Просмотр содержимого документа
«Одаренность в области информационных технологий и ее признаки»
Одаренность в области информационных технологий и ее признаки
Еще древние философы понимали, что умственные способности каждого человека различны, и что данные различия, как правило, можно заметить еще в раннем детстве. В трудах древних философов изначально широко применялся термин «гений» (в переводе с латинского genius – дух). По мнению философов, «гением» является тот человек, который наделен божественным духом, позволяющим ему приобретать недоступные для других людей возможности. Подобное представление стало базой учений о гении как в античной, так и в европейской философии вплоть до конца XIX века. К примеру, известный немецкий философ И. Кант придерживался мнения, что «гений» – это природный дар, наделяющий искусство определенными правилами. Талант, как прирожденная способность художника, принадлежит непосредственно природе, следовательно, можно выразить данную мысль и следующим образом: «гений» – это врожденная способность души, при помощи которой природа наделяет искусство правилами [65. С. 148].
Философ И.Кант придерживается мнения, что гениальность может проявляться только в искусстве, но не в научно-исследовательской или практической деятельности. Практически в одно время с терминами «гений» и «гениальность» в философии появляется термин «талант» (с греч. talanton – вес, весы). Похоже, возникновение данного понятия связано непосредственно с возможностями измерения степени гениальности и на данной базе ранжирования гениев. Спустя некоторое время под талантом стали понимать высокую степень развития умения к конкретному виду деятельности, а под гениальностью – наивысшую степень проявления таланта [193].
Попытка отыскать истоки гениальности не в божественной предопределенности, а вполне земных явлениях – врожденных особенностях тесно связана с новой стадией исследования гениальности, вводящей в научный оборот новые термины и понятия. Так возникло понятие «одаренность», берущее свое начало от слова «дар». Данный термин постепенно стал использоваться в научном лексиконе вместо понятия «гениальность». Впервые такая попытка была сделана во второй половине XIX века авторитетным английский ученым, сторонником измерительного подхода к исследованию проблемы способностей, таланта Френсисом Гальтоном. В 1865 году исследователь рассмотрел «одаренность» не в качестве божественного предопределения, а в качестве результата врожденных свойств человека [41].
Параллельно существовало и третье мнение, в соответствии с которой, никакого дара ни божественного, ни врожденного не существует – природа разделяет свои дары на равные доли. Например, английский философ Дж. Локк придерживался мнения, что человек рождается с чистой душой, а формирует ее состояние непосредственно воспитание. Такая точка зрения отмечает, что воспитание наделено преобладающей ролью в процессе развития и формирования «одаренности». Однако как показывает практика, каждый человек наделен разным умственным и творческим потенциалом. Но, никакое из мнений о природе происхождения одаренности не отрицает воздействие социальной среды, кроме этого, любое из данных мнений выделяет важность воздействия обучения и разных социальных факторов на процесс развития одаренности. В представлении большинства авторитетных философов, в частности Платона, Аристотеля, Канта, даже божественная предопределенность гениальности не может отменить или исключить важность воспитания и образования. Ряд исследователей видят существенное различие между такими понятиями как «одаренность» и «талант». К примеру, канадский психолог Ф. Ганье отразил это в собственной «дифференциальной модели» одаренности и таланта. Одаренность, мнению автора, представляет собой врожденные способности, а талант – высоко и систематически развитые умения в той или иной области деятельности [135]. Но большинство исследователей предлагают рассматривать взаимосвязь одаренности и талантливости как взаимосвязь общего и специального. В данном случае под одаренностью следует понимать фактор общей способности человека к чему-либо, а талант является особым измерением в процессе развитии специальных способностей. Под специальными способностями, по нашему мнению, необходимо понимать психологические особенности человека, которые являются возможностями успешной реализации им конкретного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т.п.). Их развитие основывается на соответствующих задатках, к примеру, музыкальный слух и память [148].
