Методическая разработка "Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся"
Методическая разработка "Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся"
Современное гражданское общество стремительно усложняется прямо на наших глазах. Сегодняшний российский выпускник должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Традиционные формы обучения и полученные результаты не всегда, а иногда и совсем, не соответствуют данным требованиям и запросам общества. Депутат Государственной Думы РФ, Член фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Викторович Чижов заявил: «Современному обществу нужны нестандартно мыслящие, профессиональные люди, способные двигать страну вперед. Это возможно только когда все социальные институты - в первую очередь школа и семья - развивают лучшие качества ребенка.».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Южноуральска Челябинской области.
Описание педагогического опыта.
Тема: «Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся».
Автор: Колмаков Андрей Владимирович,
учитель высшей категории.
2014г.
План
Введение.
1. Классификация групповой технологии.
2. Особенности организации групповых технологий.
3. Реализация педагогического опыта.
4. Распространение педагогического опыта
5. Заключение.
6. Литература.
7. Приложение.
Введение.
Могущество разума беспредельно.
И. Ефремов
Современное гражданское общество стремительно усложняется прямо на наших глазах. Сегодняшний российский выпускник должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Традиционные формы обучения и полученные результаты не всегда, а иногда и совсем, не соответствуют данным требованиям и запросам общества. Депутат Государственной Думы РФ, Член фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Викторович Чижов заявил: «Современному обществу нужны нестандартно мыслящие, профессиональные люди, способные двигать страну вперед. Это возможно только когда все социальные институты - в первую очередь школа и семья - развивают лучшие качества ребенка...».
Классификация групповой технологии.
Нестандартное мышление позволяют развивать различные педагогические технологии.
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.
Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:
- классно урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- метод проектов.
И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовывать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной деятельности в классе.
Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Особенности организации групповых технологий.
Ученик усваивает быстро и качественно лишь то,
что тут же после получения новой информации применяет на деле
или передает другим.
А. В. Ривин.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера работы.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем, помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Реализация педагогического опыта.
Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются. Я считаю, что групповая форма обучения является более эффективной.
В своей педагогической деятельности я использую следующее разделение на группы: индивидуальные задания, малые группы, работа с классом-группой.
Индивидуальные задания.
Не существует одинаковых людей. Я самостоятельно выбираю из арсенала педагогических средств те, что наиболее подойдут к ребенку в данной ситуации. Так, например, при выборе учащихся для доклада по какой-либо дисциплине, я вношу коррективы в соответствии с ораторскими особенностями ребенка. Чаще всего те учащиеся, которые уже выступали на НОУ или только предстоит участвовать, получают задания в виде докладов. Остальным учащимся я предлагаю задания, при формулировке которых стараюсь подчеркнуть не недостатки ребенка, а его уникальность. Например, смастерить макет, сделать рисунок, создать небольшое видео и пр. Например, в 8 классе учащийся 7-го вида, вместо доклада по теме «Преимущества FLASH-носителя» создал видео-подборку оригинальных флешек. Учащийся 9 класса для урока физики сделал действующий макет сообщающихся сосудов.
Малые группы.
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. Работу в малых группах я использую на различных этапах уроках.
При объяснении нового материала, когда нужно усвоить большой объем информации. Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция – групповая работа с текстом – индивидуальная самостоятельная работа. В начале каждого урока учитель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной. Рекомендуется использование наглядности, моделирования и учебных экспериментов. Далее учащиеся работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Конспекты лекции предварительно размножаются, и каждая команда получает необходимое количество копий. Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы учителю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них. После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Примером использования данного метода могут служить уроки в 11 классе. Так при изучении темы " Моделирование" одна группа изучает его как метод познания, другая – формальное представление, третья – системный подход.
Изучение нового материала малыми группами. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Например, изучение темы топология сетей. Учащиеся в группах берут различные топологии: шина, кольцо, звезда. Изучают новый материал и делаю доклад в своих группах.(см. приложение 1)
При формировании определенных умений и навыков. Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Группа берет конкретное задание, и выполняет проект, который защищается перед всем классом. Например, 8 класс. При изучении устройства компьютера, каждая группа берет устройства отличающиеся по назначению. Например, принтер, сканер и др. Отрабатывает умения работы с ним и демонстрирует всему классу.
При закреплении и совершенствовании учебных навыков изученной темы. Деление на группы производится самими учащимися. Затем каждая группа выбирает проект. Распределение ролей участников группы в первый раз регламентируется учителем. В будущем, учащиеся сами выбирают себе роли. Получить консультацию учащиеся могут во внеурочное время. Демонстрация и защита проекта происходит на уроке. Например, 8 класс. Устройства хранения информации. Проекты «оптические носители информации», «жесткий диск», «FLASH-носители» и др.)
При повторении ранее изученного материала. Каждой группе выдаются карточки с вопросами. Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. Например, вопросы о форматирование текста (см приложение 2).
Как показывает практика, учащиеся с удовольствием работают в группах, более ответственно и заинтересованно подходят к выполнению задания.
Работа с классом, как с одной большой группой.
Я использую метод работы с классом как с одной группой в старшей школе.
Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между участниками команды так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы.
Следующий способ работы позволяет отследить сплоченность коллектива, определить лидера и ведомых.
Например, при изучении темы общения в сети Интернет. Предлагаю учащимся использовать форум школьного сайта для обсуждения какой-либо идеи, совместное использование гостевой книги и пр.
Также я использую работу в группах при проверке домашнего задания, при различных видах контроля. Метод кооперативного взаимообучения заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д. Например, предлагаю составить контрольную работу для своего соседа. Использую групповую форму для работы с текстом. Сегодня при проведении итоговой аттестации учащиеся должны уметь работать с текстом, поэтому я предлагаю использовать групповое изучение нового материала по учебнику.
Реализация группового обучения происходит не только во время учебных занятий, но и во время факультативов, кружков и консультационной деятельности.
Консультации.
Консультации по предметным дисциплинам и подготовка к итоговой аттестации подразумевают работу не с целым классом, а только заинтересованными учащимися. Без работы в малых группах проводить консультации было бы довольно затруднительно.
Так, например, консультацию по информатике в этом учебном году посещал ученик, который выбрал данный предмет на итоговую аттестацию по желанию.
Кружковая деятельность.
Кружковую работу по информатике просто невозможно представить без групповой деятельности. В кружок по ЛЕГО-конструированию записались учащиеся из разных параллелей. Деление на группы и введение соревновательного момента (см. приложение 3) помогло достичь результатов.
Поисковый метод. Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности. Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых – провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, собрать эмпирический материал, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования перед специальным экспертным советом, состоящим из преподавателей разных дисциплин, родителей, учащихся. Например, подготовка учащихся к лего-соревнованиям в творческой категории, был представлен проект «Лебедь, рак и щука» по мотивам басни Крылова И.А.
Внеурочная деятельность.
Групповой способ так же использовал во внеурочной деятельности:
а) при подготовке к олимпиадам; б) исследовательским работ НОУ.
Распространение педагогического опыта.
С представление своего педагогического опыта выступал на педагогическом совете в школе "Технологии обучения" по теме "Групповые формы обучения". На совещании при директоре выступал с докладом "О способах активизации познавательной деятельности учащихся". На методическом объединении учителей информатики в 2013 выступал с докладом "Групповые формы обучения". Проводил мастер-класс для учителей информатики на методическом объединении по теме "Использование метода проекта в группах". Участвовал в семинар - выставке проводимой в г. Москва по теме "Современные цифровые образовательные ресурсы" 2009г. На курсах повышения квалификации ГОУ ДПО ЧИППКРО в 2011г. выступал с рекомендациями по создания разноуровневого тестирования с опорой на групповую работу. Публикация в Интернете на сайте
Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию, они станут более уверенными, способными выражать и отстаивать свое мнение.
Как и у каждой педагогической технологии, групповые методы обучения имеют свои плюсы и минусы.
Достоинства
Недостатки
1. Все участники группы привлечены к активной деятельности.
2. Развивается ответственность за свои поступки.
3. Предоставляется возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.
4. Появляется необходимость анализа и самоанализа, для выявления недостатков и предотвращения их в последующих работах.
5. Возникает необходимость самообразования, поиск нужной информации в дополнительных источниках.
6. Знания по предмету становятся качественными.
7. Новый способ работы повышает заинтересованность учащихся.
8. Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач
9. Улучшается психологический климат в классе, развивается толерантность, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
1. Требует много времени от учителя при подготовке заданий.
2.Требует объяснения поставленных задач каждой группе.
3. Сложность деления на группы.
Литература
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1997.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.
Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975.
