Составитель: Кидяйкина О.И. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Информатика – это наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Знание персонального компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда, актуально. Компьютер пришел в науку, культуру, экономику и образование. И сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Цель педагога дополнительного образования – формирование молодого поколения, готового жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Программа «Компьютерная грамотность» адаптированная на основе типовой программы по информатике. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использования другими людьми – одно из условий образовательной компетенции обучающегося. Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет дает возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники. Программа реализует техническую направленность. Основное назначение объединения «Информатика». Научить детей работать с вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами. Программа «Компьютерная грамотность» рассчитана на изучение основ информатики и вычислительной техники в системе дополнительного образования в течение двух лет. В зависимости от возраста детей, программа курса рассчитана на 2 года обучения:
Работа по программе состоит из теоретических и практических занятий. На практических занятиях проводятся как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала. В программе используются здоровьесберегающие технологии, для сохранения здоровья учащихся, которые включают в себя:
Программа предполагает проведение бесед, викторин и просмотр презентаций по правилам дорожного движения в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся. Занятия в группе 1 года обучения проводятся два раза в неделю по два часа. Всего 144часа в год. В группе 2 года обучения – два раза в неделю по 3 часа. Всего 216 часов в год. На занятиях объединения в процессе обучения следует принять все меры для обеспечения безопасности при работе с ПК.
Способы проверки результатов освоения программы после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания по данной теме. Для оценки знаний учащихся также используется пакет практических работ по каждому разделу. Компьютерное тестирование. При работе на компьютере каждый учащийся может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. Происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к педагогу. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость, управляя учебным процессом. Форма подведения итогов реализации образовательной программы – это готовность к информационной деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования, а также участие в различных конкурсах и проектной деятельности.
№ п/п | Тема | Количество часов | Всего часов |
Теория | Практика |
-
| Введение. Информация. Представление информации в компьютере. | 1 | 1 | 2 |
-
| Устройство компьютера. | 2 | 6 | 8 |
-
| Основные компоненты компьютера. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Дополнительные устройства ПК. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Виды памяти. Электронные носители информации. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Виды программ. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Операционная система WINDOWS.Основные элементы управления. | 4 | 10 | 14 |
-
| Операционная система «WINDOWS ХР». Настройка экрана, настройка рабочего стола). | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Операционная система «WINDOWS ХР». Настройка пользователей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Операционная система «WINDOWS ХР». Настройка окон, панели задач). | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Антивирусы. Антивирус Касперского. | 1 | 1 | 2 |
-
| Файловая система. Сжатие файлов и папок (архивация). | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Виды прикладных программ. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с компьютерным тренажером. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Элементы алгоритмизации. | 2 | 6 | 8 |
-
| Понятие алгоритма. Величины в алгоритме. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Постоянные и переменные величины. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Конструирование алгоритмов. Составление моделей и блок схем. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Конструирование алгоритмов. Линейный алгоритм, разветвление, повторение. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Пакет Microsoft offise 2007 | 1 | 3 | 4 |
-
| Программа Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office Access 2007. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Программа Microsoft Office PowerPoint 2007, Microsoft Office Outlook 2007. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Текстовый редактор Word. | 9 | 27 | 36 |
| Интерфейс текстового редактора Microsoft Word 2007. Главное меню, кнопка офис, строка состояния. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Создание и редактирование документа. Работа с текстом. Сохранение и открытие документа. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с текстом. Режимы работы с документом. Изменение масштаба и отображение дополнительных элементов документа. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с текстом. Выделение, выравнивание, изменения текста. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с текстом. Копирование и перемещение части текста. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с текстом. Замена текста другим текстом и удаление части текста. Сохранение документа в разных форматах. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Форматирование текста. Задание параметров шрифта и абзаца. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Форматирование текста. Работа со списками. Нумерованный и маркированный список | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Форматирование текста. Работа со списками. Многоуровневый список. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Форматирование текста. Работа со стилями. Применение имеющихся стилей. Создание, изменение и удаление стиля. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Форматирование текста. Тема документа. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Оформление документа. Работа с шаблонами. Создание шаблона. Создание документа на основе шаблона. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Оформление документа. Параметры страницы (поля, ориентация, размер, фон, границы). | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Оформление документа. Разрывы страницы и раздела. Нумерация строк. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Оформление документа. Колонтитулы, нумерация страниц, сноски. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с таблицами. Создание и удаление таблицы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с таблицами. Редактирование таблицы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с таблицами. Работа с данными таблицы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Программа Microsoft Office Power Point 2007. | 5 | 19 | 24 |
-
| Интерфейс программы PowerPoint 2007. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Создание, добавление и удаление слайдов в презентации. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Вставка текста, таблицы и рисунков в слайды. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Оформление слайдов. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Смена слайдов, настройка анимации. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Создание презентации с помощью мастера. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Изменение последовательности слайдов. Анимация текста, рисунков. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Power Point 2007. Создание собственной презентации. Добавление звука. | 1 | 3 | 4 |
-
| Создание презентаций. | 0,5 | 5,5 | 6 |
-
| Графический редактор PAINT. | 3 | 11 | 14 |
-
| Основные элементы. Выбор инструментов для рисования. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Работа с фрагментами изображения. Копирование цвета. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Рисование различных линий. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Рисование различных геометрических фигур (прямоугольник, параллелограмм, треугольник, окружность эллипс). | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Построение и копирование закрашенных изображений с фоном и без фона. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Создание различных рисунков. | 0,5 | 3,5 | 4 |
-
| Язык программирования ЛогоМиры. | 5 | 9 | 14 |
| ЛогоМиры. Интерфейс программы. Инструменты для рисования. | 1 | 1 | 2 |
-
| ЛогоМиры. Цвета и бегунки, кисти и шаблоны. Редактирование фона. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| ЛогоМиры. Определение цветов - частное и общее. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| ЛогоМиры. Выделение, копирование и удаление фоновой графики. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Оживляем картинку. Кто такие черепашки? | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Создание рисунков. | 2 | 2 | 4 |
