:
Если заданы два условия будем использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными:
Запишем в ячейку E2 следующую формулу =ЕСЛИ(И(D2600; C2="информатика");D2;0) и скопируем ее в диапазон E3:E1001.
Если значение в ячейке D2 больше 600 и одновременно значение в ячейке C2 равно информатика, то в ячейку E2 запишем значение 1, иначе — в ячейку E2 запишем значение 0.
Применив операцию =ЕСЛИ(E20;1;0), получим столбец (F): с единицами и нулями.
В результате, в столбце F мы получим столько единиц, сколько строк соответствует заданному условию. Т.е. достаточно просуммировать данные единицы. Используем функцию СУММ.
Запишем формулу в ячейку H2:
Далее, используем операцию =СУММ(F2:F1001).
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
Получим количество учеников, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов. Таких 32 человека.
Задание 2:
Для начала подумаем, как найти средний тестовый балл: для этого необходимо сумму всех баллов, у учеников, которые проходили тестирование по информатике разделить на количество всех этих значений.
Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку G2 следующее выражение: =ЕСЛИ(C2="информатика"; D2;0), в результате применения данной операции к диапазону ячеек G2:G1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников, сдававших информатику.
Сложив значения в ячейках, получим сумму баллов учеников: 39 371.
Так как для получения среднего значения нам необходимо полученную сумму разделить на количество таких строк, которые соответствуют условию, то следует использовать функцию СЧЁТЕСЛИ. Данная формула выглядела бы так:
Найдём количество учеников, сдававших информатику, с помощью команды =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;"информатика"), получим 72.
Разделив сумму баллов на количество учеников, получим: 546,8194 — искомый средний балл.
Задание 3:
Чтобы найти количество участников из округа с кодом «В»:
В ячейку J2 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "В"),
Чтобы найти количество участников из округа с кодом «Зел»:
в ячейку J3 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Зел"),
Чтобы найти количество участников из округа с кодом «З»:
в ячейку J4 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "З").
Теперь построим по полученным значениям круговую диаграмму, подпишем сектора.
Для этого заходим в меню вставка-диаграмма.
Ответ: 1) 32; 2) 546,82.
Пример разбора задания 15.1.
15.1 задание: «Короткий алгоритм в различных средах исполнения». Уровень сложности — высокий, Максимальный балл — 2, Примерное время выполнения — 45 минут, Тип заданий — с развернутым ответом.
15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
еслиусловието
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц покаусловие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
Решение.
Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.
Двигаемся вправо, пока не дойдем до края стены, закрашивая клетки на своём пути.
нц пока не сверху свободно
закрасить
вправо
кц
Двигаемся вправо, пока не дойдем до края стены.
нц пока сверху свободно
вправо
кц
Двигаемся вправо, пока не дойдём до края стены, закрашивая при этом все клетки на своём пути.
нц пока справа свободно
закрасить
вправо
кц
Двигаемся вниз, пока не дойдем до края стены, закрашивая клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
Двигаемся вниз, пока не дойдем до края стены.
нц пока справа свободно
вниз
кц
Двигаемся вниз, пока не дойдем до края стены, закрашивая клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
Основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.