kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочное время в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на научно-практической конференции по результатам исследований в области педагогики и психологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочное время в начальной школе»










Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности в начальной школе.


















Подготовил:

Учитель математики и информатики

Ретюнская Д.А.





















г. Москва – 2017г.



В XXI веке человечество вошло в новую стадию своего развития –в стадию информационной эры. Сегодня нашу жизнь сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

Сегодня компьютер эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Это обусловлено, во-первых, требованием к современному выпускнику в умении находить информацию и выбирать из огромного потока необходимую; во-вторых, повышением интереса к предмету, в стремлении сделать урок более наглядным, интересным, динамичным и современным; в-третьих, использование компьютера на этапе проверки знаний делает этот процесс объективным; в-четвертых, почти у половины детей есть персональные компьютеры и они активно используют их при выполнении домашних заданий и творческих работ.

   Таким образом - использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальным вопросом современного школьного образования. 

Использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;

  • повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;

  • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.

   За урок учителю нужно успеть сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Урок обычно проходит в напряженном ритме. Здесь не обойтись без электронного помощника.

   Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. 

. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. 

   Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий.

Я считаю, что применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

Возможности применения компьютера огромны. Поэтому, применяю разные

направления использования.

- На теоретическом этапе урока изучение нового материала часто сопровождается показом схем, слайдов, окружающих объектов, снимков, графиков, диаграмм. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.

Институт новых технологий (официальное наименование с 22 декабря 2015 — Научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий» (Учреждение ДПО «ИНТ») существует и работает на благо российского образования с 1989 года. За эти годы специалистами Института было многое сделано для решения задач перестройки начального образования и формирования культуры использования информационных и коммуникационных технологий в среднем и коррекционном образовании. Образовательные решения и методики ИНТ прошли проверку и успешно реализованы во многих регионах нашей страны.

Мне в этом помогает компьютерная онлайн-поддержка курса Информатика 3-4 (авт. А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко), входящего в состав УМК «Школы России». Курс состоит из трех частей:

Информатика 3 (часть 1)

Информатика 3-4 (часть 2)

Информатика 4 (часть 3)

Курс подходит как для двухлетнего изучения (начиная с 3 класса), так и для трехлетнего (начина со 2 класса). Компьютерная поддержка каждого года обучения помимо компьютерных уроков содержит полное методическое описание всех компонентов курса, дополнительные и справочные материалы.

Данный курс разработан для дистанционной поддержки учителей, работающих по любому из компьютерных вариантов изучения курса «Информатика 3-4» Семенова А.Л., Рудченко Т. А. Данный курс необходимо использовать вместе с учебником, рабочей тетрадью и тетрадью проектов курса «Информатика 3-4» Семенова, Рудченко (входящими в комплект «Информатика 3-4»). В силу принятых в настоящее время требований СанПиН дети не могут находиться на уроке за компьютером более 10-15 минут, остальное время дети работают с учебником, рабочей тетрадью и тетрадью проектов курса «Информатика 3». В таком случае обычный (не проектный) урок будет строиться по следующему плану. На первом этапе урока дети изучают лист определений по учебнику. На втором этапе урока ребята решают 2-3 обязательные задачи из учебника. Чтобы учителю было проще ориентироваться в учебнике, в каждом уроке данного курса выложены страницы учебника (в формате ПДФ), которые относятся к данному уроку. Дети читают тексты задач по учебнику. Задачи с этих страниц ребята решают в специальных рабочих тетрадях. На последних 10-15 минутах урока ребята работают за компьютерами - решают задачи приведенных в данном курсе компьютерных уроков. Чтобы было легко найти компьютерный урок, относящийся к данному материалу из учебника, тематика уроков данного компьютерного курса полностью соответствует темам уроков из учебника. Кроме того в каждом варианте планирования в каждом уроке указан компьютерный ресурс, который нужно использовать на этом уроке. В основу структуры данного курса положено планирование стандартного компьютерного варианта изучения курса, в нем также 34 урока. Проектные уроки (как компьютерные, так и бескомпьютерные) обычно организованы по собственному плану, обеспечивающему необходимую смену видов деятельности. В данном курсе приведены все материалы, которые нужно использовать в каждом проекте - как компьютерные, так и бумажные. Подробное описание работы на каждом уроке дано в приведенных в курсе методических комментариях к соответствующему уроку. В расширенный вариант изучения курса включены некоторые компьютерные проекты, которых в стандартном варианте вообще нет. Описания таких проектов можно найти в последнем блоке «Дополнительные компьютерные проекты».

