Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных средств на уроках информатики»
Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении.
Интерактивность – это способность информационно коммуникационной системы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Говорят, что система «умная», то есть обладает каким-то интеллектом.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Электронный карандаш позволяет управлять компьютером через активный экран и делать аннотации в любом приложении Windows и на страницах электронного поля.
С помощью специального программного обеспечения для интерактивных досок можно работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.
Можно рассмотреть три формы интерактивности:
Реактивная интерактивность: обучающиеся отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
Действенная интерактивность: обучающиеся управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
Взаимная интерактивность: обучающиеся и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.
Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:
- управление объектами на экране с помощью мыши;
- линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
- иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
- диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
- обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
- конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
- рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований.
В условиях информационного общества информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) должны стать необходимой составляющей образовательного процесса в КГУ. ИКТ можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Введение информационных объектов и технологий в образовательный процесс ОУ может дать необходимый социальный и экономический эффект только при условии, что создаваемые и внедряемые информационные объекты и технологии будут естественным способом интегрированы в процесс функционирования ОУ.
Использование интерактивного оборудования в КГУ.
Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
Эффективность обучения ИКТ учащихся школы зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Соединение ИКТ и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Основной упор при этом делается на адаптивной системе обучения, базирующейся на информационных технологиях, которая создает наиболее благоприятную среду для развития детей с уже проявленной одаренностью и прочную основу для построения дидактической системы развития потенциала, имеющегося у каждого учащегося, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучаемого.
Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность мультимедиа, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности.
Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Эти и ряд других возможностей слабо еще осознаны педагогами, что не позволяет в полной мере использовать учебный потенциал
Использование интерактивного оборудования в обучении по сравнению с персональным компьютером имеет значительные преимущества:
свободная поза ребенка (можно просто стоя или сидя на ковре);
большое расстояние от экрана для всеоб-
щего обозрения (отсутствие воздействия электромагнитного излучения монитора);
отсутствие перегрузок на суставы кистей.
Занятие с интерактивной доской
Занятия проводит учителем, владеющий ИКТ во время, определенное образовательной программой.
Занятие может включать в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
Активное познание детьми окружающего мира. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
Моделирование различных ситуаций и среды, изменение предметно-знаковой среды на экране монитора, благодаря применению мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники).
Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми. Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Совместные действия детей способствуют развитию общения между ними, обогащению речи, готовят к обучению в школе.
Позволяет усилить мотивацию ребенка. Одновременно с тягой дошкольника к общению и совместной деятельности со взрослыми у него появляется и другой мотив - стремление к самоутверждению.
Позволяет ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.
Одно из главных условий внедрения ИКТ в образовательный процесс детских игр -с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера и интерактивной доски, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников.