Данная методическая разработка поможет обучающимся 9 классов развить умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
Просмотр содержимого документа
«Линейный алгоритм.»
Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
раздели на 2
вычти 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 12112 – это алгоритм:
раздели на 2
вычти 1
раздели на 2
раздели на 2
вычти 1,
который преобразует число 42 в число 4).
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Первое, что приходит на ум воспользоваться методом перебора всех вариантов. Но в этом случае есть вероятность запутаться, так как количество вариантов довольно большое. Поэтому, предлагаю графический метод решения.
Итак, запишем исходное число 65 по центру листа:
По условию у исполнителя всего 2 команды — раздели на 2 и вычти 1. В итоге после выполнения первой команды (из максимально возможных пяти) мы можем получить два числа:
65 /2 = 32,5
65 — 1 = 64
Но так как в условии указано, что Исполнитель работает только с натуральными числами, то число 32,5 мы сразу отбросим — оно не натуральное. Значит у нас получается такая картина:
шаг 1
Здесь над стрелочками указаны номера команд. Левая ветвь зачеркнута — число 32,5 натуральным не является. Это существенно облегчает нам дальнейшее решение. Значит рассмотрим только правую ветвь.
На втором шаге мы будем выполнять команды уже над числом 64. Получим такую картину:
шаг 2
Продолжаем. На третьем шаге команды необходимо произвести уже с двумя полученными числами — 32 и 63:
шаг 3
Здесь мы видим, что число 31,5 опять не удовлетворяет требованию натуральности. Продолжаем. Осталось немного Итак, четвертый шаг:
шаг 4
Число 15,5 мы сразу отбрасываем. Остался последний шаг! Можно опять отразить его графически:
задача 14 ГИА по информатике — шаг 5
А можно просто посчитать в уме. Мы видим, что нужное число 4 получено. В ответе нам нужно указать последовательность команд. Ее мы легко найдем, пройдя по стрелочкам от исходного числа 65 к полученному 4
2 1 1 1 1