Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности студентов (обучающихся). В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением».
При написании реферата студент (обучающийся) приобретает навыки научного изложения материала и умения обобщать факты, делать на их основе теоретические и практические выводы. В последующем эти навыки и умения пригодятся студенту (обучающемуся) при написании курсовых и дипломных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию реферата »
Капуста Светлана Георгиевна, преподаватель Информатики и ИКТ ШБПОУ «Колледж сферы услуг № 3»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности студентов (обучающихся). В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением».
При написании реферата студент (обучающийся) приобретает навыки научного изложения материала и умения обобщать факты, делать на их основе теоретические и практические выводы. В последующем эти навыки и умения пригодятся студенту (обучающемуся) при написании курсовых и дипломных работ.
Пояснительная записка
Реферат для студента (обучающегося) - это небольшое научное исследование, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний. Реферат позволяет выявить разнообразие подходов к той или иной теме. При подготовке к написанию работы студент (обучающийся) должен изучить необходимую литературу по предмету реферативного исследования, коротко и ясно изложить мнения различных исследователей и, по возможности, дать свое понимание заданной проблемы.
Практика свидетельствует о том, что студенты (обучающиеся) не всегда успешно справляются с письменными работами, целью которых является выработка навыков научного анализа, обобщение различных фактов и мнений, формулировка личной позиции автора по исследуемой теме.
Данные методические рекомендации затрагивают следующие вопросы: выбор темы, структура, формулирование целей и задач реферата, работу студентов (обучающихся) над планом, введением, заключением; освещают требования к содержанию, библиографии. Помимо этого в рекомендациях приведены образцы оформления титульного листа, оглавления, правила составления библиографических списков, требования к оформлению реферата.
Данные методические рекомендации помогут преподавателям оказать помощь студентам (обучающимся) в работе над реферативным исследованием, а обучающимся успешно справиться с задачами по его написанию.
Цели и задачи написания рефератов
Целями написания рефератов являются:
- привитие студентам (обучающимся) навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);
- развитие у студентов (обучающихся) навыков грамотного изложения своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме;
- выявление и развитие у студентов (обучающихся) интереса к научной и практической деятельности;
- использование полученных навыков в подготовке и написании курсовых и дипломных работ.
Основные задачи при написании реферата
Основными задачами студентов (обучающихся) при написании реферата являются:
максимальная полнота использования литературы по выбранной теме;
верная передача авторской позиции в своей работе;
грамотное изложение причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Основные требования к содержанию реферата
- материал, использованный в реферате, должен строго относиться к выбранной теме;
- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.);
- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения;
- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой студенты (обучающиеся) согласны.
Работа над реферативным исследованием включает следующие этапы подготовки:
1. Вводный:
- осмысление темы;
- нахождение литературы по теме;
- выборочное чтение и конспектирование литературы по теме;
- написание плана реферата и составление списка используемой
литературы;
- написание введения
2. Основной:
- написание основной части реферата;
- написание заключения
3. Заключительный:
- оформление реферата;
- работа над оглавлением
4. Защита реферата.
1. Вводный этап
Выбор темы реферата
Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Выбирая проблему для написания реферативной работы, студент (обучающийся) может воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Но интерес студента (обучающегося) к теме реферата определяет качество проводимого им исследования и соответственно успешность его защиты. Поэтому можно попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.
При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Работанадпланом
Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо составить план исследования.
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).
Работа над введением
Введение - одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложения и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет не более 1 машинописной страницы. Введение обычно содержит: вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач литературного исследования, краткий обзор литературы и источников по проблеме и вывод.
Вступление - это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным.
Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Нужно обязательно связать тему реферата с современностью.
Краткий обзор литературы и источников по проблеме - в этой части введения необходимо кратко охарактеризовать основные источники и литературу, с которой студент (обучающийся) работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.
Вывод - это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
П Основной этап
Работа над содержанием реферата (основной части)
Содержание реферата должно соответствовать теме, полностью ее раскрывать. Реферат показывает личное отношение студента (обучающегося) к излагаемому материалу. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме), например: нами предполагается, мы сделали вывод;
- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
- каждая глава (параграф) начинается с новой страницы;
- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
В содержании реферата необходимо:
- произвести разбивку материала на главы (две или три, причем первая глава – теоретическая, небольшая по объему; вторая глава – основная, отвечающая на главные вопросы темы; третья глава должна отражать связь первых двух с практикой);
- главы следует разбить на параграфы;
- сформулировать краткие выводы по главам и параграфам;
- определить свое отношение к исследуемой проблеме, позицию, мнение и взгляды.
Правила оформления ссылок
В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.
Примеры: (I, 145); (4, Ш, 38).
Написание заключения
Заключение - самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
- обобщение основных положений и выводов в сжатой форме;
- оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Правила составления библиографических списков
Библиография – список используемой литературы.
Список литературы составляется в алфавитном порядке и пронумеровывается. Сведения о книге даются в следующем порядке:
автор (фамилия, инициалы);
название, подзаголовок;
3) выходные данные (место издания, издательство и год издания). Пример: Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. – Ростов н/Д.:Феникс, 2003.
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:
название сборника, журнала, газеты;
место издания и год издания (если сборник);
год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
Пример: Степаненко И.Ю. Современные тесты – системы для микробиологического контроля // Кондитерское производство, 2006, № 6, с.32-33.
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей.
Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург
(СПб). Названия остальных городов пишутся без сокращений.
Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.
При использовании материалов из Интернета указывается автор и название материала. В списке сайтов источники должны иметь полный адрес по образцу:
Безруких П.С. Бухгалтерская отчетность должна измениться:
www.berator.ru
2. http //wwwkusivru/paket/archive/11/p52.htinl
Оформление Приложения
Приложение помещается после Заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.
Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.
Каждое Приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком должно быть напечатано слово «Приложение».
Если Приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации.
Ш. Оформление реферата
Требования к оформлению реферата
Ориентировочный объем реферата составляет не менее 5 страниц.
Работа может быть выполнена рукописным способом или с применением печатающих и графических устройств компьютера. Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А-4) с широкими полями слева. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.
Если текст набирается на компьютере, надо придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):
набор текста реферата осуществляется стандартным 12 шрифтом;
заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;
межстрочный интервал полуторный;
разрешается интервал между абзацами;
отступ в абзацах 1-2 см.;
поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;
нумерация страницы снизу справа.
Каждому студенту (обучающемуся) перед написанием реферативного исследования следует обратить внимание на наиболее слабые места в написании работы:
- неубедительность выводов и доказательств;
- обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями из учебной
2. За титульным листом следует оглавление. Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.
Пример оформления оглавления:
Введение 1
Основная часть
1. ……………. 2
2. ……………. 4
Заключение 5
Список литературы 6
Приложения 7
3. Текст реферата (введение, основная часть и заключение).
а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.
б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст.
в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.
4. Список литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников. Источники, взятые из Интернета, приводятся в конце списка литературы.
5. Приложения (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).
После написания реферат сдается преподавателю для проверки и выставления оценки в установленный срок.
1У. Защита реферата
Каждому студенту (обучающемуся) необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).
Порядок защиты реферата:
Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
Ответы студентов (обучающихся) на вопросы.
Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.
После написания реферат сдается преподавателю для проверки и выставления оценки в установленный срок.
Оценивая реферат, преподаватель должен обратить внимание на:
- соответствие содержания выбранной теме;
- четкое соблюдение структуры работы;
- умение работать с научной литературой - вычленять проблему из
контекста;
- умение логически мыслить;
- культуру письменной речи;
- умение оформлять текст реферативного исследования (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);
- умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании реферата;
- способность верно, без искажения передать используемый авторский
материал;
- соблюдение объема работы;
- аккуратность и правильность оформления, а также техническое
выполнение работы.
Список используемой литературы:
1. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб.пособие для студ.проф.учеб.заведений/ Н.А.Виноградова, Л.В.Борикова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Ганенко А.П., Миловская Ю.В., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД). Учебное пособие для начального профессионального образования.- М.: ИРПО, 2000.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М., 1997.
4. Рахманин Н.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1997.
6. www.unic.edu/ru/studentbook/metodicharaboti.doc. Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ.
Советы студенту при защите реферата
На защиту отводится около 15-20 минут. При ответе старайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.
Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал максимально подробно и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Здесь необходимо выделить главное, раскрыть суть проблемы.
Вступление должно быть очень кратким - 1-2 фразы, (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а аргументируйте его сложность и важность).
Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.
Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.
Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.
Не показывайте излишнего волнения.
Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам припомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой.
Не бойтесь дополнительных вопросов. Чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.
9. Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо
сначала правильно его понять. Для этого нужно немного подумать, иногда переспросить, уточнить, правильно ли Вы поняли поставленный вопрос.
10. Будьте доброжелательны и тактичны, даже если Вы не готовы к
ответу.
11. Желаем успехов!
Список используемой литературы:
Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб.пособие для студ.проф.учеб.заведений/ Н.А.Виноградова, Л.В.Борикова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Ганенко А.П., Миловская Ю.В., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД). Учебное пособие для начального профессионального образования.- М.: ИРПО, 2000.
Новиков А. И. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.-М., 1998.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. -М., 1997.
Рахманин Н.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1997.