Теоретико-экспериментальные исследования в области специальных способностей к определенным видам деятельности проводили такие авторы как: Б.М. Теплов (музыкальные способности), В.И. Кириенко (изобразительные способности), П.А. Рудик (спортивные способности), С.А. Изюмова, В.А. Крутецкий (математические способности), П.М. Якобсон, М.Д. Давлетшин (технические способности). В качестве подтверждения приведем слова известного психолога Ю.З. Гильбуха: «Талантливый человек – это человек, обладающий очень высокой степенью способностей к какой-либо специальной деятельности (музыкальной, художественной, литературной, технической, спортивной), причем эти способности уже в значительной степени успели реализоваться в конкретных общественно значимых продуктах . При совместном употреблении термины «одаренный» и «талантливый» выступают как род и вид. Всякий талантливый ребенок (вообще человек) является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный ребенок может быть назван талантливым. Некоторым одаренным детям еще предстоит достичь уровня талантливости, и не всем, увы, это удается» [43. С. 15].
Не менее интересным по нашему мнению являются слова авторитетного психолога Д.В. Ушакова. Исследователь утверждает, что талантливым целесообразно считать индивида, который создает культурно-ценный продукт, к примеру, произведения искусства, инженерные постройки, религии, организации людей и т.д. Под одаренностью, по мнению исследователя, необходимо понимать потенциальный талант, проявление которого может наблюдаться на дальнейших стадиях жизненного пути индивида. Одаренность, в сравнение с талантом, – не проявляется в очевидных для общества достижениях, кроме этого она может быть скрыта и от самого индивида и его непосредственного окружения. Для того чтобы ее выявить, очень часто необходимо прибегать к использованию научных методов [225. С. 214].
Как считает Т.Б. Казиахмедова, одаренность человека способна показать только те способности, которыми он обладает и не является свидетельством того, что он все знает [64]. Это еще раз подчеркивает тот факт, что, каким бы не был одаренным человек, ему необходимо учиться, отыскивать свой путь. Как считает психолог М.А. Холодной, существует «презумпция одаренности», т.е. все люди одарены теми или иными способностями, главное - развить данные способности и применить их в жизни. Талантливые люди обладают экстраординарными достижениями в каком-то отдельно взятом виде деятельности, которые находят отражение в ряде реальных, объективно новых продуктах. Также М.А. Холодная рассматривает ряд, представляющих важность для нашего исследования, вопросов: «почему ребенок с явными признаками одаренности теряют свои способности во взрослом возрасте?», «почему из просто ребенка получаются одаренные взрослые?» [237]. Как считает автор, основной причиной этого является неправильная идентификация одаренности в раннем возрасте ребенка и в специфике его одаренности в сравнение со спецификой одаренности взрослых людей. Это в свою очередь дает нам возможность убедиться в актуальности нашего исследования.
Следовательно, можно прийти к выводу, что, несмотря на разный смысл, который вкладывается исследователями в данные понятия, одаренность целесообразно рассматривать как одну из самых «нижних» ступенек на иерархической лестнице способностей. На следующей ступеньке располагается талант, а на самой верхней – гений. Основным вопросом российской психологии одаренности остается соотношение таких понятий как: способности-одаренность. Общепринятыми в области российской психологии выступают дефиниции таких понятий как «одаренность» и «способность», которые были представлены отечественным психологом и психофизиологом Б.М. Тепловым. По мнению исследователя, под «одаренностью» необходимо понимать качественно своеобразное сочетание возможностей индивида, от которого непосредственно зависит возможность достижения высоких результатов при выполнении той или иной задачи [214]. Б.М. Теплов выделил ключевые признаки понятия «способности». К их числу исследователь относит:
1) индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного индивида от другого;
2) не всякие индивидуальные особенности, а только лишь те, которые имеют непосредственное отношение к успешности осуществления того или иного вида деятельности;
3) не сводится к той базе знаний, навыкам или способностям, которые уже сформированы у данного индивида [215].
В отечественном педагогическом словаре «одаренность» трактуется как «качественное своеобразие, комбинирование способностей, которые позволяют индивиду успешно осуществлять какой-либо вид деятельности, т. е. практически повторяется дефиниция Б.М. Теплова [255].
