№ этапа урока | Название | Время, мин | Цель | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Возможные трудности/варианты их решения |
1 | Мотивирование (самоопределение к учебной деятельности) | 3 | Создание условий для осознания на индивидуально значимом уровне у обучающихся внутренней готовности к учебной деятельности. | Фронтальная | Создаёт условия для активного включения обучающихся в учебную деятельность. Приветствует, проверяет присутствующих, наличие принадлежностей. | Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на урок. | |
Учитель: Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас за нашим «круглым столом». Приглашаю вас погрузиться в мир информатики. Девиз нашего урока «Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!». Рассмотрите и сравните изображения на слайде. Что между ними общего? Как вы считаете, можно к данным изображениям добавить изображение, которое мы видим на экране монитора? Ответ обоснуйте. Попробуйте сформулировать тему и цель занятия. | Рассматривают рисунки. Отвечают на вопрос (способ создания (формирования), все изображения состоят из деталей (точек)). Отвечают на вопрос (да). Предлагают возможные варианты темы занятия. |
2 | Актуализация знаний | 3 | Подготовка мышления обучающихся и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий | Фронтальная Индивидуальная | Создает условия для активизация познавательной деятельности. Помогает сформулировать тему и цель. Тема занятия «Формирование изображений на экране монитора». Цель: познакомиться с принципами формирования изображений на экране монитора. Сегодня на уроке мы познакомимся основными понятиями, которые помогут нам понять принцип формирования изображения на экране монитора. А также научимся определять объем видеопамяти, необходимый для хранения изображений. На слайде представлены ключевые слова темы (облако слов). | Формулируют тему и цель занятия. Записывают в тетрадь. Слушают учителя. Рассматривают облако слов. | Предложенные варианты темы и цели урока неправильно (неграмотно) сформулированы. Учитель задает наводящие вопросы, корректирует ответы. |
3 | Выявление затруднения | 3 | Выявить и зафиксировать возникшие затруднения, причину затруднения. | | Учитель: Назовите слова (термины), которые вам известны и поясните, что они означают. Выпишите в тетрадь остальные слова (термины). | Дают определения понятиям (палитра, видеокарта) Записывают названия терминов в тетрадь. Обсуждают, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. | |
4 | Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения | 4 | Формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации | Фронтальная Индивидуальная | Предлагает обсудить примерный план занятия. Учитель: Предлагаю последовательно знакомиться с основными понятиями темы: во-первых, познакомиться с принципами формирования изображения на экране монитора (понятия пиксель, пространственное разрешение монитора); во-вторых, рассмотреть способы компьютерного представления цвета (цветовые модели RGB, CMYK); в-третьих, рассмотреть состав видеосистемы компьютера. | Слушают, обсуждают, предлагают свои варианты, выполняют коррекцию, утверждают план. | |
5 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. "открытие" нового знания | 13 | Формирование обучающимися новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. | Фронтальная Индивидуальная | Сообщает обучающимся начальные сведения, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы по изучению новой темы. Учитель: мы знаем, что изображение на экране монитора формируется из отдельных точек – пикселей, образующих строки. Таким образом, все изображение состоит из определенного количества таких строк. Пространственное разрешение монитора – это количество пикселей, из которых строится изображение на его экране. Оно определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. Например, пространственного разрешение монитора 1280х1024 означает, что изображение на его экране состоит из 1024 строк, каждая из которых содержит 1280 пикселей. Учитель: Займите рабочие места и выполните практическое задание на компьютере. Объясняет суть практической работы. Алгоритм «Настройка разрешения экрана». Вызвать контекстное меню (правая кнопка мыши) рабочего стола. Выбрать пункт Разрешение экрана. Определить разрешение экрана вашего монитора, записать