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект урока "Топология компьютерной сети"
Цель: показать топологии компьютерных сетей.
Задачи обучения: научить различать топологии.
Знать: виды топологий
Уметь: различать виды топологий сетей.
Задачи воспитания: повышать познавательную активность.
Задачи развития: развитие познавательных интересов, внимательности, логического мышления.
Тест по теме компьютерные сети. Меняемся работами и проверяем работу соседа сравнивая с ответами.
4. Объяснение нового материала.
Открываем тетради. Записываем число и тему сегодняшнего урока. Тема: топология компьютерной сети.
Топология – (от греч. - место) физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их каналами связи.
Первый вид:Топология типа линейная шина, все рабочие станции подсоединены к общему кабелю (называемый шина или магистраль)
Отправляемое рабочей станцией сообщение распространяется на все компьютеры сети. Каждая машина проверяет — кому адресовано сообщение и если ей, то обрабатывает его. Группы учащихся подготовившие доклад строят топологию. А строить мы ее будем вот каким образом:
В руках у меня вы видите ленточки. Это будут наши каналы связи. А компьютерами (т.е. узлами) сети будете вы. Вы будете выходить группами по 5 человек в центр класса. И ваша задача будет построить сеть, соединив друг друга ленточками. Вот эту папку мы будем передавать по нашим образовавшимся каналам связи. А все остальные внимательно смотрят и отмечают ошибки, если таковые возникнут. После обсудим и запишем.
А если мы добавим еще несколько рабочих станций?. Сможем ли мы так же быстро доставить пакет до адресата? – нет, не сможем. Значит, производительность нашей сети упадет.
А что у нас получится, если, скажем, одна из рабочих станций (ученик) выйдет из строя? (забираю одну ленточку) – ему нельзя будет передать файл, но отправить его дальше – можно. Верно.
А если у нас оборвется главный канал связи? (развязываю главную ленточку) – нарушится вся сеть. Правильно.
Спасибо, ребята. Садитесь.
Надеюсь, вы все внимательно смотрели и слушали. Поэтому давайте теперь запишем достоинства и недостатки этой сети.
Достоинства:
Небольшое время установки сети;
Дешевизна (требуется меньше кабеля и сетевых устройств);
Простота настройки;
Выход из строя рабочей станции не отражается на работе сети;
Недостатки:
Любые неполадки канала связи уничтожают работу всей сети;
Сложность поиска неисправностей;
С добавлением новых рабочих станций падает производительность сети.
Второй вид: Топология типа кольцо, рабочие станции подключены последовательно друг к другу, образуя замкнутую сеть.
Компьютер в сети получает данные от стоящего предыдущим в списке адресатов и перенаправляет их далее, если они адресованы не ему.
Вторая пятерка выходит ко мне и строит топологию “кольцо”.
Передаем информацию.
Отлично.
Что у нас получится, если, скажем, одна из рабочих станций (ученик) выйдет из строя?– ему нельзя будет передать файл. Верно.
А дальше по всей сети мы сможем отправлять? – сможем, но нам придется двигаться в другую сторону или переставить соединения. Правильно.
Спасибо, ребята. Садитесь.
Надеюсь, вы все внимательно смотрели и слушали. Поэтому давайте теперь запишем достоинства и недостатки этой сети.
Достоинства:
Простота установки;
Возможность устойчивой работы без существенного падения скорости передачи данных при интенсивной загрузке сети;
Недостатки:
Выход из строя одной рабочей станции, и другие неполадки (обрыв кабеля), отражаются на работоспособности всей сети;
Сложность поиска неисправностей;
Третий вид:Топология типа звезда, все компьютеры сети присоединены к центральному узлу.
Рабочая станция, которой нужно послать данные, отсылает их на концентратор, а тот определяет адресата и отдаёт ему информацию.
Третья пятерка выходит ко мне и строит топологию “звезда”.
Передаем информацию.
Отлично.
Что у нас получится, если, скажем, одна из рабочих станций (ученик) выйдет из строя?– ему нельзя будет передать файл. Верно.
А дальше по всей сети мы сможем отправлять? – сможем. Правильно.
А если из строя выйдет концентратор (центральный компьютер)? – вся сеть нарушится.
Как вы думаете, сколько максимально можно подключить рабочих станций? – столько, сколько можно подключить к концентратору. Т.е. количество ограничено.
Спасибо, ребята. Садитесь.