Проблема исследования психологии одаренности, установления и обучения одаренного ребенка обладает своей собственной историей и традициями в разных государствах мира. Еще в 1972 г. Комитет по образованию Соединенных Штатов Америки сформулировал понятие «одаренные дети», которое на данный момент широко используется на Западе: одаренным и талантливым ребенком можно назвать того ребенка, который, по мнению опытных специалистов, в силу своих выдающихся возможностей показывает высокие достижения в тех или иных сферах деятельности [149].
Спустя 5 лет в 1978 году данное определение было откорректировано тем же Комитетом по образованию США: одаренный ребенок обладает либо уже выработанными, либо потенциальными умениями, которые выступают проявлением высоких интеллектуальных способностей, творческих возможностей, либо обладают выдающимися лидерскими качествами. В результате этого им нужна помощь и занятия, не входящие в состав классической школьной программы [149].
Впервые официально было заявлено, что подобные дети нуждаются в дифференцированных учебных программах и помощи, которые выходят за переделы школьного образования, с целью получения возможности реализовать собственный потенциал и для внесения вклада в развитие общества. Примечательным в данной дефиниции является последняя фраза, так как она обладает практической значимостью для нашего исследования. По мнению американского педагога-психолога Дж. Рензулли, одаренность - это результат сочетания ряда характеристик, а именно:
- интеллекта, который превышает средний уровень;
- креативности;
- мотивации.
Исследователь называет это «трехкольцевой моделью одаренности».
Голландский психолог Ф. Монкс придерживается немного иного мнения. Он считает, что человек является социальным существом, в связи с этим ему нужны хорошие взаимоотношения, в первую очередь со своей семьей, в школе и с товарищами, а для выработки одаренности требуется нечто большее, нежели личностные компоненты. Данную Ф. Монкс назвал «многофакторной моделью одаренности». Как считает автор данной модели, под интеллектуальными способностями выше среднего следует понимать интеллект, уровень, которого был измерен посредством проведения тестов и проявляющегося в коэффициенте интеллекта IQ, равной около 130 и выше [135].
Немецким психологом К. Хеллером одаренность была определена как индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях [234]. Его модель получила название «мюнхенской модели одаренности» – в ней отмечается не только влияние когнитивных факторов на критерии достижений, но и воздействие некогнитивных, личностных факторов, а также подчеркивается связь с социокультурными условиями. Российский психолог и педагог А.И. Савенков [197] создал «интегративную модель одаренности», основанную на «трехкольцевой модели одаренности» Дж. Рензулли и «многофакторной модели одаренности» Ф. Монкса. В ней одаренность представлена в виде вертикальной оси, пронизывающей характеризующие ее уровни. Ось ограничена с одной стороны «мега-средой», с другой – «генотипом». Автор пишет, что на уровне фенотипа выделено три основных сферы, полученные в результате взаимодействия генотипических и средовых факторов: сферы психосоциального развития, когнитивного развития и физического развития. Также автор отмечает, что имеет смысл говорить о наличном уровне развития сфер при рассмотрении одаренности на уровне фенотипа, так как именно с ним и имеет дело образовательная практика, что развитие каждой из сфер и качественно своеобразное сочетание уровней и их развитие является и характеристикой одаренности в настоящий момент. Согласно «интегративной модели», одаренность рассматривается не просто как генетически обусловленный компонент способностей, а как сложный сплав результатов действия генетических и средовых факторов [197]. Тот же Ф. Монкс выделяет следующие виды одаренности: интеллект, креативность, одаренность в области искусства, социальная одаренность, мудрость. Мало исследований о соотношении между одаренностью и мудростью, так американский психолог Р. Стернберг в статье «Мудрость как форма одаренности» пишет, что мудрость – это здравый смысл, поведение, основанное на правильной оценке ситуации и на знаниях, опыте и понимании ситуации [170]. По мнению М.А. Холодной, мудрый человек имеет высокий уровень интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей [237. С. 73].
