kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МР по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» предназначены для обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» по программе углубленной подготовки.

Рекомендации составлены с учетом практики преподавания в средних профессиональных учебных заведениях и базируется на требования федерального государственного образовательного стандарта СПО и рабочей программы по дисциплине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МР по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


к выполнению самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине

«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

по программе углубленной подготовки

форма обучения - очная
































Добрянка, 2019


Рассмотрено

на заседании П(Ц)К Общеобразовательных, гуманитаных и естественнонаучных дисциплин

ОДОБРЕНО методическим

советом ГБПОУ ДГТТ им. П.И. Сюзева

«__» ______________ 2019 г.

Протокол № __ от «__» ________ 2019.


Председатель П(Ц)К Общеобразовательных, гуманитаных и естественнонаучных дисциплин

Заведующий структурным подразделением

_________________ Г.П. Трушникова

________________ М.К. Рябкова






Составители: Плюснина Елена Евгеньевна, ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»



Рецензенты:

Внешние:



СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………….…………4

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1…………………………………………………….………..7

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2……………………………………………….……………..8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3…………………………………………………...….……..13

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4……………………………………………………..………14

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5……………………………………………………………..17





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» предназначены для обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» по программе углубленной подготовки.

Рекомендации составлены с учетом практики преподавания в средних профессиональных учебных заведениях и базируется на требования федерального государственного образовательного стандарта СПО и рабочей программы по дисциплине.

Цель методических рекомендаций: оказание помощи обещающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности».

В результате изучения обязательной части цикла, обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставлять различные источники;

  • распознавать информационные процессы, а различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделировании;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в БД;

  • осуществлять поиск информации в БД, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

знать:

  • различные подходы к определению понятия «Информация»;

  • методы измерения качества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, БД, КС);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем.

Содержание программы представлено шестью темами:

  • Информационные и коммуникационные технологии;

  • Автоматизированные рабочие места (АРМ);

  • Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы;

  • Использование информационных систем в дошкольном образовании;

  • Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности;

  • Экспертные системы поддержки принятия решений, моделирования прогнозирования.

Настоящие методические указания содержат работы, которые обеспечивают формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, сканеры, цифровые камеры, графические планшеты и т.д.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а так же изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.


Распределение самостоятельных работ:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Вид контроля и отчетности по результатам самостоятельной работы

1

2

3


Введение

Содержание

2


1

Значение и содержание дисциплины и связь ее с другими дисциплинами Общепрофессионального и специального циклов дисциплин

2


Тема 1.

Информационные и коммуникационные технологии

Содержание

4


1

Определение информационных технологий. Отличие обычной и новой ИТ. Инструментарий ИТ. Составные части ИТ.

1


2

Методология использования ИТ. Выбор вариантов внедрения ИТ. Виды ИТ. Методы работы с ними. Основные компоненты различных видов ИТ

1


4

Определение коммуникационных технологий. Виды коммуникационных технологий

1


5

Методы применения информационных и коммуникационных технологий в дошкольном воспитании

1


Самостоятельная работа №1. Подготовка ответов на вопросы.

4

Письменный отчет

Тема 2. Автоматизированные рабочие места (АРМ)

Содержание

4


1

Структурные уровни управления организацией: оперативный (операционный), тактический (функциональный), стратегический

2


2

Определение типа АРМ: место руководителя, специалиста, менеджера среднего звена, оперативное рабочее место. Использование оргтехники и программного обеспечения в зависимости от типа АРМ

2


Самостоятельная работа №2. Подготовка сообщений по темам «АРМ воспитателя»

9

Защита продукта

Тема 3.

Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы.

Содержание

3


1

Определение прикладного программного обеспечения. ППО

1


2

использующееся в работе информационных и коммуникационных технологий.

1


3

Определение информационных ресурсов

1


Самостоятельная работа №3. Подготовка сообщений на тему «Информационные технологии. Виды информации».

7

Защита продукта

Тема 4. Использование информационных систем в дошкольном образовании.