-
| «Windows Movie Maker». | 3 | 5 | 8 |
-
| Интерфейс программы. Импортирование данных. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| «Windows Movie Maker».Монтаж фильма. | 1 | 1 | 2 |
-
| «Windows Movie Maker». Завершение создания фильма. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| «Windows Movie Maker». Создание собственного фильма. | 1 | 1 | 2 |
-
| Профилактика дорожно-транспортного травматизма. | 4 | - | 4 |
-
| Беседа на тему: «Знакомство с правилами дорожного движения». | 1 | - | 1 |
-
| Беседа на тему: «Мы пешеходы». | 1 | - | 1 |
-
| Просмотр презентация «Правила дорожного движения». | 1 | - | 1 |
-
| Викторина «Пассажир и пешеход». | 1 | - | 1 |
-
| Интернет | 3 | 5 | 8 |
-
| Что такое Интернет? Структура глобальной сети Интернет. | 1 | 1 | 2 |
-
| Загрузка файла с помощью браузера. | 0,5 | 1,5 | 2 |
-
| Электронная почта. Создание электронной почты (написать письмо, прочитать письмо. | 1 | 1 | 2 |
-
| Поиск информации в Интернете. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Всего: | 42 | 102 | 144 |
№ п/п | Тема | Количество часов | Всего часов |
Теория | Практика |
-
| Введение. История развития вычислительной техники. | 1 | 2 | 3 |
-
| Программное обеспечение компьютера. | 2 | 4 | 6 |
-
| Текстовый редактор WORD. | 7 | 35 | 42 |
-
| Специальные возможности работы с документами в MS WORD 2007. | 2,5 | 12,5 | 15 |
-
| Графические возможности WORD 2007. Вставка изображений из других приложений. | 4,5 | 22,5 | 27 |
-
| Microsoft Exsel. | 18 | 36 | 54 |
-
| Интерфейс программы Microsoft Exsel. | 1 | 2 | 3 |
-
| Структура рабочей книги. Операции над листами рабочей книги. | 1 | 2 | 3 |
-
| Перемещение по таблице. Выделение ячеек, диапазонов ячеек, столбцов и строк. | 1 | 2 | 3 |
-
| Изменение ширины столбцов и высоты строк. Ввод и редактирование данных в ячейках. | 1 | 2 | 3 |
-
| Форматирование ячеек. Выравнивание и объединение ячеек. | 1 | 2 | 3 |
-
| Форматирование ячеек. Очистка данных в ячейках и удаление ячеек. Заливка ячеек цветом. | 1 | 2 | 3 |
-
| Форматирование ячеек. Добавление границ ячеек. | 1 | 2 | 3 |
-
| Формулы в Microsoft Excel. Использование текста и ссылок в формулах. | 1 | 2 | 3 |
-
| Операторы. Арифметические и логические операторы. | 1 | 2 | 3 |
-
| Оператор ссылок и объединения 2-х строк текста в одну. | 1 | 2 | 3 |
-
| Функции в Microsoft Excel. Синтаксис записи функции. Ввод функций вручную и с помощью кнопки сигма. | 1 | 2 | 3 |
-
| Мастер функций. Общие сведения. Способы запуска. | 1 | 2 | 3 |
-
| Вставка вложенной функции. Переключение на другую функцию в формуле. | 1 | 2 | 3 |
-
| Основные функции. Математические и статистические функции. | 1 | 2 | 3 |
-
| Функции СУММЕСЛИ и СЧЁТЕСЛИ. | 1 | 2 | 3 |
-
| Логические функции ЕСЛИ, И, ИЛИ. | 1 | 2 | 3 |
-
| Создание диаграмм и графиков. | 2 | 4 | 6 |
-
| Microsoft Power Point. | 3 | 6 | 9 |
-
| Microsoft Power Point. Создание проектов с помощью презентаций. | 3 | 6 | 9 |
-
| Программа Adobe Photoshop. | 21 | 42 | 63 |
-
| Интерфейс графического редактора Adobe Photoshop. | 1 | 2 | 3 |
-
| Главное окно Adobe Photoshop. | 1 | 2 | 3 |
-
| Инструменты выделения, перемещения и обрезки. | 3 | 9 | 12 |
-
| Инструменты рисования и ретуширования. | 6 | 12 | 18 |
-
| Инструменты коррекции изображения. | 3 | 6 | 9 |
-
| Инструменты заливки. | 1 | 2 | 3 |
-
| Инструменты ввода текста. | 1 | 2 | 3 |
-
| Инструменты создания фигур. | 3 | 6 | 9 |
-
| Основные палитры Adobe Photoshop. | 2 | 4 | 6 |
-
| Профилактика дорожно-транспортного травматизма. | 3 | - | 3 |
-
| Беседа на тему: «История появления и развития правил дорожного движения». | 1 | - | 1 |
-
| Беседа на тему: «Общие правила движения пешеходов». | 1 | - | 1 |
-
| Просмотр презентации на тему: «Административный проступок. Ответственность за нарушение ПДД». | 1 | - | 1 |
-
| Язык программирования ЛогоМиры. | 8 | 16 | 24 |
-
| Команды движения, поворотов. Диалоговые окна черепашек. | 1 | 2 | 3 |
-
| Работа с меню форм. Создание, копирование формы. Команда Новая Форма. Импорт и экспорт форм. | 1 | 2 | 3 |
-
| Создание текстовых окон. Изменение размеров, характеристик и местоположения текстового окна. | 1 | 2 | 3 |
-
| Использование штампов, форм черепашки для оформления проекта. | 1 | 2 | 3 |
-
| Создание ролевого мультфильма. | 4 | 8 | 12 |
-
| Интернет. | 3 | 6 | 9 |
-
| Поиск информации в интернете. | 3 | 6 | 9 |
Всего: | 67 | 149 | 216 |