Просмотр содержимого документа
««Использование игровых технологий на уроках информатики»»
«Использование игровых технологий на уроках информатики»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.
В настоящее время происходит увеличение умственной нагрузки школьников на уроках информатики. Это в свою очередь заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать использование игровых технологий, которые позволяют не только создать информационную обстановку, стимулирующую интерес к работе (усиливается стремление добиться успеха), но и в определенной мере решить проблему «слабых учащихся», а также способствуют формированию способностей применять на практике полученные знания.
В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.
Среди учителей информатики немало людей, преданных своей профессии, подлинных энтузиастов своего дела. Но их энергия часто непродуктивно расходуется на кустарное изготовление пособий, подборку и размножение материалов. Остро стоит проблема повышения квалификации учителей.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз, хорошая оценка).
Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:
привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
вызывает у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение, в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
способствует усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.
Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:
цель игры. Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание;
сколько учеников будет принимать участие в игре? Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих;
какие материалы и пособия понадобятся для игры? Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;
необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными;
на какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;
на каком этапе лучше применить игру. Это зависит от дидактических и педагогических целей игры;
как обеспечить более полное участие детей в игре. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей;
как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;
подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;
какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.
Любую компьютерную развивающую или обучающую игру важно применять в нужное время, на нужном этапе уроке. При отборе компьютерных игр необходимо учитывать следующие принципы:
гуманистичностъ;
функциональность;
мотивационная отнесенность;
эмоциональная включенность;
контролируемость;
прозрачность;
сопряженность действия и результата.
Чаще всего на уроках информатики используют следующие игровые элементы:
анаграмма;
разновидности кроссвордов;
ребус;
интерактивная система Votum Play;
интерактивная система опроса и голосования Votum e-rating;
маршрутные листы;
урок-игра.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.