Использование метода проектов при обучении информатике
Использование метода проектов при обучении информатике
Перед любым учителем стоит важнейшая задача не только сообщить учащимся определенный набор знаний по конкретной теме, развивать их умения и навыки, но и научить детей самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике, развивать у них стремление к непрерывному самообразованию. И максимально отвечает данным требованиям метод проектов.
Метод проектов решает многие задачи обучения: это и обучающие, и развивающие, и воспитательные. При выполнении того или иного проекта дети обобщают все свои знания в этой области, изучают что-то новое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов при обучении информатике»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Деятельность - единственный путь к знаниям.
Бернард Шоу
Перед любым учителем стоит важнейшая задача не только сообщить учащимся определенный набор знаний по конкретной теме, развивать их умения и навыки, но и научить детей самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике, развивать у них стремление к непрерывному самообразованию. И максимально отвечает данным требованиям метод проектов.
Метод проектов решает многие задачи обучения: это и обучающие, и развивающие, и воспитательные. При выполнении того или иного проекта дети обобщают все свои знания в этой области, изучают что-то новое.
При изучении темы «Power Point» ребятам давалось задание самостоятельно выбрать тему и выполнить мультимедийный продукт (с использованием графики, звука, видео). Темы выбирались самые разнообразные по информатике и не только… Ребята увлеченно разрабатывали дизайн, собирали материал, обрабатывали его, отсеивали лишнее таким образом, чтобы презентация смотрелась, чтобы от нее невозможно было оторваться. Но мало проект выполнить, его нужно еще и защитить на итоговом занятии так, чтобы всем было интересно. Работа кипела, учащиеся действительно почувствовали себя и дизайнерами, и исследователями, и аналитиками, и ораторами.
При изучении отдельных тем курса информатики длительность выполнения проектов варьируется, некоторые проекты рассчитаны на 2-3 месяца, применяются и краткосрочные проекты, рассчитанные на 1-2 урока.
Информатика из-за своей технологичности хорошо интегрируется с различными учебными дисциплинами. Уже традиционно проводятся интегрированные уроки с использованием метода проектов: физика+информатика в 9 классе (тема по физике «Графическое представление равноускоренного движения», по информатике «Построение графиков в Excel»), математика+информатика («Диаграммы и графики») и многие другие.
Например, интегрированный урок физика+информатика в 11 классе (тема по физике «Виды излучений», по информатике «Вставка объектов в Power Point»). В начале урока учителя физики и информатики делят класс на группы, распределяют виды излучений между группами учащихся (5 групп работают над 5 видами излучений, 1 группа из более опытных учеников в области ИКТ в своей работе раскрывает, что такое излучения вообще, условия их существования, формирует список излучений с последующей вставкой гиперссылок). Учителем информатики объясняется, каким образом в презентацию вставляются текстовые и графические объекты. Детям дается задание найти необходимую информацию в сети Интернет или предоставляются рисунки и статьи об излучениях в электронном виде (в зависимости от наличия времени и уровня подготовки учащихся). Необходимо по заданному плану (1 пункт – 1 слайд) выбрать необходимую информацию, создать презентацию по конкретному излучению, вставив текст и рисунки, сохранить в заданной папке, после чего группа из продвинутых учеников вставляет в свою работу соответствующие гиперссылки на данные презентации. В конце урока каждая группа защищает свои излучения.
Широко применяем метод проектов и во внеурочной деятельности по информатике. На занятиях кружка «Мультимедиа» и «Веб-мастер» дети тоже учатся, работая над своими проектами. Тематика их весьма разнообразна. Это и проекты о Великой Отечественной войне – «Наш земляк – генерал Виноградов», «Партизанское движение», «Отдельные станицы ВОВ», «Герои Родины – наши земляки», «В ту войну земле свободу возвращали и они…» (об учителях нашей школы – участниках ВОВ), и о родном крае «Село Еласы: от основания до наших дней», «Поход по реке Юнге» и т.д.
В результате работы над проектом у учащегося формируются и отрабатываются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации, умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; навыки публичного выступления, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение; расширяются и углубляются знания в различных предметных областях; повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон, фотоаппарат и т.д.). Школьник довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие идеи, отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества. Все это дает ему возможность, выйдя из стен школы, стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
На наш взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
Литература
Овчарова М. Метод проектов на уроках информатики в школах Камчатки. //Информатика и образование. – 2003. – №10.
Гафурова Н.О., Чурилова Е. Ю. Проектный метод в изучении PowerPoint. //Информатика и образование. – 2002. – №9.