kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использования ИКТ на уроках информатики как средства повышения качества знаний и развития творческих способностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.

Как показывает практика, у учащихся, начиная уже с пятого  класса, пропадает интерес к отдельным предметам. Причин может быть много, вот несколько из них:

  • неинтересно ранее излагался материал;
  • пробелы в знаниях из-за пропусков уроков, следовательно, непонимание материала;
  • трудности в изучении отдельных тем;
  • считают, что знания по этому предмету не пригодятся им в дальнейшем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использования ИКТ на уроках информатики как средства повышения качества знаний и развития творческих способностей обучающихся»

Использования ИКТ на уроках информатики как средства повышения качества знаний и развития творческих способностей обучающихся

Ермошина С.Г., учитель информатики

МБОУ «Гимназия» г.Протвино Московской области



Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.

Как показывает практика, у учащихся, начиная уже с пятого класса, пропадает интерес к отдельным предметам. Причин может быть много, вот несколько из них:

  • неинтересно ранее излагался материал;

  • пробелы в знаниях из-за пропусков уроков, следовательно, непонимание материала;

  • трудности в изучении отдельных тем;

  • считают, что знания по этому предмету не пригодятся им в дальнейшем.

Не исключением становится и предмет информатика. Но учащиеся еще не осознают, что в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Поэтому перед учителями информатики встают следующие задачи: привить интерес к предмету, разъяснить и показатьего значимости в современном обществе.

К началу обучения в школе учащиеся имеют разный уровень знаний по информатике. Это зависит от многого: есть ли у них свободный доступ к компьютеру, изучали ли они ранее где-нибудь информатику, от личной заинтересованности. От того, как я поставлю задачу, смогу ли заинтересовать учеников, учту ли индивидуальные достижения каждого, зависит успешность их обучения.

Интерес к изучению информатики, как и любого другого предмета, во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы обучения, которые позволяют внедрять в работу разнообразные методы и приемы, способствующие вовлечению каждого ребенка в познавательный процесс, нацеливают его на положительный результат.

О значимости урока информатики, мы говорим на первых же уроках, приводя примеры использования компьютеров в различных сферах деятельности и разбирая понятия информационная культура, информатизация общества, компьютерная грамотность.

На уроках информатики происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе при выполнении самостоятельных практических работ, где ребенок сам выбирает тему, подбирает материал и защищает его на уроке. Так, например, учащиеся младших классов при изучении графического редактора Paint создают открытки на праздники мамам, папам, учителям, в текстовом редакторе ко Дню учителя - они писали поздравления учителям, распечатывали и делали стенгазету, коллажи.

При изучении программы Power Point (для создания презентаций) учащиеся представляли работы на следующие темы:

  • теле-игра «Кто хочет стать миллионером?»,

  • любимые музыкальные группы,

  • «Кулинария»

  • «Кеды. Способы шнуровки»,

При изучении темы «Создание сайтов»:

  • «Анатомия человека»

  • «Каталог машин»

  • «Все необычное»

  • «Электронная библиотека»

  • «Постройки»

  • «Граффити» и т.д.

которые развивают их познавательную деятельность и расширяют кругозор, как самих учеников, так и их одноклассников.

Темы для работ ребята выбирают сами, в зависимости от их интересов, увлечений, пристрастий. В этих работах ученики могут проявить свои творческие, дизайнерские способности, научится пользоваться дополнительной информацией из книг, журналов, Internet. Они дают толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста выпускника гимназии. Происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, развивается творческое мышление.

Укрепляя, воспитывая духовность через творчество, мы помогаем учащимся увидеть, оценить и создать красивое: оформить свои результаты, создать оригинальные работы, умело использовать графику и цвет.

На разных этапах урока я и сама использую компьютерные презентации, видеофрагменты для наглядности, красочности изложения теоретического и практического материала:  

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи.

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Проведение физкультминуток.

- Проведение рефлексии.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

- Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.

На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся. Именно поэтому на уроках я наглядно стараюсь показать учащимся все возможности и сферы применения изучаемого программного обеспечения (текстовый редактор Word; электронные таблицы Microsoft Excel; технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации; технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint; создание видеороликов в Windows Move Maker или Киностудия; программирование в Паскале; работа в «Кумире», «Мир информатики»). Во внеурочной деятельности младших школьников для развития логического мышления в игровой форме использую программу «Мир информатики» для составления команд исполнителя, программу «Мульти - Пульти» для создания мультфильма. Такие программы позволяют сделать процесс обучения живым и увлекательным.

Очень помогают в работе материалы Л.Л.Босовой http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3.