Надеюсь, вы все внимательно смотрели и слушали. Поэтому давайте теперь запишем достоинства и недостатки этой сети.
Достоинства:
выход из строя одной рабочей станции не отражается на работе всей сети в целом;
хорошая масштабируемость сети;
лёгкий поиск неисправностей и обрывов в сети;
высокая производительность сети;
Недостатки:
выход из строя центрального концентратора обернётся неработоспособностью всей сети;
больше кабеля, чем для большинства других топологий;
конечное число рабочих станций в сети ограничено количеством портов в центральном концентраторе.
Три вида топологии мы с вами разобрали. Есть еще один.
Четвертый вид: смешанная топология, объединение нескольких топологий.
Строится она, соответственно из нескольких топологий. Эта топология называется снежинка. Какие здесь используются виды? – кольцо и звезда.
Достоинства и недостатки: зависят от видов топологий.
Основными параметрами, определяющими внешний вид абзаца являются ... Укажите лишнее
выравнивание интервал отступ начертание
Расположение текста относительно границ полей страницы называется ... Укажите правильный вариант
отступ интервал выравнивание отступ первой строки
Расстояние между строками называется ... Укажите правильный вариант ответа
отступом первой строки (красная строка) отступом выравниванием интервалом
Вариант форматирования абзацев по единому образцу, применяемый для размещения в документе различных перечней называется ... Укажите правильный вариант ответа
списком выравниванием оглавлением отступом
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тема: Проект Автомобиль. Сбор модели, программирование дистанционного управления с использованием датчиков касания. Соревнования «Лабиринт».
Оборудование:
конструктор 9786;/nxt 2.0
ПК с установленной средой программирования Robolab 2.5.4./mindstorm
Содержание:
Для преподавателя:
У всех мальчишек (и у многих девченок тоже!) или была или есть игрушка автомобиль с дистанционным управлением. Собрать и самим запрограммировать такую – для детей очень интересно. Лабиринт создаем из всего, что есть под рукой, и масса удовольствия обеспечена.
Для детей:
Работаем в группах. На каждый набор конструктора по группе. Приходилось ли Вам когда-либо играть машинкой с дистанционным управлением? Мне да, и сейчас было бы очень интересно заставить поехать наш автомобиль туда, куда нам заходется в данный конкретный момент, а не согласно написанной заранее программе.
Сегодня нам предстоит собрать автомобиль – Вы можете сделать это пользуясь технологической картой, или собрать по своему – ваше право, что должно обязательно быть в конструкции вашего автомобиля – так это два датчика касания, присоединееных к портам 1 и 3 на длинном проводе.
Для успешного прохождения лабиринта нам необходимо запрограммировать следующие варианты движения:
Вперед;
Направо;
Налево.
Нужно ли движение назад? Конечно, но ведь оно может быть реализовано поворотом на 180 градусов и движением вперед. Поскольку у нас всего 2 датчика касания (которые могут быть либо нажаты, либо отпущены), не все возможные варианты мы может запрограммировать.
Для того чтобы программа могла проверить все варианты и в зависимости от показаний датчиков изменить движение модели, ей необходимо проверять значения обоих датчиков одновременно.
Для этих целей лучше всего использовать такие структуры программирования как ветвления.
Ветвление - это структура, позволяющая выбрать одну из ветвей выполнения программы, в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия. Т.е. она позволяет выбрать один из вариантов, в зависимости от условий.
Для реализации ветвления, в палитре команд нажмите кнопку - структуры. Затем нажмите кнопку . Перед вами появится окно, с вариантами ветвлений:
В котором вам нужно выбрать - касание, т.к. к нашей модели подсоединены только датчики касания. Ветки ветвления должны обязательно сливаться в одну. Это осуществляется размещением пиктограммы - слияние ветвлений, после условий реализованных этим ветвлением.
Вариант программы может выглядеть следующим образом:
Работать она будет так:
если не не нажат ни один датчик касания, то машинка едет прямо;
если нажат датчик, прикрепленный к порту 3, а датчик, прикрепленный к порту 1 – нет, то поворот направо;
если нажат датчик, прикрепленный к порту 1, а датчик, прикрепленный к порту 3 – нет, то поворот налево;
если нажаты оба – то остановка;
все повторяется с помощью структуры Прыжки.
А теперь какая группа быстрее соберет свою машину и запрограммирует ее.