в тетрадь и пояснить, что оно означает. Изменить разрешение экрана в сторону уменьшения. Применить изменения. Изменить разрешение экрана в сторону увеличения. Применить изменения. Сделайте вывод: какое разрешение лучше для зрения человека. Организует деятельность по обсуждению обучающимися итогов практической работы. Учитель: Займите места за «круглым столом». Какой вывод (открытие) вы сделали, выполняя практическую работу? Постановка проблемы: Как происходит окрашивание пикселей на экране монитора? Сколько цветов находится в компьютерной палитре? Используя материалы учебника, ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, познакомьтесь с цветовыми моделями, исследуйте возможности интерактивного тренажера, создавая всевозможные оттенки. Учитель: качество изображений на экране монитора зависит не только от пространственного разрешения монитора, но и от характеристик видеосистемы компьютера. Объясняет обучающимся. Из каких устройств состоит видеосистема компьютера? Как работает видеосистема компьютера? | Слушают, записывают в тетрадь определения (пиксель, пространственное разрешение монитора) и примеры пространственного разрешения монитора (1280х1024, 800х600,1400х1050 и др.) . Визуально воспринимают демонстрацию примеров настройки пространственного разрешения монитора. Знакомятся с алгоритмом настройки разрешение экрана монитора, выполняют практическую работу. Отвечают (во-первых, чем больше разрешение, тем качественнее изображение на экране монитора; во-вторых, низкое разрешение хуже воспринимается визуально, влияет на зрение человека). Предлагают варианты ответов, затрудняются с ответом. Читают учебник (п. 3.1, с.107-109). Занимают рабочие места за компьютером. Используя ссылки: Цветовая модель RGB Цветовая модель CMYK Знакомятся со способами представления цвета, исследуют приемы работы с интерактивным тренажером. Чертят схему в тетради. | |
6 | Первичное закрепление нового знания. | 6 | проверка усвоения детьми нового метода действий | Фронтальная Работа в парах | Организует работу в парах. Озвучивает задание, комментирует, отвечает на вопросы обучающихся. Учитель: Заполните рабочий лист «Цветовые модели». Организует учебную деятельность. Предлагает рассмотреть пример решения задачи на определение объема видеопамяти. | Слушают учителя, задают вопросы, распределяются по парам, заполняют рабочий лист, обсуждают итоги. Оформляют решение задачи в тетради. | |
7 | Самостоятельная работа и проверка по эталону. | 5 | Проверка степени освоения полученного знания. | Индивидуальная | Организует самостоятельную работу. Представляет задачи: № 1 № 2 № 3 Объясняет систему оценивания: Кол-во задач, которые решены правильно | Оценка | Одна | 3 | Две | 4 | Три | 5 | | Слушают учителя, задают вопросы. Решают задачи, оформляют решение в тетради. Проверяют, сверяют свой ответ с правильным, задают вопросы учителю, выполняют самооценку. | |
8 | Включение в систему знаний и умений. | 5 | Применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала. | Фронтальная | Предлагает обучающимся подвести итоги занятия. Учитель: какую цель мы определили вначале урока? Как вы считаете, цель достигнута? Демонстрирует ключевые слова темы (облако слов) Задает домашнее задание: Учебник: п. 3.1, с.111, задача № 9 (письменно) Рабочая тетрадь: с. 84-85, задачи № 147-148 (письменно) Дополнительно: - используя сервис «Фабрика кроссвордов», составьте кроссворд из ключевых слов темы. Дает пояснения, комментирует, отвечает на вопросы обучающихся. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Дают определения понятиям. Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю. | |
9 | Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | 3 | Создание условий для осознания обучающимися способа преодоления затруднения, оценка полученных результатов. | Фронтальная | Учитель: напомним друг другу девиз нашего урока «Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!». Вы очень активно (продуктивно) работали на уроке. Продолжите предложение или предложения: Я узнал… Я научился… Я знаю как… Я умею … Я могу объяснить… Мне понравилось… Трудности возникли… У меня получилось… Мое настроение… Вы – молодцы! Желаю вам успехов и удачного пути к открытию новых знаний на других уроках! Спасибо вам за урок! До свидания. | Называют девиз урока. Выбирают предложения и отвечают. | |