Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках информатики»
«Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи»
Я.Л.Каменский
Тема моего выступления «Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности»
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Актуальность межпредметных связей в преподавании информатики обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. На грани смежных научных областей образовались новые науки - биофизика, биохимия, физическая химия, медицинская радиология, биокибернетика, бионика и другие, практическое применение которых имеет огромную роль для человека. Благодаря созданию новых наук появились и новые открытия. Поэтому существование интегрированных наук - это необходимость сегодняшнего дня.
В соответствии со Стратегией модернизации содержания общего образования, одно из направлений поиска системы новых способов организации учебного процесса связано с организацией познавательной деятельности учащихся, которая решает задачи, недоступные традиционному обучению и позволяет достичь главных целей процесса обучения. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся могут стать межпредметные связи, так как они способствуют лучшему формированию, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.
Поставив перед собой задачу организации межпредметных связей с другими предметами , я постаралась узнать как можно больше об истории вопроса.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Я думаю, что разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе.
Жан Жак Руссо, Песталоцци , Л.Н. Толстой , а также прогрессивные педагоги различных эпох – Ян Амос Коменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Н.К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания. Но, к сожалению, в 1931 г. обучение, основанное на межпредметной интеграции, было отвергнуто и стало возрождаться снова только в 50-х гг. 80 - 90 гг.- это годы бурного возрождения межпредметных связей.
Занимаясь межпредметными связями сделала для себя вывод, что информатика может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе. Так лишь один раздел «Информация и информационные процессы» интегрируется с такими предметами, как математика, физика, биология, история, филология.
Этапы обучения на основе использования межпредметных связей включают три ступени:
Первая ступень – воспроизводящая, цель которой приучить учащихся использовать полученные знания
Вторая ступень – использование знаний
Цель – перенос знаний из предмета в предмет
Третья ступень – обобщающая
Цель – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира. Учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине мира. учащиеся постигают целостную научную картину явления,более того — целостную научную картину мира и понимают роль и место в этойкартине изученного явления.
Используя межпредметные связи в течение нескольких лет, мной было замечено:
1. Знания приобретают качества системности. 2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. 3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. 4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
Для достижения результативности метода сотрудничаю с учителями-предметниками, совместно с ними провожу интегрированные уроки.
Интегрированный урок (ИКН+информатика) во 2-а по теме «Времена года. Февраль»
Интегрированный урок (информатика+английский язык) во 8 классе по тем «Устройство компьютера»
Интегрированный урок (информатика+английский язык) в 11 классе «Современные экологические проблемы»
Делюсь своим опытом с учителями на различных конференциях и семинарах.
Активно участвую в проведении недели естественно-научных дисциплин, выступаю организатором школьной конференции.
К результативности моей работы можно отнести то, что многие ученики подтверждают высокий уровень развития мышления на контрольных работах.
Среди обучающихся есть призеры и победители городских олимпиад:
О высокой познавательной активности говорит и участие учащихся в различных конкурсах: Инфознайка, Цифровой ветер, Дудл для Гугл, НПК «Школьная информатика»
Широко использую межпредметные связи и во внеурочной деятельности. Прежде всего это кружковая работа. Являюсь руководителем следующих кружков:
Кружок "Intel: Технологии и местное сообщество” для 4-5 классов
Курс "Intel: Технологии и профессии" для 10 классов
Курс "Intel: Технологии и бизнес” для 11 классов
Малая Академия CISCO, курс “IT Essentials: PC Hardware and Software”
Кружок «Пресс-центр».
Дети с удовольствием используют информатику как интсрумент для участия в конкурсах по различным предметам. По математике – «Математика и проектирование», по физике – «Дети Галактики», «Мой наномир», по истории – «Забытые памятники незабытой войны»
Как оказалось, межпредные связи можно применять и в классном руководстве.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.