Просмотр содержимого документа
«Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе»
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДистанционноГО обучениЯ в школе
«Творческую силу невозможно исчерпать. Чем больше вы ее используете, тем обильнее она становится… Необходимо создать такую общественную атмосферу, в которой поощрялись бы поиски новых путей мышления, новых вариантов ответов на вопросы».
Майя Ангелу
Возникновение новых образовательных технологий связано с необходимостью решения проблемы: как в ограниченный промежуток времени при ограниченных возможностях человека передать учащемуся увеличивающийся количественно и качественно объем знаний, умений, компетенций. Каждый ученик старшей школы – это вполне сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения – вот главная задача учителя на старшей ступени обучения. В современных условиях считаю наиболее актуальной – дистанционную форму обучения.
Дистанционное обучение в первую очередь можно рассматривать как получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Главным преимуществом дистанционного образования является смещение акцента с традиционных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия, они должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
В сентябре 2017 г. учащиеся 10 класса приступили к изучению элективного курса «Углубленное изучение программирования». Обучение осуществлялось дистанционно. Курс рассчитан на 64 учебных часа. Обучение проходит по четырем тесно связанным учебным дисциплинам: информатике и ИКТ, математике, логике и информационной безопасности.
Межпредметная интеграция достигается за счет использования логических задач, задач с математическим содержанием. Так, например, ребятами пишется программа вычисления количества денег, которые необходимы студенту для того, чтобы прожить учебный год, если известна ежемесячная стипендия и коэффициент инфляции.
Для получения сертификата об окончании элективного курса успешное прохождение всех учебных дисциплин обязательно. В процессе обучения есть возможность выполнять авторские учебно-исследовательские проекты. Выставлять проекты на конкурс, принимать участие в ежегодных викторинах и олимпиадах.
Моя цель заключалась в следующем: познакомить учащихся с дистанционной формой обучения и выявить степень их готовности к дистанционной форме обучения.
Была подобрана группа учащихся со средними учебными возможностями (средний балл 3-3,5), которые предварительно были ознакомлены с основными идеями дистанционного образования. Десятиклассники были готовы к тому, что обучение потребует, прежде всего, жесткой самодисциплины, самостоятельности и сознательности. Дистанционная форма обучения для данной группы учащихся оказалась эффективной. Для учащихся большой интерес представляют не только все выполняемые задания, но также и сам процесс обучения. Если при выполнении первых заданий обучаемые довольно часто обращались ко мне и друг к другу за помощью, то к окончанию модуля обучение стало полностью индивидуальным и самостоятельным. В процессе обучения у учащихся повысился уровень мотивации и успеваемость по предмету «Информатика», стали более серьезными и самостоятельными при изучении других предметов. Многие учащиеся самостоятельно зарегистрировались и проходят обучение в Интернет-университете по разным направлениям («ЕГЭ по информатике», «Основы Web-дизайна» и др.).
После проведения заключительного зачета по 1 модулю курса в режиме on-line и выставления итоговых отметок, мы, на основе собственного опыта, попытались выявить плюсы и минусы дистанционного обучения:
Плюсы:
Скорость изучения устанавливается самостоятельно в зависимости от личных обстоятельств и потребностей.
Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности.
Комфортные условия для творческого самовыражения.
Минусы:
Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
Недостаток практических занятий.
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем.
В результате, можно сделать вывод, что учащиеся 10-х классов, даже со средними учебными возможностями готовы к дистанционному обучению различных курсов, являющихся дополнительными к базовому образованию.
Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время. Очные же занятия в большей мере предназначаются для общения (дискуссии, работам над проектами, защитам проектов, выполнению совместных лабораторных и практических работ, консультациям с учителем для отдельных учащихся, пр.). Это вовсе не означает, что отменяются уроки и все переносится на самостоятельное изучение. Но новый подход к системе обучения, диктуемый принципами личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, предусматривающими формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения.
За дистанционным обучением будущее, и надо, чтобы его основы, учащиеся получали в стенах школы. В настоящий момент в нашей школе особое внимание уделено такой форме дистанционного образования, как соревновательные телекоммуникационные проекты – олимпиады и конкурсы, служащие переходными формами обучения от традиционного к дистанционному. Более 65% обучаемых и более 75% учителей школы в течение года были привлечены к данной деятельности. В основном учителя использует телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам, как дополнение к существующим учебным курсам и предметам. Однако, уже сейчас начинается использование компьютерных телекоммуникаций в условиях реального учебного процесса, опирающихся на смешанный режим взаимодействия учителя и учащихся – компьютерные телекоммуникации и очное общение учитель-ученик. Не кажется более фантастикой проведение уроков с помощью сети в режиме on-line.
Но вместе с тем очень актуален вопрос оценки качества дистанционного образования, и его целесообразно рассматривать в двух аспектах: оценка качества существующих курсов дистанционного обучения и их пригодности для использования в учебном процессе и разработка требований к качеству курсов дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных курсов дистанционного обучения. Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
г) эффективности обратной связи.
Таким образом, очевидна необходимость развития дистанционного образования в школе, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.