Содержание

3


1

Определение информационной системы.

1


2

Виды классификаций информационных систем.

2


Самостоятельная работа №4. Составить схему информационную систему выбранной организации.

6

Письменный отчет

Тема 5.

Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности.

Содержание

6


1

Общие для всех отраслей ППП, применяемые для работы в современных условиях.

1


2

Определение проблемно-ориентированных ППП по отраслям и сферам деятельности

1


3

Применение проблемно-ориентированных ППП в зависимости от структурного уровня управления

2


4

Определение необходимых ППП с учетом специфики деятельности

2


Тема 6.

Экспертные системы поддержки принятия решений, моделирования прогнозирования.


Содержание

3


1

Определение экспертных систем. Принципы работы экспертных систем.

1


2

Определение систем поддержки принятия решений. Методы их работы. Определение систем моделирования и прогнозирования. Способы их работы

2


Самостоятельная работа №5. Создание тематического кроссворда.

5

Защита продукта











САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии

Подготовка ответов на вопросы

Цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в результате обучения и их коррекция по полноте, глубине, обобщённости, сознания.

Условия выполнения: вне аудитории, компьютер, рабочая тетрадь, учебники, ГКС Интернет

Время выполнения: 240 минут.

Задание: Подготовить ответы на вопросы

Методические рекомендации: ответить на приведённые ниже вопросы:

  1. Признак индустриального общества.

  2. Характерное отличие постиндустриального общества от индустриального

  3. Что понимают под информацией?

  4. Что понимают под информатизацией общества?

  5. Основные ценности информационного общества.

  6. Перечислить ключевые компетенции информационного общества.

  7. Что понимают под средствами ИКТ?

  8. Чем отличаются понятия "средства ИКТ" и "средства информатизации

  9. образования"?

  10. Что понимают под информационными процессами?

  11. Что понимают под базой знаний?

  12. Что понимают под технологией?

  13. Что понимают под современными информационными технологиями?

  14. Основные характеристики первого этапа в эволюции ИКТ?

  15. Что понимают под информационной культурой?

  16. Назвать основные педагогические цели внедрения ИКТ в учебный процесс?

  17. Привести 3-4 примера образовательных задач внедрения ИКТ в учебный процесс?

  18. В чем суть информационного подхода в обучении?

  19. В чем суть информационно-деятельностного подхода в обучении?

  20. Что понимают под педагогическими технологиями в настоящее время?


Критерии оценки:

«Отлично» - ставится при полном ответе на все вопросы.

«Хорошо» - ставится, если при выполнении не отвечено на 1-3 вопроса, или допущены незначительные ошибки.

«Удовлетворительно» - ставится, если при выполнении не отвечено на 4-7 вопросов или допущены значительные ошибки.

«Неудовлетворительно» - ставится, если обучающийся не справился с заданием.


Список литературы

  1. Могилев А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Могилев, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак; под ред. А.В. Могилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»), 2006.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Могилев А.В. и др. Информатика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1:Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000.

  6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч2:Офисная технология и информационные системы. - М: Лаборатория Базовых Знаний,2000.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Раздел 2. Автоматизированные рабочие места (АРМ)

Подготовка сообщений по теме «АРМ воспитателя»

Цель: умение подбирать оборудование для создания АРМ рабочего места воспитателя.

Условия выполнения: вне аудитории, компьютер, рабочая тетрадь, учебники, ГКС Интернет

Время выполнения: 240 минут.

Задание: создать автоматизированное ребячье место воспитателя.

Методические рекомендации:

Современное оборудование – один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном мире переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения.

Современные средства обучения (СО) можно классифицировать по различным критериям. С точки зрения представляемой информации и инновационных технологий, в современной системе средств обучения представлены следующие СО:

  • Печатные СО – различные СО на печатной основе (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, словари, литература для дополнительной и самостоятельной работы, раздаточные материалы и др.).

  • Аудийные СО – аудиохрестоматии, аудиокниги и т.п.