Если основываться на данных рассуждениях о мудрости, то логично, по нашему мнению, мудрость отнести к социальной одаренности. Не малый интерес также представляют и рассуждения психологов о тесной связи таких понятий как «одаренность» и «компетентность».
Компетентность представляет собой особую форму одаренности, включающая в свой состав следующие элементы:
- предметные знания;
- специфическую мотивацию;
- способы мышления;
- индивидуальные ценности [181].
Компетентность – это одаренность в ее реальном проявлении. Если одаренный индивид не приобретает разные формы компетентности, то такой человек, либо перестает быть одаренным, либо относится к категории бывших одаренных. Неправильным, является мнение, что одаренный ребенок по мере его взросления - теряет свой дар. На самом деле он не приобретает необходимой компетентности (Р. Стернберг, [269]). Отличительными чертами компетентных людей является:
- успешность выполнения конкретных видов деятельности;
- большой объем хорошо организованных предметных знаний;
- готовность принимать эффективные решения в соответствующей предметной области [236].
Таким образом, можно сказать, что детская одаренность в той или иной предметной области постепенно трансформируется в компетентность.
В Российской Федерации история проблемы установления, исследования и развития одаренных детей разделяется на 3 этапа: дореволюционный, послереволюционный и современный, датируемый 1980-м годом и связан с именами таких авторитетных исследователей, как Д.Б. Богоявленская [21], Н.С. Лейтес [113] , А.С. Матюшкин [124], В.Д. Шадриков [244], М.А. Холодная [237], В.С. Юркевич [261] и др.
В 1998 г. коллективом передовых отечественных ученых была разработана «Рабочая концепция одаренности». В данной Концепции представлены дефиниции таких понятий как «одаренность» и «одаренный ребенок». Одаренность, здесь рассматривается как системное, формирующееся на протяжении жизни качество психики, определяющее возможность достигать более высоких результатов в одном или сразу нескольких отдельно взятых видах деятельности в сравнении с иными людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, иногда выдающимися достижениями каком-то определенном виде деятельности [180].
- наличие устойчивого интереса к данной деятельности;
- перфекционизм в данной деятельности [189].
В «Рабочей концепции одаренности» названы сферы психики, которые обеспечивают одаренность: интеллектуальная, эмоциональная и мотивационно-волевая, а также представлена классификация видов одаренности по ряду следующих критериев:
- вид деятельности – практическая, теоретическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная одаренность;
- степень сформированности – актуальная и потенциальная одаренность);
- форма проявления – явная и скрытая одаренность;
- широта проявлений в различных видах деятельности – общая и специальная одаренность;
- особенности возрастного развития – ранняя и поздняя одаренность [180].
При оценке одаренности в области программирования не стоит опираться только на уровень развития логико-математических способностей, так как в настоящее время системы программирования приблизились к так называемому конечному пользователю, то есть подготовкой программного обеспечения продуктивно занимается множество людей, в том числе и те, кто никогда профессионально не обучался математике [158].
Исследованию специфики взаимодействия ребенка и подростка с компьютером, применению инновационных компьютерных технологий в процессе обучения одаренных детей посвящено множество трудов таких авторов как М. Коула, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Т.А. Мордвинкин, Ю.Д. Бабаева, С.С. Рыбкина и т.д. Но, вопросы о том, какие признаки характерны одаренным детям в сфере информационных технологий, как устанавливать и развивать данную одаренность, все еще остаются мало исследованными.
Как считают авторы «Рабочей концепции одаренности», признаки одаренности охватывают несколько аспектов поведения ребенка. К их числу относятся инструментальный (наличие специфических стратегий деятельности, сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, особый тип организации знаний одаренного ребенка, своеобразный тип обучаемости) и мотивационный (повышенная избирательная чувствительность, повышенная познавательная потребность, ярко выраженный интерес, предпочтение, высокая требовательность к результатам собственного труда). Инструментальный аспект поведения характеризует способы деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности и к своей деятельности [180].
