Информационные технологии в дидактических играх на уроках в начальных классах
Информационные технологии в дидактических играх на уроках в начальных классах
В настоящее время компьютерные системы, наряду с другими технологиями, начинают широко использоваться и в начальной школе.
Использование же игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.п.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в дидактических играх на уроках в начальных классах»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Каждый день информационные технологии все больше внедряются в жизнь человека. Сегодня даже наиболее древние профессии нуждаются в компьютерных программах и различных IT- технологиях.
В настоящее время компьютерные системы, наряду с другими технологиями, начинают широко использоваться и в начальной школе.
Как известно, ведущая деятельность ребенка в дошкольный период - игровая, поэтому одной из основных задач начальной школы является ее смена на учебную. Процесс формирования новой ведущей деятельности происходит зачастую очень болезненно. Использование же игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.п.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Кроме того, большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается.
Применение же этих знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а также позволяет учителю организовать разные формы учебно – познавательной деятельности на уроках в начальной школе, сделать активной и самостоятельной работу обучающихся.
Гипотеза: А.С.Макаренко писал «Хорошая игра похожа на хорошую работу».
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
• овладевать практическими способами работы с информацией;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Использование ИКТ при проведении дидактических игр на уроках позволяет рационально использовать время урока, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.
Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счёт разноуровневых заданий, но и за счёт применения дидактических игр, которые полностью адаптированы к возможностям младших школьников, не требуют помощи взрослых и непродолжительны по времени.
Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Игра – серьезная умственная деятельность, в которой расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь, внимание, воображение, память.
Игра должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
правила игры должны быть простыми, точными, посильными для всех детей.
подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Игры, проведенные с компьютерной поддержкой дают возможность учителю:
- компактно представить большой объем учебной информации.
- могут проводиться либо учителем, либо учеником. Задания дети читают самостоятельно, что активизирует мыслительную деятельность учащихся.
- при нажатии кнопки на экране, появляются предметы, с которыми ученики должны работать (можно показать 1 предмет, а можно показать все сразу).
- изображение на компьютере привлекает внимание детей и вызывает большой интерес к игре.
- правильность ответа можно увидеть сразу посредством звукового или светового сигнала на экране (ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует количество правильных ответов и сам может оценить свой ответ, что очень важно для учащихся в игре).
Таким образом, делая вывод можно сказать, что использование информационных технологий в дидактических играх на уроках в младших классах дает возможность повысить эффективность проверки умений и навыков школьников. Мы видим, что разумное использование совместно с классическими педагогическими приемами современных информационных технологий позволяет улучшить продуктивность работы учителя и результативность обучения.
Наша предполагаемая гипотеза верна «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А. С. Макаренко.
Список литературы
Остер Г.Б. «Задачник» Москва, «Спарк-М» 1995 г.
Байрамукова П.У. «Внеклассная работа по математике» Москва, «Издат-школа «Райл» 1997 г.
Зак А.З. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.
Бездетная Т. Н. Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990.