  • Аудиовизуальные СО – коллекции слайдов, экранные пособия, учебные фильмы на различных носителях, а также мультимедийные образовательные ресурсы (в т.ч. цифровые) – электронные учебники.

  • Наглядно-демонстрационные СО – гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,

  • модели демонстрационные и т.п.

  • Приборы и оборудование – приборы, используемые в учебных целях: барометры, компасы; тренажеры и различные виды учебного оборудования, в т.ч. для технического обеспечения занятий в среде мультимедиа: программно-аппаратные средства на базе электронных компьютерных технологий и др.

Современная система средств обучения (СССО) представляет собой органичное сочетание традиционных (уже известных) и инновационных (находящихся в развитии) средств обучения. С точки зрения соотношения традиционных пособий и средств новых информационных технологий и требований к новым средствам обучения и методическим аспектам их применения, к традиционным средствам обучения относятся все средства, которые ограничены реализацией базовых дидактических функций и одним видом представляемой информации (только визуальная в печатных средствах и т.п.).

В этом случае инновационными будут средства обучения, применяя которые воспитатель имеет возможность реализовывать вариативный набор функций; информация в них представлена комплексно. Инновационными по отношению к традиционной системе средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных (компьютерных) технологий.

СССО находится в постоянном развитии. Вариативность и личностно-ориентированный подход требуют введения в новые средства обучения не только иллюстративных и познавательных материалов, но и реализацию креативных функций, более широких возможностей для поисковой и творческой деятельности детей, практической связи учебного материала и реальности.

Мультимедийные средства обучения представляют собой коллекции различных видов текстовой, аудитивной, визуальной и аудиовизуальной информации, что способствует решению самых разнообразных методических задач, которые ставит перед собой воспитатель.

Так, современное мультимедийное пособие может объединять в себе и печатные тексты, и аудиозаписи, и фрагменты фильмов, и тесты, и интерактивные обучающие программы или тренажеры, и функцию взаимодействия с окружающим информационным пространством, и методические рекомендации по использованию отдельных разделов.

В настоящее время главным условием для достижения образовательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей, способностей, уровня подготовки, «зоны ближайшего развития», а также перевод обучающихся из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта самоуправления.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность обучающихся. Таким образом, в современной системе средств обучения существует тематическая, внутрипредметная и межпредметная взаимосвязь между средствами обучения. Особое внимание должно быть уделено тандему субъектов процесса обучения: педагог – обучающийся. Педагог использует средства обучения в целях реализации функций воспитательной, развивающей, обучающей и административной. Обучающийся применяет средства обучения для учебно-познавательной деятельности и реализации практической направленности процесса обучения. В связи с этим должен быть проведен специальный отбор средств обучения – как традиционных, привычных для учителя массовой школы (печатные материалы, натуральные объекты, модели и т.п.), так и современных, представленных средствами информатизации процесса обучения.

В основу разработки СССО должны быть положены следующие требования ФГОС.

Воспитание и развитие качеств личности учащихся, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предполагает необходимость оснащения учебных кабинетов высокотехнологичным учебным оборудованием на базе цифровой техники.

Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования – в пределах образовательного учреждения должен быть обеспечен доступ учащихся к основным средствам обучения в целях реализации учебно-познавательной деятельности в рамках урочной и внеучебной деятельности, что может быть реализовано посредством создания автоматизированных рабочих мест ученика, оснащенных современной техникой.

Обеспечение осуществления в электронной (цифровой) форме деятельности по планированию образовательного процесса, размещение и сохранение материалов образовательного процесса (созданных педагогом), учебных работ и результатов освоения образовательной программы учащимися (формирование портфолио), доступ участников образовательного процесса к информационно - образовательным ресурсам в сети Интернет, взаимодействие между участниками образовательного процесса средствами сети Интернет – может быть реализовано посредством создания автоматизированных рабочих мест педагога, оснащенных компьютерной техникой.