Использование программ Word, Paint, PowerPoint для оформления рефератов, докладов, открыток, создания презентаций.

С помощью данных программ создаются доклады, рефераты, сообщения, открытки, а также слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Это может сделать как учитель, так и дети. Все эти работы используются на отдельных этапах урока.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет расширить рамки учебника, углубить знания учащихся, проиллюстрировать учебный материал, что делает учебный процесс по освоению его содержания по-настоящему интересным.

На уроках информатики я часто использую цифровые образовательные ресурсы. Наиболее востребованными являются диски: «Информатика. 3 классы», электронные уроки и тесты «Информатика 5 классы», «Электронная тетрадь по информатике 5 класс», в которых есть видео, фото и текстовые материалы к каждому уроку учебной программы по предмету. Хотелось бы отметить, что использование ресурсов медиатеки открывает неограниченные возможности для реализации творческих планов как учителей, так и учащихся. Применение цифровых образовательных ресурсов облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом (например, при изучении темы «История развития ЭВМ»).

Цифровые образовательные ресурсы удобны для создания презентаций к урокам. Диски снабжены большим фотоматериалом, имеют много звуковых и видеофрагментов, текстовые анализы произведений. Во многих дисках просматривается межпредметная связь, что позволяет удовлетворить познавательный интерес к различным школьным предметам. Также цифровые образовательные ресурсы предоставляют возможность решать задачи как дифференцированного, так и индивидуального обучения.

Однако, используя ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых cлабых и пассивных.


Во внеурочное время, мною ведутся кружки по информатике. В кружковой деятельности учащиеся работают в среде Перволого, Логомиры.

Мультимедийная среда ПервоЛого уже несколько лет активно используется в московских школах, ее изучение вошло в программу подготовки учителей начальной школы, реализующих новый ФГОС НОО. В ПервоЛого можно создавать проекты, даже не умея читать и считать — как очень простые, состоящие из картинки и текста или звука, так и весьма сложные, включающие в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет черепашка. Написать программу в ПервоЛого очень просто: вся последовательность команд собирается, словно из кубиков, из элементарных действий, представленных в виде понятных и наглядных картинок-пиктограмм. ПервоЛого может использоваться на занятиях по обучению грамоте и компьютерному письму, для развития речи, творческих и математических способностей детей, алгоритмического мышления, освоения компьютерных мультимедийных технологий и основ программирования, а также навыков коллективной работы. В состав ПервоЛого входит модуль ЛогоКлавиатор — практикум по клавиатурному письму и русскому языку для учащихся 1—4-х классов (обучение клавиатурному письму вошло в ФГОС НОО). Теперь работая в среде ПервоЛого, дети могут быстро переключаться от творческих проектов на совершенствование в клавиатурном письме и выполнение упражнений по русскому языку из встроенного набора заданий. Ребенку, освоившему в начальной школе ПервоЛого, не составит труда перейти к работе в ЛогоМирах со всеми ранее созданными им проектами. При этом в единой среде ребенок живет от 1-го до 9-го класс.

Еще одно направление - использование Интернет сервисов.


Современные Интернет сервисы привлекательны не только наличием разнообразного текстового материала, но и мультимедийного, что повышает заинтересованность ученика в образовательном процессе и самостоятельном поиске информации.

Перечислю только некоторые из них:

- Mindomo (https://www.mindomo.com/ru/) – онлайн-сервис для создания ментальных карт, содержащих текст, фотографии, рисунки, звук, видео, гиперссылки. Бесплатный аккаунт Mindomo позволяет создавать до трёх карт памяти.



