ЕН.02 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
ЕН.02 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки, разработанной в ГБПОУ «КЧСХТ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
"_____"__________ 2019 г. ____________________________
_____________________________
Дата актуализации
Результаты актуализации
Подпись разработчика
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 – 5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6 – 10
условия реализации учебной дисциплины
11 – 12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплиныПРИЛОЖЕНИЕ
13
14 – 16
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. Информатика и информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки, разработанной в ГБПОУ «КЧСХТ».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности входит в математический и общий естественнонаучный цикл учебного плана специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно – коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет) в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемое в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающегося должны формироваться следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
76
в том числе:
практические занятия
54
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
38
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
38
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины
ЕН.02. Информатика и информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Информация и информационные процессы
16
Тема 1.1. Представление информации.
Содержание учебного материала
2
1
Различные подходы к понятию информации. Свойства и параметры, характеризующие информацию. Качественные и количественные показатели информации.
1,2
Тема 1.2 Информационные процессы.
Содержание учебного материала Содержание учебного материала
2
1,2,3
1
Информационная деятельность человека. Информационная культура человека. Информационное общество: его особенности и основные черты.
Практические занятия
8
1
Представление информации в различных системах счисления.
2
Носители информации.
3
Кодирование информации.
4
Информационные ресурсы общества.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект по теме «Основные этапы развития информационного общества».
Написать эссе о применении компьютера в выбранной профессии.
4
Раздел 2. Компьютер и программное обеспечение
24
Тема 2.1. Аппаратное обеспечение компьютера.
Содержание учебного материала
2
1,2
1
Общий состав персональных компьютеров и вычислительных систем. Магистрально-модульный принцип построения ПК.
Самостоятельная работа обучающихся
«Собрать» компьютер для игр. Описать (зарисовать) все устройства входящие в игровой компьютер, указав его характеристики и стоимость.
2
Тема 2.2 Программное обеспечение компьютера.
Содержание учебного материала
2
1, 2
1
Программное обеспечение персонального компьютера. Операционные системы, их назначение, принцип работы, возможности. Пользовательская характеристика операционных систем.
Практические занятия
6
1
Правовые нормы относящиеся к информации.
2
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
3
Организация работы в среде Windows. Настройка пользовательского интерфейса Windows.
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить таблицу «Бесплатные и платные программные продукты».
Провести сравнительный анализ операционных систем различных семейств.
4
Тема 2.3 Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.
Содержание учебного материала
2
1, 2
1
Правила техники безопасности. Требования СанПиН при работе с компьютером.
Практические занятия
4
1
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические
мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для
профессиональной деятельности.
2
Подбор и формирование комплекса упражнений для снятия негативного воздействия
средств ИКТ на детей дошкольного возраста.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить комплекс упражнений для снятия негативного воздействия ПК (для студентов 2- го курса).
2
Раздел 3. Прикладное программное обеспечение общего и специального (профессионального) назначения
62
Тема 3.1. Технология обработки текстовой информации.
Содержание учебного материала
2
1, 2
1
Текстовые процессоры (редакторы) и их использование в ИТ.
Практические занятия
8
1
Создание документов в текстовом редакторе.
2
Создание деловых документов в текстовом редакторе.
3
Создание и форматирование таблиц в текстовом редакторе.
4
Создание и оформление наглядных пособий и раздаточного материала для занятий с детьми дошкольного возраста содержащих списки, графические объекты.
Самостоятельная работа обучающихся
Создать буклет «Воспитатель – это призвание»
Создать памятку «Правила проведения родительского собрания в детском саду».
Подготовить сценарий проведения экологического праздника в ДОУ.
9
Тема 3.2. Технология обработки числовой информации.
Содержание учебного материала
2
1, 2
1
Электронные таблицы (табличные процессоры) и их использование в информационных технологиях.
Практические занятия
8
1
Организация работы в табличном процессоре.
2
Построение и форматирование диаграмм в электронных таблицах.
3
Использование функций в расчетах табличных процессоров.
4
Выполнение вычислений в табеле посещаемости детей в ДОУ.
Самостоятельная работа обучающихся
Разработать 2 кроссворда, содержащего картинки средствами электронных таблиц MS Excel или Calc для детей старшей группы ДОУ.
Написать доклад «Использование ЭТ для решения педагогических задач: статистическая обработка данных и представление результатов. Создание и оформление ЭТ профессиональной направленности».
5
Тема 3.3. Системы управления базами данных.
Содержание учебного материала
2
1, 2
1
Системы управления базами данныхи их использование в информационных технологиях.
Практические занятия
6
1
Проектирование базы данных в СУБД.
2
Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных в СУБД.
3
Работа с данными и создание отчетов в СУБД.
Тема 3.4. Обработка графической информации.
Содержание учебного материала
2
1, 2
1
Графические редакторы. Растровый редактор Paint.
Практические занятия
6
1
Создание изображений в редакторе Paint по образцу.
2
Создание открыток с помощью редактора Paint.
3
Геометрические преобразования изображения в редакторе Paint.
Тема 3.5. Технология создания компьютерных презентаций.
Содержание учебного материала
2
1, 2
1
Основные принципы подготовки и создания презентаций.
Практические занятия
4
1
Создание и оформление презентации по образцу.
2
Создание и оформление презентации к празднику в ДОУ.
Самостоятельная работа обучающихся
Создать презентацию «Структура ДОУ».
Создать презентацию «Уголок в старшей группу ДОУ для родителей».
6
Раздел 4. Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
12
Тема 3.1. Информационные ресурсы компьютерных сетей
Содержание учебного материала
2
1,2
1
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в сети.
Практические занятия
4
1
Поиск информации на профессиональную тематику в Интернете.
2
Участие в онлайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить список с краткой характеристикой образовательных Интернет – порталов для воспитателей ДОУ.
Подготовить доклад с презентацией по теме «Дети и Интернет».
6
Всего: 114 ч.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационные технологии в профессиональной деятельности;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места для студентов, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической документации, наглядные пособия.
Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, модем, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет – курсы "Интуит" по курсу "Информатика")
www.lms.iite.unesco.org (открытые электронные курсы "ИИТО ЮНЕСКО" по информационным технологиям)
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека "ИИТО ЮНЕСКО" по ИКТ в образовании)
http://www.megabook.ru(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы "Наука/Математика.Кибернетика" и "Техника/Компьютеры и Интернет").
www.ict.edu.ru (портал «Информационно – коммуникационные технологии в образовании»
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов "Портал цифрового образования")
www.window.edu.ru (единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации)
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения)
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux)
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (Электронная книга "OpenOffice.org:Теория и практика")
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, написания докладов, памяток, конспектов и эссе, создания презентаций, рисунков, кроссвордов, комплексов упражнений и буклетов, проведения сравнительных анализов и создания сценариев.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно – коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет) в профессиональной деятельности.
Усвоенные знания:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемое в профессиональной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тема учебного занятия
Кол – во часов
Активные и интерактивные формы и методы обучения
Формируемые универсальные учебные действия
1
Различные подходы к понятию информации. Свойства и параметры, характеризующие информацию. Качественные и количественные показатели информации.
2
мультимедийная лекция и приём «Синквейн»
личностные, познавательные, коммуникативные
2
Информационная деятельность человека. Информационная культура человека. Информационное общество: его особенности и основные черты.
2
обучение в сотрудничестве
познавательные,
коммуникативные, регулятивные
3
Представление информации в различных системах счисления.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, регулятивные
4
Носители информации.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
5
Кодирование информации.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, регулятивные
6
Информационные ресурсы общества.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
7
Общий состав персональных компьютеров и вычислительных систем. Магистрально-модульный принцип построения ПК.
2
игра
познавательные,
коммуникативные, личностные
8
Программное обеспечение персонального компьютера. Операционные системы, их назначение, принцип работы, возможности. Пользовательская характеристика операционных систем.
2
лекция – диалог и приём «Мозговая атака»
коммуникативные, личностные
9
Правовые нормы относящиеся к информации.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
10
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
11
Организация работы в среде Windows. Настройка пользовательского интерфейса Windows.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
12
Правила техники безопасности. Требования СанПиН при работе с компьютером.
2
обучение в сотрудничестве
познавательные,
коммуникативные, личностные
13
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические
мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для
профессиональной деятельности.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
14
Подбор и формирование комплекса упражнений для снятия негативного воздействия
средств ИКТ на детей дошкольного возраста.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
15
Текстовые процессоры (редакторы) и их использование в ИТ.
2
приём «Корзина идей, понятий, имён»
познавательные,
коммуникативные, личностные
16
Создание документов в текстовом редакторе.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
17
Создание деловых документов в текстовом редакторе.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
18
Создание и форматирование таблиц в текстовом редакторе.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
19
Создание и оформление наглядных пособий и раздаточного материала для занятий с детьми дошкольного возраста содержащих списки, графические объекты.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
20
Электронные таблицы (табличные процессоры) и их использование в информационных технологиях.
2
мультимедийная лекция и приём «Синквейн»
познавательные,
коммуникативные, личностные
21
Организация работы в табличном процессоре.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
22
Построение и форматирование диаграмм в электронных таблицах.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
23
Использование функций в расчетах табличных процессоров.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
24
Выполнение вычислений в табеле посещаемости детей в ДОУ.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
25
Системы управления базами данныхи их использование в информационных технологиях.
2
лекция - диалог
познавательные,
коммуникативные, личностные,
регулятивные
26
Проектирование базы данных в СУБД.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
27
Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных в СУБД.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
28
Работа с данными и создание отчетов в СУБД.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
29
Графические редакторы. Растровый редактор Paint.
2
мультимедийная лекция; конкурс рисунков
познавательные,
коммуникативные, личностные
30
Создание изображений в редакторе Paint по образцу.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
31
Создание открыток с помощью редактора Paint.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
32
Геометрические преобразования изображения в редакторе Paint.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
33
Основные принципы подготовки и создания презентаций.
2
мультимедийная лекция; создание презентаций
познавательные,
личностные
34
Создание и оформление презентации по образцу.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
35
Создание и оформление презентации к празднику в ДОУ.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
36
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в сети.
2
учебный мини - проект
познавательные,
коммуникативные, личностные
37
Поиск информации на профессиональную тематику в Интернете.
2
практическое занятие
познавательные,
коммуникативные, личностные
38
Участие в онлайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.