Необходимость учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся, роли и значений видов деятельности и форм общения – должно быть реализовано в учебном процессе с использованием как традиционных средств обучения (учебно-наглядные пособия на печатной и непечатной основах, гербарии, коллекции, модели, макеты, муляжи и пр.), так и инновационных, высокотехнологичных средств обучения на базе цифровых технологий.

Обеспечение условий для овладения учащимися практическими умениями и навыками в

различных видах художественной деятельности, в том числе в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); технологическими приемами ручной обработки материалов; для создания предметной и информационной среды и формирования умений применять их при выполнении учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач; для изучения природы и окружающего мира, в том числе с использованием цифровых (компьютерных) измерительных приборов, карт, планов и др. – выявляет необходимость оснащения учебных кабинетов учебно-практическим оборудованием и инструментами для выполнения учащимися практической деятельности по музыкальному и художественному творчеству, трудовому обучению, цифровому (электронному) и традиционному измерению, для проектирования и конструирования, в т.ч. моделей с цифровым управлением и обратной связью, и пр. Обеспечение учебного процесса учебниками и ( или ) учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам – наиболее целесообразный путь реализации требования посредством обеспечения учебного процесса учебно-методическими комплектами, отвечающими требованиям ФГОС, созданными на основе единой методологии, по единым методическим принципам, обеспечивающими преемственность, универсальность и технологизацию организации образовательного процесса.

При формировании СССО все множество средств обучения рассматривалось с позиции системных требований, где в качестве системообразующего компонента положен учебно-методический комплект (УМК), или система, линия учебников.

Таким образом, современная система средств обучения – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения, которая интегрирует и функционально обеспечивает все уровни информационно-образовательной среды и обеспечивает выполнение требований.

ПРИМЕР. Автоматизированные рабочие места педагога.

АРМ педагога – это профессионально-ориентированная совокупность программно-

аппаратных средств, объединенных в комплексное решение, интегрированная в информационно-образовательную среду образовательного учреждения и предназначенная для автоматизации обучающей, воспитательной и административной деятельности педагога.


Уровни комплектации инновационными средствами обучения АРМ педагогического работника

Минимальный уровень комплектации кабинета начальной школы

Аппаратная часть

  • Ноутбук.

  • Приставка интерактивная с программным обеспечением.

  • Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием.

  • Проектор короткофокусный с настенным креплением.

  • Документ-камера Ken-a-vision с программным обеспечением.

  • Принтер лазерный.

  • Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass (13 пультов с чипами) с базовым программным обеспечением

  • Модульная система экспериментов PROlog с базовым программным обеспечением:

    • модуль Температура;

    • модуль Освещенность;

    • модуль Относительная влажность;

    • модуль Звук;

    • модуль Атмосферное давление;

    • модуль питания;

    • модуль сопряжения;

    • комплект кабелей;

    • кейс.

  • Микроскоп цифровой.

Программная часть

  • Предустановленное системное ПО: Операционная система Microsoft Windows 7 Home Basic 32 bit, пакет официальных программ Microsoft Office 2010 Standart.

  • Программное обеспечение функционирования Системы контроля и мониторинга качества знаний PROСlass с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов.

  • Программное обеспечение функционирования Модульной системы экспериментов PROLog с интегрированным набором лабораторных работ по различным темам предмета.

  • Инструктивно-методические материалы

  • Руководство пользователя АРМ (брошюра + CD).

  • Инструктивно-методические материалы по проведению лабораторных работ c использованием Модульной системы экспериментов PROLog по предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» (брошюра + CD).

  • Инструктивно-методические материалы для педагога с рекомендациями по использованию Системы контроля и мониторинга качества знаний PROСlass (брошюра + CD).

  • Инструктивно-методические материалы для педагога с рекомендациями по использованию документкамеры (брошюра + CD).

  • Пособие для педагога «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Начальная школа 1 – 4 классы» (комплект пособий по основным предметам) (брошюра + CD).

  • Базовый уровень комплектации кабинета начальной школы

Аппаратная часть

  • Ноутбук.

