kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика использования игровых технологий на уроках в начальной школе. Педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. Интерактивные игры, направленные на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики»

Творческая работа.  Автор: учитель МБОУ НШ №17 Русинова Н.В.

Творческая работа.

Автор: учитель МБОУ НШ №17 Русинова Н.В.

По мнению большинства отечественных ученых и педагогов, одними из основных недостатков традиционного обучения выступают: непомерно большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний;  недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на учителя.  Поэтому при выборе темы работы я основывалась на потребностях современного учебного процесса, ориентированного в значительной степени на развитие личности ребенка и активизацию познавательной деятельности младших школьников .

По мнению большинства отечественных ученых и педагогов, одними из основных недостатков традиционного обучения выступают:

  • непомерно большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний;
  • недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на учителя.

Поэтому при выборе темы работы я основывалась на потребностях современного учебного процесса, ориентированного в значительной степени на развитие личности ребенка и активизацию познавательной деятельности младших школьников .

Цель и задачи работы: Цель: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики, посредством использования игровой технологии.  Задачи:

Цель и задачи работы:

Цель: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики, посредством использования игровой технологии.

Задачи:

  • Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках в начальной школе.
  • Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
  • Разработать игры для использования на уроках информатики во 2 классе.
Актуальность темы развития познавательной активности при овладении информатикой в начальной школе определяется противоречиями между:

Актуальность темы развития познавательной активности при овладении информатикой в начальной школе определяется противоречиями между:

  • насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса;
  • потребностями современного учебного процесса, ориентированными в значительной степени на развитие личности ребенка, формирование системного мировоззрения, познавательных компетенций и устоявшимся содержанием, методами, формами и средствами обучения в начальной школе;
  • потребностью семьи, общества в активизации познавательной деятельности младшего школьника и практическим отсутствием соответствующей педагогической модели.
Указанные противоречия определяют проблему – это выявление педагогических условий, приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности в процессе овладения информатикой. выводу

Указанные противоречия определяют проблему – это выявление педагогических условий, приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности в процессе овладения информатикой.

выводу

Игровые педагогические технологии. Игра является одним из важнейших путей активизации творческой активности и познавательного интереса учащихся. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые педагогические технологии.

Игра является одним из важнейших путей активизации творческой активности и познавательного интереса учащихся.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Этапы урока:

Этапы урока:

  • Мотивация учебной деятельности. Итоговое повторение. Погружение в учебно-игровую среду. «Информационная минутка». (5 мин.)
  • Изложение нового материала (эвристическая беседа, чтение текстов из учебника, дискуссия, просмотр презентации, игра). (10 мин.)
  • Физкультминутка. (Использование оздоровительных методик восстановления школьников). (1 мин.)
  • Закрепление нового материала в процессе выполнения заданий в рабочей тетради, интерактивной игры. (5 мин.)
  • Подготовка к компьютерному практикуму (повторение правил техники безопасности, постановка задачи и пр.) (2 мин.)
  • Компьютерный практикум с использованием игровых обучающих программ, электронного пособия. (10 мин.)
  • Подведение итогов и постановка домашнего задания. (2 мин.)
Информационные минутки Дети делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике. Изготавливают книжку, рассказывающую о назначении устройств персонального компьютера.

Информационные минутки

Дети делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике.

Изготавливают книжку, рассказывающую о назначении устройств персонального компьютера.

Интерактивные игры В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции Федерального государственного образовательного стандарта названо развитие личности ребенка . Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе. В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать «готовность человека к инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Интерактивные игры

В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции Федерального государственного образовательного стандарта названо развитие личности ребенка . Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе. В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать «готовность человека к инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Моей главной задачей было – создать условия для проявления инициативы учениками, не давать готовые знания, а побуждать их к самостоятельному поиску. Устойчивый результат обучения достигается в том случае, когда перед учениками поставлена цель, и он знает, как к ней идти. Учитель помогает определить направление и способ действий.

Моей главной задачей было – создать условия для проявления инициативы учениками, не давать готовые знания, а побуждать их к самостоятельному поиску. Устойчивый результат обучения достигается в том случае, когда перед учениками поставлена цель, и он знает, как к ней идти. Учитель помогает определить направление и способ действий.

К принципам интерактивного обучения относятся:

К принципам интерактивного обучения относятся:

  • опора на опыт обучаемых (преобразование имеющегося опыта);
  • активность обучаемых (физическая, социальная и познавательная);
  • позиция учителя: консультант-фасилитатор (помощник, посредник) – обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д.)
Интерактивные игры, которые я использую на 2 и 4 этапах урока несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы.

Интерактивные игры, которые я использую на 2 и 4 этапах урока несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы.

Используется на этапе знакомства с новым материалом по теме «Приемники информации» Ход игры:

Используется на этапе знакомства с новым материалом по теме «Приемники информации»

Ход игры:

    Тема урока:  «Виды информации» Цель игры:  закрепить и обобщить знания о видах информации, отработать навыки контроля в паре.

    Тема урока: «Виды информации»

    Цель игры: закрепить и обобщить знания о видах информации, отработать навыки контроля в паре.

    Ход игры: «Гости» ищут свободного партнера («Хозяина»), отмечаются, выполняют задание. «Хозяева» проверяют и оценивают работу. Цель игры: закрепить полученные знания. Дата:____________________________. Фамилия, имя

    Ход игры:

    «Гости» ищут свободного партнера («Хозяина»), отмечаются, выполняют задание. «Хозяева» проверяют и оценивают работу.

    Цель игры: закрепить полученные знания.

    Дата:____________________________.

    Фамилия, имя "хозяина"- владельца карточки:____________________

    Фамилия, имя "гостя"

    Задания

    Оценка

    Выбери нужное:

    Человек получает тактильную информацию, когда он:

    - смотрит телевизор;

    - нюхает цветы;

    - гладит кошку;

    - ест яблоко.

    Найди лишнее по смыслу.

    Арифмометр, счеты, калькулятор, дисковод.

    Составь и запиши восемь трехзначных чисел, используя только две цифры цифрового алфавита:

    5 и 3.

    Цель игры: закрепить и обобщить знания по теме. Класс делится на 2 равные части. Группы образуют два круга, так чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно. Пары «Карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.

    Цель игры: закрепить и обобщить знания по теме.

    Класс делится на 2 равные части. Группы образуют два круга, так чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно. Пары «Карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.

    Тема урока: « Текст и его смысл Цель игры: закрепить, систематизировать знания по теме.  Образец парной карточки II (среднего) уровня сложности. Тема: «Текст и его смысл». Задание: Переставь буквы, чтобы слово имело смысл. КЕТСТ МАБАГУ ТОРНИМО ОЛИСЧ ВИКЛУРАТА ЫШЫМ ФРГИАК СТКИДОЖЙ УХЛС Имя, Фамилия _________________________________________

    Тема урока:

    « Текст и его смысл

    Цель игры: закрепить, систематизировать знания по теме.

    Образец парной карточки II (среднего) уровня сложности.

    Тема: «Текст и его смысл».

    Задание: Переставь буквы, чтобы слово имело смысл.

    КЕТСТ МАБАГУ ТОРНИМО

    ОЛИСЧ ВИКЛУРАТА ЫШЫМ

    ФРГИАК СТКИДОЖЙ УХЛС

    Имя, Фамилия

    _________________________________________

    Дидактические компьютерные игры. Компьютерные программы направлены на развитие:  восприятия;  воображения;  ориентации в пространстве;  образного мышления;  логического мышления;  творческих способностей. Компьютерные игры являются естественным путем приобщения младших школьников к новым информационным технологиям, активизируют познавательную деятельность младших школьников. Использование ЗУН учащихся в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

    Дидактические компьютерные игры.

    Компьютерные программы направлены на развитие:

    • восприятия;
    • воображения;
    • ориентации в пространстве;
    • образного мышления;
    • логического мышления;
    • творческих способностей.

    Компьютерные игры являются естественным путем приобщения младших школьников к новым информационным технологиям, активизируют познавательную деятельность младших школьников.

    Использование ЗУН учащихся в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

    Информатика в картинках Для облегчения процесса усвоения новых понятий информатики используется книжечка с картинками, своеобразный конспект пройденного материала. Условные заменители, схемы и картинки, которые используются в  ней, способствуют развитию творческого воображения, позволяют опредметить абстрактные понятия и таким образом более прочно усвоить материал курса. Дети делают ее в течение всего учебного года. Каждая новая страничка появляется после очередного урока, как домашнее задание. Создание книжки вызывает живой интерес у учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску знаний, поддерживает высокую активность.

    Информатика в картинках

    Для облегчения процесса усвоения новых понятий информатики используется книжечка с картинками, своеобразный конспект пройденного материала. Условные заменители, схемы и картинки, которые используются в ней, способствуют развитию творческого воображения, позволяют опредметить абстрактные понятия и таким образом более прочно усвоить материал курса.

    Дети делают ее в течение всего учебного года. Каждая новая страничка появляется после очередного урока, как домашнее задание.

    Создание книжки вызывает живой интерес у учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску знаний, поддерживает высокую активность.

    Результативность Одним из подтверждений эффективности выбранной технологии является показатель степени обученности учащихся (СОУ). Этот показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Данное исследование проведено по результатам контрольных работ. 2009-2010 уч.год. Ежегодное анкетирование детей показывает, что им очень нравится предмет информатика, что они хотели бы увеличить количество занятий и узнать побольше о компьютерах и новых интересных программах.

    Результативность

    Одним из подтверждений эффективности выбранной технологии является показатель степени обученности учащихся (СОУ). Этот показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Данное исследование проведено по результатам контрольных работ.

    2009-2010 уч.год.

    Ежегодное анкетирование детей показывает, что им очень нравится предмет информатика, что они хотели бы увеличить количество занятий и узнать побольше о компьютерах и новых интересных программах.

    Заключение Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что применение игровой технологии повлияло на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показали, что в процессе использования интерактивных игр изменяется психологический климат на уроке. Ученик испытывает ощущения успешности, включается в активную деятельность. Повышается уровень обученности и воспитанности класса. Новизна работы состоит в том, что все уроки разработаны c использованием игровой технологии и в соответствии с принципами интерактивного обучения (опора на опыт обучаемых, активность обучаемых, позиция учителя – консультант-фасилитатор).

    Заключение

    Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что применение игровой технологии повлияло на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показали, что в процессе использования интерактивных игр изменяется психологический климат на уроке. Ученик испытывает ощущения успешности, включается в активную деятельность. Повышается уровень обученности и воспитанности класса.

    Новизна работы состоит в том, что все уроки разработаны c использованием игровой технологии и в соответствии с принципами интерактивного обучения (опора на опыт обучаемых, активность обучаемых, позиция учителя – консультант-фасилитатор).

    Положительными моментами своей работы считаю:

    1). На уроке происходит частая смена видов деятельности и форм организации учебного процесса.

    Такой подход не утомляет детей, не подавляет личность, а наоборот, способствует ее творческому развитию.

    2). Использование «Информационных минуток» в начале урока способствует активизации познавательной деятельности младших школьников. Принимая активное участие в диалоге ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике. Это побуждает их "добывать" новую информацию.

    3) Собственноручно изготовленная детьми книжка с картинками, обобщающими схемами, стихами способствует развитию творческого воображения, позволяет опредметить абстрактные понятия и таким образом более прочно усвоить материал курса. Создание такой книжки вызывает живой интерес у учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску знаний, поддерживает высокую активность.

    4) Использование игровых методов обучения ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины, активизации познавательной деятельности.

    5) В ходе использования обучающих, развивающих и контролирующих игровых компьютерных программ происходит формирование у детей навыков принятия решения, умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

    6) Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, помогает восстановить оперативную работоспособность обучающихся.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Информатика

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: Прочее.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Русинова Наталья Викторовна

    Дата: 14.08.2015

    Номер свидетельства: 225360

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(142) "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики. "
        ["seo_title"] => string(87) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-informatiki"
        ["file_id"] => string(6) "110119"
        ["category_seo"] => string(11) "informatika"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1405563288"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
        ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
        ["file_id"] => string(6) "240181"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1444967025"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(58) "План работы по самообразованию "
        ["seo_title"] => string(31) "plan-raboty-po-samoobrazovaniiu"
        ["file_id"] => string(6) "163424"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1422471583"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(150) "Доклад на тему:"Использование новых информационных технологий в начальной школе" "
        ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
        ["file_id"] => string(6) "156801"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1421491146"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(102) "Рабочая программа неаудитороной занятости "Логознайка""
        ["seo_title"] => string(54) "rabochaiaproghrammanieauditoronoizaniatostiloghoznaika"
        ["file_id"] => string(6) "279709"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1453283626"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства