Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Компьютерная грамотность" »
Утверждено на методическом совете
Директор школы:
_____________К.А.Ратбекова
«___»____________ ____г.
Программа
по информатике
для учащихся 5класса
"Компьютерная грамотность"
Составитель: учитель информатики Накишева С.Б.
2013-2014 у.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Новизна программы
Педагогическая целесообразность
Цели и задачи учебной дисциплины
Требование к подготовке учащихся
Формы занятии
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Ожидаемые результаты освоения программы.
Литература
Пояснительная записка
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса "Компьютер - друг" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Главная цель базового образования по курсу информатики состоит в формировании у обучающихся полного представления о современных средствах автоматизированного сбора, хранения и обработки информации и в применении основных программных продуктов сначала при решении их школьных, а затем и производственных задач. Базовое образование дает основные сведения по устройству используемых при обработке информации технических средств, по хранению различных видов информации в компьютере, по основам разработки собственного программного обеспечения.
Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.
Новизна программы.
Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования.
Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения. Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных технологий или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося.
Люди самых разнообразных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это исследователи в различных научных и прикладных отраслях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, модельеры тканей и одежды, фотографы и др..
Педагогическая целесообразность.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, соревнования, экскурсии.);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов соревнований и др.);
средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации.
Формы занятий:
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Цели и задачи учебной дисциплины
Изучение информатики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных объектах, технологиях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Содержание программы
Структура содержания курса в 5 классе определена следующими укрупнѐнными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Учебно-тематический план.
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1
Информация вокруг нас
8
7
1
2
Компьютер
6
5
1
3
Подготовка текстов на компьютере
7
6
1
4
Компьютерная графика
6
5
1
5
Создание мультимедийных объектов
5
4
1
Резерв
2
Итого:
34
Ожидаемые результаты освоения программы.
После завершения курса обучающийся будет знать:
Принципы работы ЭВМ;
Основные понятия и составные части ЭВМ;
Владеть основными компьютерными терминами и понятиями;
Методы настройки Windows;
Принцип работы графического редактора Paint.
Обучающийся будет уметь:
Использовать программы навигации ("проводник" и основные файловые менеджеры);
Производить запись информации на сменные носители.
Использовать базовые программы MS Windows;
Производить поиск информации и её сортировку;
Требования к подготовке учащихся в области информатики
Информатика. Практикум по информационным технология 7-9 класс Н.В. Макарова, Питер, 2004.
Информатика. Учебник Н.В. Макарова, Питер, 2001
Информатика. Задачник по моделированию 7-9 класс, Н.В. Макарова Питер, 2003.
Курс компьютерной технологии. О.Ефимов, АСТ, 2000.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP/Linux
Пакет офисных приложений MS Office 2003/2007
Календарно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
1
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
1
Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации.
1
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
1
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
1
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации.
1
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
1
Практическая работа. Поиск информации.
1
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
1
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
1
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью.
1
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
1
Практическая работа.
1
Текстовый редактор.
1
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
1
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Копирование фрагментов.
1
Проверка правописания, расстановка переносов.
1
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков.
1
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.