В структуре мыслительной деятельности программиста выделяют вербальные способности, логическое мышление (владение формально-логическими операциями), эрудицию [154].
На основе выше названных признаков одаренности сформулируем признаки одаренности в области информационных технологий.
Основные:
Признаки мотивационного характера:
- ярко выраженный интерес к деятельности, связанной с информатикой и информационными технологиями;
- повышенная познавательная потребность в сфере информационных технологий.
Признаки когнитивного характера:
- обучаемость, интерес, увлеченность, понимание процессов конструирования, моделирования, программирования;
- обучаемость, интерес, увлеченность, понимание вопросов аппаратного обеспечения и архитектуры компьютера;
- обучаемость, интерес, увлеченность, понимание в области применения информационных и коммуникационных технологий;
- понимание и объяснение информационных процессов и явлений;
- оперирование информатическими терминами.
Признаки на уровне мышления:
- абстрактность;
- аналитический характер;
- логический характер;
- алгоритмический стиль;
- гибкость, неординарность и быстрота.
Признаки творческого характера:
- выдвижение неожиданных оригинальных идей и изобретение новых способов реализации их в практической деятельности;
- креативность в решении задач;
- индивидуальный стиль деятельности.
Признаки личностного характера:
- организованность;
- высокий уровень способности к самообучению;
- высокая требовательность к результатам своей работы;
- упорство и трудолюбие.
Анализ психолого-педагогической литературы, который посвящен проблемам одаренности, исследований в сфере информационных технологий в области проблем одаренности и выработанные нами признаки одаренности в сфере информационных технологий дали возможность определить понятие «одаренность в сфере информационных технологий».
Одаренность в сфере информационных технологий нами будет рассматриваться как одно из системных качеств человека, которое представляет собой единство 4-связанных между собой и взаимообусловленных элементов:
– мотивационного (ярко выраженный интерес к информационным технологиям);
– когнитивного (компетентность в сфере информационных технологий);
– личностного (упорство, трудолюбие, самостоятельность, организованность, высокая требовательность к результатам своей работы);
– креативного (гибкость и неординарность мышления, выдвижение оригинальных идей и изобретение новых способов их реализации, индивидуальный стиль деятельности).
Данные элементы в совокупности позволяют достичь высоких в сравнении с иными людьми результатов в деятельности, которая связанна с поиском, обработкой, хранением и передачей данных посредством персонального компьютера и информационно-коммуникационных технологий.
Следовательно, термин «одаренность в сфере информационных технологий» предполагает наличие в свое содержание специальных способностей ребенка в области информационных технологий и выделяет детей, которые качественно отличают от своих товарищей в данной области.
Как считают авторы «Рабочей концепции одаренности», психологические особенности детей, отмечающие одаренность, могут рассматриваться только в качестве признаков, сопровождающие одаренность. Хорошая память и наблюдательность, а также способность к быстрым вычислениям не всегда говорят о наличии такого качества как одаренность. В связи с этим, наличие отмеченных психологических особенностей может выступать только основанием для предположения о наличии «одаренности», а не для вывода о ее непосредственном наличии.
Необходимо отметить, что поведение одаренных детей не обязательно должно соответствовать всем выше рассмотренным признакам. Поведенческие признаки такой способности как одаренность (инструментальные, и особенно, мотивационные) могут быть различными и противоречивыми в своих проявлениях, так как во многом зависят от предметного содержания деятельности. Однако, даже наличие хотя бы одного из данных признаков должно привлекать внимание преподавателя и направлять его на подробное, длительное по времени проведение исследования каждого отдельно взятого случая [180].
Проведенный нами анализ философской, психолого-педагогической литературы, которая посвящена проблемам одаренности, позволяет сделать вывод, что одаренные дети обладают своими особенностями, следовательно, работа педагога с такими детьми имеет свою специфику, а их одаренность может быть выявлена, проявлена и выработана только в процессе их обучения. Отсюда вытекает, что одаренность в сфере информационных технологий формируется непосредственно в процессе обучения, сопровождающей использованием информационных технологий.