- Nearpod — это англоязычная программа, позволяющая учителю транслировать презентацию на планшеты учеников. Учитель листает слайды, задавая самостоятельно темп занятия, вовлекает детей в процесс выполнения заданий и в реальном времени отслеживает результат. Всё, что демонстрирует учитель на своем экране - то же видят ученики. Все ответы на опросы и тесты поступают учителю. В результате у всех учеников на экране создается единая образовательная среда. В эту образовательную среду кроме слайдов можно вставить видео (с Youtube), сайты, тесты, опросы, голосования и другие интерактивности.


- Padlet - коллективный блог или ещё одинспособ организации совместной деятельности

Padlet – бесплатный сервис для быстрого обмена заметками исовместной работы над проектами. Ресурс расположен по адресуhttps://ru.padlet.com/, имеет русскоязычный интерфейс, прост в освоении и нетребует никакой начальной подготовки. Зайдя на сайт, пользователь сразуполучает доступ к возможностям сервиса и может начать пользоваться егофункциями даже без регистрации.

-Plickers – онлайн сервис

Карточки с QR кодом для учеников, компьютер и одно мобильное устройство с выходом в сеть Интернет – всё, что нужно, чтобы провести опрос в классе!

- ThingLink.( http://www.thinglink.com/)

Возможности - сервис позволяет превращать статические картинки в интерактивные объекты за счет установки меток на выбранную часть иллюстрации, где пользователи могут подробно узнать о различных частях изображения, просто наведя мышь на метку. Вид метки может быть различным: разноцветный кружок, небольшая иконка. В саму метку  можно добавить информацию, представленную в различных видах:

  • текст

  • ссылку на веб-страницу с дополнительной информацией об указанном объекте

  • ссылку на видео с YouTube и Vimeo, причем видео можно проиграть наведя указатель мыши на метку

  • ссылку на аудио

- Викторины Kahoot!

- Викторины Quizizz

- LearningApps.org содержит множество готовых интерактивных заданий: кроссворды, ребусы, «парочки» и многое другое. Кроме того, множество заданий и учитель и ученики могут создать сами.

И ещё много других интернет-сервисов.

Ещё одно направление - подготовка к олимпиадам.

На протяжении многих лет мои ученики участвуют в олимпиадах по информатике:

- Всероссийский конкурс – игра «КИТ- компьютеры, информатика, технологии»;

- Всероссийский конкурс по информатике «Алгоритм»;

- Международная игра – конкурс по информатике «Инфознайка»



Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики позволило достичь следующих результатов:

  1. Отсутствие неуспевающих по предмету.

  2. Стабильные результаты качества знаний.

  3. Учащиеся стали более инициативными и самостоятельными.

  • Повысилась активность учащихся во внеклассных мероприятиях школы.

  • Учащиеся сами оформляют классные уголки, выпускают поздравительные открытки.

  • Выполняют сообщения, рефераты, мультимедийные презентации, буклеты и другие творческие работы

Информационно-коммуникационные технологии решили проблему дефицита наглядности, так как содержат многочисленные карты, иллюстрации, кинофрагменты и анимации. ИКТ позволили осуществить более эффективный контроль знаний учащихся через тесты, практические работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочное время в начальной школе

Автор: Ретюнская Диана Александровна

Дата: 03.02.2020

Номер свидетельства: 538245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебная программа 7го класса по информатике к учебнику Угриновича Н. Д "
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaia-proghramma-7gho-klassa-po-informatikie-k-uchiebniku-ughrinovicha-n-d"
    ["file_id"] => string(6) "128915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415606899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Представила результаты своей внеурочной деятельности в начальной школе № 2 по программе "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(116) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-2-po-proghrammie-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212157"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431770826"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта урока "Управление компьютером с помощью меню" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-upravlieniie-komp-iutierom-s-pomoshch-iu-mieniu"
    ["file_id"] => string(6) "143055"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418415858"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "представила результаты своей внеурочной деятельности по рабочей программе  кружка "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(111) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-rabochiei-proghrammie-kruzhka-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431841294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства