№ этапа урока | Название | Время, мин | Цель | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Возможные трудности/варианты их решения |
1 | Мотивирование (самоопределение к учебной деятельности) | 3 | Создание условий для осознания на индивидуально значимом уровне у обучающихся внутренней готовности к учебной деятельности. | Фронтальная | Создаёт условия для активного включения обучающихся в учебную деятельность. Приветствует, проверяет присутствующих, наличие принадлежностей. | Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на урок. | |
Учитель: Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас за нашим «круглым столом». Приглашаю вас погрузиться в мир информатики. Девиз нашего урока «Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!». Рассмотрите и сравните изображения на слайде. Что между ними общего? Как вы считаете, можно к данным изображениям добавить изображение, которое мы видим на экране монитора? Ответ обоснуйте. Попробуйте сформулировать тему и цель занятия. | Рассматривают рисунки. Отвечают на вопрос (способ создания (формирования), все изображения состоят из деталей (точек)). Отвечают на вопрос (да). Предлагают возможные варианты темы занятия. |
2 | Актуализация знаний | 3 | Подготовка мышления обучающихся и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий | Фронтальная Индивидуальная | Создает условия для активизация познавательной деятельности. Помогает сформулировать тему и цель. Тема занятия «Формирование изображений на экране монитора». Цель: познакомиться с принципами формирования изображений на экране монитора. Сегодня на уроке мы познакомимся основными понятиями, которые помогут нам понять принцип формирования изображения на экране монитора. А также научимся определять объем видеопамяти, необходимый для хранения изображений. На слайде представлены ключевые слова темы (облако слов). | Формулируют тему и цель занятия. Записывают в тетрадь. Слушают учителя. Рассматривают облако слов. | Предложенные варианты темы и цели урока неправильно (неграмотно) сформулированы. Учитель задает наводящие вопросы, корректирует ответы. |
3 | Выявление затруднения | 3 | Выявить и зафиксировать возникшие затруднения, причину затруднения. | | Учитель: Назовите слова (термины), которые вам известны и поясните, что они означают. Выпишите в тетрадь остальные слова (термины). | Дают определения понятиям (палитра, видеокарта) Записывают названия терминов в тетрадь. Обсуждают, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. | |
4 | Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения | 4 | Формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации | Фронтальная Индивидуальная | Предлагает обсудить примерный план занятия. Учитель: Предлагаю последовательно знакомиться с основными понятиями темы: во-первых, познакомиться с принципами формирования изображения на экране монитора (понятия пиксель, пространственное разрешение монитора); во-вторых, рассмотреть способы компьютерного представления цвета (цветовые модели RGB, CMYK); в-третьих, рассмотреть состав видеосистемы компьютера. | Слушают, обсуждают, предлагают свои варианты, выполняют коррекцию, утверждают план. | |
5 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. "открытие" нового знания | 13 | Формирование обучающимися новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. | Фронтальная Индивидуальная | Сообщает обучающимся начальные сведения, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы по изучению новой темы. Учитель: мы знаем, что изображение на экране монитора формируется из отдельных точек – пикселей, образующих строки. Таким образом, все изображение состоит из определенного количества таких строк. Пространственное разрешение монитора – это количество пикселей, из которых строится изображение на его экране. Оно определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. Например, пространственного разрешение монитора 1280х1024 означает, что изображение на его экране состоит из 1024 строк, каждая из которых содержит 1280 пикселей. Учитель: Займите рабочие места и выполните практическое задание на компьютере. Объясняет суть практической работы. Алгоритм «Настройка разрешения экрана». -
Вызвать контекстное меню (правая кнопка мыши) рабочего стола. -
Выбрать пункт Разрешение экрана. -
Определить разрешение экрана вашего монитора, записать в тетрадь и пояснить, что оно означает. -
Изменить разрешение экрана в сторону уменьшения. Применить изменения. -
Изменить разрешение экрана в сторону увеличения. Применить изменения. -
Сделайте вывод: какое разрешение лучше для зрения человека. Организует деятельность по обсуждению обучающимися итогов практической работы. Учитель: Займите места за «круглым столом». Какой вывод (открытие) вы сделали, выполняя практическую работу? Постановка проблемы: Как происходит окрашивание пикселей на экране монитора? Сколько цветов находится в компьютерной палитре? Используя материалы учебника, ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, познакомьтесь с цветовыми моделями, исследуйте возможности интерактивного тренажера, создавая всевозможные оттенки. Учитель: качество изображений на экране монитора зависит не только от пространственного разрешения монитора, но и от характеристик видеосистемы компьютера. Объясняет обучающимся. Из каких устройств состоит видеосистема компьютера? Как работает видеосистема компьютера? | Слушают, записывают в тетрадь определения (пиксель, пространственное разрешение монитора) и примеры пространственного разрешения монитора (1280х1024, 800х600,1400х1050 и др.) . Визуально воспринимают демонстрацию примеров настройки пространственного разрешения монитора. Знакомятся с алгоритмом настройки разрешение экрана монитора, выполняют практическую работу. Отвечают (во-первых, чем больше разрешение, тем качественнее изображение на экране монитора; во-вторых, низкое разрешение хуже воспринимается визуально, влияет на зрение человека). Предлагают варианты ответов, затрудняются с ответом. Читают учебник (п. 3.1, с.107-109). Занимают рабочие места за компьютером. Используя ссылки: Цветовая модель RGB Цветовая модель CMYK Знакомятся со способами представления цвета, исследуют приемы работы с интерактивным тренажером. Чертят схему в тетради. | |
6 | Первичное закрепление нового знания. | 6 | проверка усвоения детьми нового метода действий | Фронтальная Работа в парах | Организует работу в парах. Озвучивает задание, комментирует, отвечает на вопросы обучающихся. Учитель: Заполните рабочий лист «Цветовые модели». Организует учебную деятельность. Предлагает рассмотреть пример решения задачи на определение объема видеопамяти. | Слушают учителя, задают вопросы, распределяются по парам, заполняют рабочий лист, обсуждают итоги. Оформляют решение задачи в тетради. | |
7 | Самостоятельная работа и проверка по эталону. | 5 | Проверка степени освоения полученного знания. | Индивидуальная | Организует самостоятельную работу. Представляет задачи: № 1 № 2 № 3 Объясняет систему оценивания: Кол-во задач, которые решены правильно | Оценка | Одна | 3 | Две | 4 | Три | 5 | | Слушают учителя, задают вопросы. Решают задачи, оформляют решение в тетради. Проверяют, сверяют свой ответ с правильным, задают вопросы учителю, выполняют самооценку. | |
8 | Включение в систему знаний и умений. | 5 | Применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала. | Фронтальная | Предлагает обучающимся подвести итоги занятия. Учитель: какую цель мы определили вначале урока? Как вы считаете, цель достигнута? Демонстрирует ключевые слова темы (облако слов) Задает домашнее задание: -
Учебник: п. 3.1, с.111, задача № 9 (письменно) -
Рабочая тетрадь: с. 84-85, задачи № 147-148 (письменно) Дополнительно: - используя сервис «Фабрика кроссвордов», составьте кроссворд из ключевых слов темы. Дает пояснения, комментирует, отвечает на вопросы обучающихся. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Дают определения понятиям. Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю. | |
9 | Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | 3 | Создание условий для осознания обучающимися способа преодоления затруднения, оценка полученных результатов. | Фронтальная | Учитель: напомним друг другу девиз нашего урока «Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!». Вы очень активно (продуктивно) работали на уроке. Продолжите предложение или предложения: Я узнал… Я научился… Я знаю как… Я умею … Я могу объяснить… Мне понравилось… Трудности возникли… У меня получилось… Мое настроение… Вы – молодцы! Желаю вам успехов и удачного пути к открытию новых знаний на других уроках! Спасибо вам за урок! До свидания. | Называют девиз урока. Выбирают предложения и отвечают. | |