Ребята с интересом используют изученные программы для создания своих проектов. Тематика творческих работ охватывает не только предметную область “Информатика и ИКТ”, но и другие школьные дисциплины. Наиболее удачные работы учащиеся представляют на гимназических, городских и т.п. конкурсах, конференциях. Например, некоторые из них:

  • мультимедиа проекты “Морское дно»; «Электронная кулинария», «Моя любимая мама»

  • интегрированная работа математика и информатики «Рисунки на координатной плоскости»;

  • интегрированная работа математика и информатики «Использование VisualBasic при решении неопределенных уравнений»;

  • проект-программа «Если под рукой нет VB»;

  • проект – игра «Виселица» (программа на VisualBasic)

  • web-сайты «Анатомия человека», «Электронное портфолио», «Моя малая Родина. Город Протвино», «Роботы»

  • видеоролики «Я иду, шагаю по Москве», «Мой отдых в Черногории», «Помним, гордимся, стремимся…»

  • мультфильм «Книга – лучший друг человека»

С интересом проходят интегрированные уроки. Взаимосвязь предметов дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость уроков информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ. Например, с уроками

  • математики: решение задач на метод координат – 5, 6 классы, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel - 9 класс; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic – 9, 10 классы;

  • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование VisualBasic) – 9-10 классы;

  • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint – 5 класс, построение чертежей в векторном редакторе Компас – 7, 8 класс.

В условиях современного образования все большее внимание уделяется вопросу воспитания патриотизма, любви к Отечеству и малой Родине. Учащиеся с интересом участвуют в конкурсах патриотической направленности и занимают призовые места:

  • Всероссийский конкурс, посвященный Дню защитника Отечества “23 февраля - Красный день календаря!” (социальный ролик) (1 место)

  • Международный конкурс «Мечталкин» Номинация «Горжусь тобой, моя Россия» Работа «Санкт-Петербург: прошлое и настоящее» (1 место)

  • Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» Номинация «Салют Победы! Посвящается 71-й годовщине Победы в Великой отечественной войне» Работа «Город Воинской Славы» (1 место)

  • Всероссийский конкурс «Знакомьтесь, моя мама!» (мультимедийная презентация) (3 место)

  • Всероссийский конкурс “Женский чудный день весенний” (мультимедийная презентация) (2 место)

  • Всероссийский конкурс “Георгиевская лента” (видеоролик) (участник)

  • Всероссийский конкурс “Вставай, страна огромная” (ролик) (участник)

  • «Мой уголок России. Моя малая Родина. Московская область город Протвино» (сайт) (1 место)

  • «Мой уголок России. Моя малая Родина. Московская область город Протвино» (ролик) (1 место)

  • Всероссийский конкурс «Не дадим наш лес в обиду» (номинация: фотогалерея) (1 место)

Нельзя обойтись и без использования возможностей Интернета. Например, on-line тестирования при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ (http://www1.ege.edu.ru/online-testing/inf, http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Informatics-EGE-15/Default.aspx, http://inf.reshuege.ru, http://gia-online.ru), ЭОР для объяснения и закрепления материала http://www.school-collection.edu.ru. Или, например, интернет – уроки.

В настоящее время в эпоху бурного развития облачного пространства появилась необходимость включения материала по данной теме в образовательный процесс. Учащиеся старших классов с удовольствие изучают Google – пространство, создают совместные работы, проводят опросы с использованием форм.

Использую на уроках программы - тесты, которые не могут полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:

1) более рационально использовать время урока;

2) охватить больший объем содержания;

3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;

4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уро­ку;

6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оце­нок;

7) индивидуализировать работу с учениками;

8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повы­шать интерес к предмету.

Активно использую в работе еще одно приложение Web 2.0 - LearningApps.org, которое позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Оно обладает большими возможностями, удобством навигации, простотой в использовании. С помощью этого ресурса можно создавать небольшие упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля, а также использовать в работе уже созданные приложения. Для закрепления материала учащиеся сами с интересом создают задания для одноклассников.



Деятельность, связанная с информационными технологиями, привлекательна для учеников своей перспективностью. В жизни приходится выполнять сложные расчеты к решению задач (например, рассчитать что-то в Excel), владеть практическими приемами работы с компьютером (набрать текст в Word, построить, по имеющейся таблице диаграмму в Excel, создать базу данных или уметь найти нужную информацию, например в Интернете), читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм.

Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить разделы программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ермошина Светлана Геннадьевна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Доклад: "Новые государственные стандарты в образовательной области технология, как средство повышения компетенции школьников"."
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnovyieghosudarstviennyiestandartyvobrazovatielnoioblastitiekhnologhiiakaksriedstvopovyshieniiakompietientsiishkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266295"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450117968"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства