О содержании понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе
О содержании понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе
Для прогрессивного образовательного пространства РФ характерно развитие новейшей системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из черт этого процесса считается инновационность.
Происходящие в последние годы перемены в начальном образовании Рф нельзя именовать по-другому как инноваторский бум. Они связаны с осуществлением мыслей гуманизации образования, которая в наше время реализуется при помощи образовательных стратегий и технологий, нацеленных не столько на формирование познаний, умений и умений, но и на становление креативных интересов и способностей любого ребенка, активизацию самостоятельной учебной работы. Как демонстрируют изыскания социологов, подавляющее большинство средних учебных заведений РФ (в пределах 90%) охвачено поиском свежих раскладов, средств и форм образовательной деятельности. По нашему мнению, возможно выделить следующие главные направления становления инноваций в области начального образования:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О содержании понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе»
О содержании понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе
Землянский Борис Васильевич.
МБОУ СОШ №6 г.Пушкино Московская область
Учитель информатики и ИКТ
Для прогрессивного образовательного пространства РФ характерно развитие новейшей системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из черт этого процесса считается инновационность.
Происходящие в последние годы перемены в начальном образовании Рф нельзя именовать по-другому как инноваторский бум. Они связаны с осуществлением мыслей гуманизации образования, которая в наше время реализуется при помощи образовательных стратегий и технологий, нацеленных не столько на формирование познаний, умений и умений, но и на становление креативных интересов и способностей любого ребенка, активизацию самостоятельной учебной работы. Как демонстрируют изыскания социологов, подавляющее большинство средних учебных заведений Рф (в пределах 90%) охвачено поиском свежих раскладов, средств и форм образовательной деятельности. По нашему мнению, возможно выделить следующие главные направления становления инноваций в области начального образования:
-индивидуализация и дифференциация обучения через создание новых институтов образования (гимназии, лицеи, частные школы, экспериментальные классы, классы выравнивания и т.д.;
-усиление внимания к предметам эстетического цикла, ориентация на культурное разнообразие;
-повышение экологической культуры, включение ребенка в природу и в природоохранную деятельность;
-разработка и апробация нового содержания образования, введение новых учебных предметов (историческое образование, иностранные языки, естествознание, этика, религия и т.д.);
-совершенствование действующих и создание альтернативных программ, учебников, методических пособий и разработок и т.д.;
-разработка и апробация новых методик, технологий, систем обучения и воспитания; создание новых организационных структур для введения инновационных образовательных технологий (частные школы, экспериментальные площадки и классы);
-разработка различных интегрированных курсов;
компьютеризация процесса обучения;
-попытка радикализации образования в начальной школе (например, школа диалога культур) и т.д.
При всем разнообразии инноваций данный процесс выявил достаточно слабенькую подготовленность преподавателей к свежим видам деятельности. В следствии этого возникает потребность подготовки будущего учителя начальных классов, обладающего прогрессивной педагогической техникой и технологиями, методами исследовательской, инноваторской работы и в конце концов, учителя, владеющего отменно новым педагогическим мышлением. Неоспоримо, что эта подготовка будет невозможной в отсутствии увеличения заинтересованности и подготовленности самих преподавателей институтов к инноваторской деятельности.
В педагогической науке инновационная работа понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, базирующаяся на осмыслении личного педагогического навыка с помощью сопоставления и исследования, изменения и становления учебно-воспитательного процесса с целью достижения наиболее высоких результатов, получения новейшего познания, внедрения альтернативной практики.
Важной спецификой инноваторской педагогической деятельности считается и то, собственно она основывается на личностном подходе и имеет собственной целью исследование персональной программы становления личности. Целеобразование исполняется лишь с опорой на диагностику личного становления ребенка.
Другой спецификой инноваторской педагогической работы является при наличии преобладающего, выражающего ценностные ориентации, как отдельных преподавателей, но и всего педагогического коллектива. При этом внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) считаются наиболее ценными.
Обсуждение инноваторской педагогической деятельности с обозначенных позиций требует обращения к вопросу о готовности учителя к этому виду работы. Характеристикам профготовности учителя к инноваторской деятельности, учитывая мнение ряда исследователей, имеют все шансы быть:
-потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения;
-способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества;
-умение свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности.
При этом необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную деятельность осложняется рядом противоречий:
-между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;
-между индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью групповых форм организации обучения;
-между трудностями освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач, стоящих как перед школой, так и перед отдельными педагогами;
-между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребенка.
Практика показывает, что освоение систем развивающего обучения осуществляется более эффективно, если выполняются следующие условия:
каждая система изучается не фрагментарно, а с учетом всех ее компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства); этот принцип называют принципом полноты освоения методической системы;
-освоение каждой новой методической системы обучения младших школьников осуществляется не изолированно, а в сравнении, как с традиционной, так и с ранее изученными системами (принцип взаимосвязи и сравнения систем);
-в ходе освоения каждой методической системы студенты овладевают умением проектировать уроки с учетом специфики данной системы и приобретать определенный опыт проведения таких уроков (принцип практического освоения методической системы).
Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога - как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора - необходимы, по крайней мере, следующие два основных фактора:
-психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;
-переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высочайшие заслуги преподавателя в учебной деятельности считаются моментом, существенно развивающим личность. Занимаясь инноваторской работой, развивая инноваторскую активность, создавая что-нибудь веское, свежее, достойное внимания, преподаватель и сам растет, так как «в креативных, благородных делах человека - важнейший источник его роста».
С другой стороны, чем легче, однороднее работа, исполняемая учителем, чем менее поле проявления его активности, тем в наименьшей степени оказывается развитой его личность. Так как человек, исполняющий всю жизнь несложные операции, не требующие напряжения умственных возможностей, в конечном итоге, своими руками деформирует собственную личность.
Следовательно, инновации в профессионально-педагогическом образовании выражают интегративное содержание технико-технологических, педагогических, организационно-управленческих, социально-экономических новшеств. Они гарантируют инновационное становления проф образования, также науки, производства, экономики, управления и общественной сферы.
Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании получают фактическое олицетворение в инновационном профессионально-педагогическом образовании, задача которого состоит в подготовке универсальной высоконравственно зрелой персоны, компетентного эксперта с развитой проф культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в проф образовании
актуализирующее все вероятные возможности личности с тем, чтоб отыскать оптимальный выход из проблематичной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность на базе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать линию движения личностного и проф саморазвития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
Воронина Т., Молчанова А, Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России. 2001. № 6.