  • Доска интерактивная (не менее 77'') с программным обеспечением.

  • Проектор короткофокусный с настенным креплением.

  • Устройство многофункциональное (принтер / сканер / копир).

  • Система контроля качества знаний PROClass (13 пультов и 25 чипов) с базовым программным обеспечением.

  • Модульная система экспериментов PROlog с базовым программным обеспечением:

    • модуль Температура;

    • модуль Освещенность.


Критерии оценки:

«Отлично» - ставится если АРМ выполнена в соответствии с требованием к заданию.

«Хорошо» - ставится, если АРМ разработана не в полном объеме.

«Удовлетворительно» - ставится, если АРМ содержит грубые погрешности.

«Неудовлетворительно» - ставится, если обучающийся не выполнил задание.


Список литературы:

  1. Могилев А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Могилев, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак; под ред. А.В. Могилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»), 2006.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Могилев А.В. и др. Информатика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1:Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000.

  6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч2:Офисная технология и информационные системы. - М: Лаборатория Базовых Знаний,2000.





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Раздел Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы.

Подготовка сообщений на тему «Информационные технологии. Виды информации».


Цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в результате обучения и их коррекция по полноте, глубине, обобщённости, сознания.

Условия выполнения: вне аудитории, компьютер, рабочая тетрадь, текстовый редактор Microsoft Word, учебники, ГКС Интернет

Время выполнения: 180 минут.

Задание: Подготовить сообщения на тему «Информационные технологии. Виды информации»

Методические рекомендации:

Подготовить устное сообщение на тему «Информационные технологии. Виды информации»


Критерии оценки:

Оценка 5 «отлично»: за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, качественно выполнять все виды практических работ, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное и логичное изложение ответа (в устной или письменной форме) на практико-ориентированные вопросы, обоснование своего высказывания с точки зрения теоретических положений.

Оценка 4 «хорошо»: если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания на практике, грамотно излагает ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

Оценка 3 «удовлетворительно»: если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при выполнении заданий.

Оценка 2 «неудовлетворительно»: если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания по дисциплине, допускает ошибки, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.


Список литературы

  1. Могилев А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Могилев, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак; под ред. А.В. Могилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»), 2006.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Могилев А.В. и др. Информатика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1:Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000.

  6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч2:Офисная технология и информационные системы. - М: Лаборатория Базовых Знаний,2000.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Использование информационных систем в дошкольном образовании.

Составить схему информационную систему выбранной организации.

Цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в результате обучения и их коррекция по полноте, глубине, обобщённости, сознания.

Условия выполнения: вне аудитории, компьютер, текстовый редактор Microsoft Word или Microsoft Visio, учебники, ГКС Интернет

Время выполнения: 180 минут.

Задание: Составить схему информационную систему выбранной организации

Методические рекомендации:

Информация - это некоторые сведения, знания об объектах и процессах реального мира. Экономическая информация отображается, как правило, в виде документов.

Документ- это материальный носитель информации, имеющий юридическую силу и оформленный в установленном порядке.

Система - это комплекс взаимосвязанных средств, выступающих как единое целое. Каждая система характеризуется структурой, входными и выходными потоками, целью и ограничениями, законом функционирования.

Система охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое в достижении поставленных целей.

Каждая система включает в себя компоненты

1.Структура системы – это множество элементов системы и взаимосвязей между ними.

2. Функции каждого элемента системы

3. Вход и выход каждого элемента и системы в целом.

4. Цели и ограничения системы и ее отдельных элементов (достижения уменьшение затрат и увеличение прибыли)

Каждая система обладает свойствами делимости и целостности.

ИС обеспечивает сбор, хранения, переработку информации об объекте снабжающих работников различного ранга информацией для реализации функций управления.

ЭИС – это система, функционирование которой заключается в сборе, хранении, обработки и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта реального мира.

ЭИС предназначены для решения задач обработки данных автоматизации делопроизводства, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта (из лекций).

Информационная система (ИС) - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизированного сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Обычно ИС имеют дело с большими объемами информации, которая имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем являются банковские системы, системы продажи билетов на транспорте и др.

ИС всегда специализируется на информации из определенной области реального мира: экономики, техники, медицины и т.д. Часть реального мира, отображаемая в ИС, называется предметной областью. Поэтому экономические ИС - это ИС, предметной областью которых является экономика. В этом смысле она выступает как информационная модель предметной области.

Любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС)- это совокупности внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Структура ИС

Наиболее общим разделением подсистем ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной частей. Функциональная часть фактически является моделью системы управления объектом. Применительно к системам управления признаком структуризации могут служить функции управления объектом, в соответствии с которыми ЭИС состоит из функциональных подсистем. Обеспечивающая часть ЭИС состоит из информационного, технического, программного, организационного, правового и других видов обеспечения.

Независимо от признаков любая ЭИС состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Функциональная часть определяется совокупностью решаемых задач, выделенных по определенным видам деятельности различных хозяйствующих объектов (по функциям).

Обеспечивающая часть представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определенного вида, которые обеспечивают функционирование системы в целом или ее отдельные элементы. К обеспечивающим подсистемам относится: информационное обеспечение ИО, техническое обеспечение ТО, математическое обеспечение МО, правовое обеспечение Прав.О, программное обеспечение ПО, организационное обеспечение Орг.О, технологическое обеспечение Тех.О

ИО – совокупность единой системы классификации и кодирования информации унифицируемых систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организациях, а также методология построения БД ИО подразделяется на внемашинное и внутримашинное.

Внемашинное унифицируемая система документации, а также систему классификации т кодирования учетной информации.

Внутримашинное – документы и массивы документов, находящиеся в памяти ЭВМ в виде библиотек, архивов, БД, баз знаний.

ТО – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Тех.О – ориентирванно на выбранную информационную технологию ввода регистрации передачи, обработки и выдачи результативной информации. (централизованная, распределенная, децентрализованная)

ПО – входят: общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация (ОС, оболочки, программы….)

Мат.О. – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации целей и задач ИС, а также функционирования комплекса технических средств.

Орг.О – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Прав.О. – совокупность правовых норм, определяющих создание юридический статус и функционирование ИС, регламентирующий порядок получения преобразования и использования информации. (из лекций)

Структура информации включает в свою совокупность следующие понятия: информационное пространство, предметная область, объект, экземпляр объекта, свойства объекта, взаимодействие объектов и свойства взаимодействия. Описать предметную область – это значит перечислить объекты и взаимосвязи между ними, а за тем описать их атрибутами и составными единицами информации.

Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под информационной совокупностью понимается группа данных, характеризующих объект, процесс, операцию. По структурному составу информационные совокупности можно разделить на:

  • реквизиты,

  • показатели,

  • документы.

Пример схемы ИС школы.


Критерии оценки:

«Отлично» - ставится если схема ИС выполнена в соответствии с требованием к заданию.

«Хорошо» - ставится, если ИС разработана не в полном объеме.

«Удовлетворительно» - ставится, если ИС содержит грубые погрешности.

«Неудовлетворительно» - ставится, если обучающийся не выполнил задание.


Список литературы

  1. Могилев А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Могилев, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак; под ред. А.В. Могилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»), 2006.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Могилев А.В. и др. Информатика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1:Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000.

  6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч2:Офисная технология и информационные системы. - М: Лаборатория Базовых Знаний,2000.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Экспертные системы поддержки принятия решений, моделирования прогнозирования

Создание тематического кроссворда

Цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в результате обучения и их коррекция по полноте, глубине, обобщённости, сознания.

Условия выполнения: вне аудитории, компьютер, текстовый редактор Microsoft Word или Microsoft Exel, учебники, ГКС Интернет

Время выполнения: 360 минут.

Задание: Составить схему информационную систему выбранной организации

Методические рекомендации:

Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.

Составление кроссвордов рассматривается как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объёму слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению кроссворда:

  • внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);

  • определите круг понятий по изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;

  • составьте вопросы к выбранным понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование);

  • продумайте дизайн кроссворда, его эстетическое оформление;

  • начертите кроссворд и оформите список вопросов к нему;

  • оформите ответы на кроссворд на отдельном листе;

  • проверьте правильность выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации, количество соответствующих ячеек).

Общие правила составления кроссвордов:

  • загаданные слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

  • не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно - ласкательную окраску;

  • не используются аббревиатуры и сокращения;

  • в каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква;

  • каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры;

  • имён собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;

  • не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные и нецензурные слова;

  • не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из обихода слова;

начинать составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.

Правила оформления кроссвордов:

  • кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере;

  • при составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде;

  • рисунок кроссворда должен быть чётким;

  • сетка кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:

  • 1-й экземпляр – с заполненными словами;

  • 2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.

  • толкования слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;

  • каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней;

  • ответы на кроссворд оформляются на отдельном листе.

  • готовая работа предоставляется на контроль в установленный срок.

Примечание: интересные и оригинальные кроссворды могут быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования.

Критерии оценки:

«Отлично» - ставится если выставляется, если термины и определения написаны грамотно, допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений; определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта; кроссворд содержит не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и точно оформлен в соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при оформлении кроссворда использовано специальное программное обеспечение; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.

«Хорошо» - ставится, если содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочёты: ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; кроссворд содержит не менее 10 слов информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов; в оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность; эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.

«Удовлетворительно» - ставится, если студент работу не выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 - 9 слов информации; содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

«Неудовлетворительно» - ставится, если обучающийся не выполнил задание.


Список литературы

  1. Могилев А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Могилев, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак; под ред. А.В. Могилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»), 2006.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Могилев А.В. и др. Информатика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1:Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000.

  6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч2:Офисная технология и информационные системы. - М: Лаборатория Базовых Знаний,2000.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Могилев А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Могилев, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак; под ред. А.В. Могилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»), 2006.

  3. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2012.

  4. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014

  5. Грацианова Т. Ю. Программирование в примерах и задачах : учебное пособие — М. : 2016.

  6. Мельников В.П. , Клейменов С.А. , Петраков А.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / под ред. С.А. Клейменова. – М.: 2013.

  7. Новожилов Е.О. , Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. – М.: 2013.

  8. Парфилова Н. И. , Пылькин А. Н. , Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. – М.: 2014.

  9. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017.

  10. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс .– М., 2017.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агафонова Елена Михайловна

Дата: 15.04.2020

Номер свидетельства: 546772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "МР по выполнению ПР обучающихся по дисциплине «Информатика и информационно – (икт) в проф. деятельности» для специальности «Дошкольное образование» (заочное)"
    ["seo_title"] => string(80) "mr_po_vypolneniiu_pr_obuchaiushchikhsia_po_distsipline_informatika_i_informatsio"
    ["file_id"] => string(6) "552280"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591088440"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "МР К ВЫПОЛНЕНИЮ СР ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД «ИНФОРМАТИКА» для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
    ["seo_title"] => string(80) "mr_k_vypolneniiu_sr_obuchaiushchikhsia_po_distsipline_oud_informatika_dlia_spets"
    ["file_id"] => string(6) "543214"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584510944"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "МР ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПР ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕН 0.2 «ИНФОРМАТИКА» для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
    ["seo_title"] => string(80) "mr_po_vypolneniiu_pr_obuchaiushchikhsia_po_distsipline_en_0_2_informatika_dlia_s"
    ["file_id"] => string(6) "543213"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584510823"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "МР по выполнению СР обучающихся по дисциплине «Информатика и ИКТ в проф. деятельности» для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» (заочная)"
    ["seo_title"] => string(80) "mr_po_vypolneniiu_sr_obuchaiushchikhsia_po_distsipline_informatika_i_ikt_v_prof_"
    ["file_id"] => string(6) "552281"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591088596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства