Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
2 Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ 5
Раздел 1.Программное и аппаратное обеспечение ИКТ 5
Тема 1.1.Аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК) 5
Тема 1.2. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе 5
Раздел 2. Возможности использования ресурсов сети Интернет 6
Тема 2.1. Возможности использования ресурсов сети Интернет 6
Раздел 3. Решение дидактических и методических задач воспитателем ДОУ с помощью программного обеспечения ПК 6
Тема 3.1. Обработка текстовой информации 6
Тема 3.2. Обработка числовой информации 7
Тема 3.3. Обработка мультимедийной и графической информации 8
Заключение 10
3 Литература и источники 10
Приложение 1. Методические рекомендации по подготовке сообщения 11
Приложение 2. Методические рекомендации по подготовке доклада 11
Приложение 3. Методические рекомендации по составлению презентаций 12
Пояснительная записка
Для студентов первого курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 37 часов.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов по Информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в профессиональной деятельности и проводится с целью:
систематизации, применения и закрепления полученных знаний и умений студентов, формирования навыков;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать учебную и справочную литературу, интернет-источники;
развития познавательных способностей, самостоятельности и самоорганизованности;
развития исследовательских умений.
Для достижения этих целей рабочей программой предусмотрены следующие виды самостоятельной работы.
Тематика
часы
Подготовка доклада с презентацией
6
Создание презентации
9
Расчетная работа в MS Excel
4
Оформление родительского уголка в соответствии с возрастной группой ДОУ
10
Подготовка наглядной информации
4
Сбор информации по индивидуальной теме
4
Выполнение расчетных работ направлено на формирование умений и навыков.
Подготовка презентаций по темам чаще всего носит индивидуально-групповой характер и в дальнейшем используется на уроках в качестве занимательного материала. Защита творческих работ оценивается отдельно.
Оформление родительского уголка в соответствии с возрастной группой
Каждая самостоятельная работа выполняется индивидуально и оценивается отдельно.
Ниже представлены методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ.
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
Раздел 1.Программное и аппаратное обеспечение ИКТ Тема 1.1.Аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК)
Самостоятельная работа №1Сбор информации по индивидуальной теме об аппаратном и программном обеспечении компьютера
Вид самостоятельной работы: накопление информации по выбранной теме; структурирование собранной информации по папкам.
Цели: отработка навыков аналитического мышления, сбор информации для дальнейшего использования её на занятиях.
Задачи
Учебные: дополнение знаний об аппаратном и программном обеспечении персонального компьютера; отработать навыки выполнения операций с папками и файлами.
Воспитательные: формирование внимательности, аккуратности
Оценка выполнения: При выставлении оценки учитывается системность и целостность подобранной информации.
Вид выполнения: индивидуальное
Алгоритм действий:
На своем съемном диске создайте папку «Компьютер». В ней создайте папки: «Изображения», «Тексты».
Выберите одну из тем для поиска информации.
История создания персональных компьютеров (ПК). Поколения ПК.
Периферийные устройства ПК, служащие для ввода информации.
Классификация компьютеров.
Архивация данных. Программы-архиваторы.
Понятие информации. Виды и единицы измерения информации.
Операционные системы ПК.
Виды памяти ПК.
Графические редакторы и процессоры.
Классификация ОС.
Используя поисковые системы, найдите в интернете информацию по выбранной теме:
Текст, скопированный с web-страницы, помещайте в текстовый документ, сюда же помещайте адрес страницы. Таким образом, в одном документе должны быть сохранены тексты из разных источников)\(не менее 5). Сохраните полученный документ в папку «Тексты».
Изображения (иллюстрации) сохраняйте в папку «Изображения».
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 4 часа.
Тема 1.2. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе
Самостоятельная работа №2:Безопасность ребенка при использовании ПК.
Вид самостоятельной работы: Подготовка наглядной информации для родителей в текстовом редакторе MSWord
Цели: отработка навыков аналитического мышления
Задачи
Учебные: подготовка в текстовом редакторе памятки для родителей дошкольников на тему «Безопасность ребенка при использовании ПК»
Воспитательные: формирование внимательности, аккуратности
Оценка выполнения: При выставлении оценки учитывается системность и целостность подобранной информации.
Вид выполнения: индивидуальное
Алгоритм действий:
Выберите возрастную группу дошкольников
Соберите информацию по теме: «Безопасность ребенка при использовании ПК», используя интернет-источники. Информация обязательно должна содержать следующие пункты:
техника безопасности при работе на компьютере
организация рабочего места ребенка
соблюдение санитарно – гигиенических норм (время работы дошкольника за компьютером, гимнастика)
обеспечение информационной безопасности ребенка при работе в Интернет.
Подготовьте наглядную информацию для родителей дошкольников выбранной возрастной группы по указанной теме в текстовом редакторе MSWord, соблюдая следующие требования:
Информация должна быть размещена на двух листах формата А4, отпечатанных с одной стороны
Обязательно наличие иллюстраций
Обязательно указание источников информации,
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 4 часа
Раздел 2. Возможности использования ресурсов сети Интернет Тема 2.1. Возможности использования ресурсов сети Интернет
Самостоятельная работа № 3: Использование ИКТ в образовательном процессе.
Вид самостоятельной работы: Подготовка доклада с презентацией
Цели: отработка навыков аналитического мышления
Задачи
Учебные: отработка навыков работы с Интернет – источниками.
Воспитательные: формирование внимательности, аккуратности
Оценка выполнения: При выставлении оценки учитывается системность и целостность подобранной информации.
Вид выполнения: индивидуальное
Алгоритм действий:
Соберите информацию по теме«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе», используя интернет - источники.
Изучите Организационный раздел и Приложения ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на сайте Федерального Института Развития Образования (Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014 [Электронный ресурс] – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf)
Оформите родительский уголок для выбранной возрастной группы и выбранного сезона в текстовом редакторе MSWord, соблюдая следующие условия и рекомендации:
Стенд должен содержать следующие информационные листы:
Распорядок дня
Сетка занятий
Объявление: приглашение родителей на праздник (название праздника в зависимости от сезона)
Меню.
Организация прогулок
Рекомендации 3- xспециалистов: логопеда (для детей 5-7 лет); медицинского работника(рекомендации по закаливанию); музыкального работника (организация досуга ребенка дома); психолога
Стенд должен быть красочно оформлен.На каждом информационном листе должно присутствовать название группы. При оформлении стенда следует использовать не только надписи, но и иллюстрации и фотографии.
При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, название сайта обязательна
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 10 часов.
Тема 3.2. Обработка числовой информации
Самостоятельная работа № 5: Построение графика диагностики познавательного развития в MS Excel
Вид самостоятельной работы: Расчетная работа в MS Excel
Цели: проверка умения применять полученные знания
Задачи
Учебные: отработка навыков создания электронных таблиц и диаграмм.
Воспитательные: развитие творческих способностей студентов, формирование умений работы с информацией, широты кругозора
Оценка выполнения: При оценивании учитывается аккуратность, соблюдение методических рекомендаций
Вид выполнения: индивидуальное
Алгоритм действий:
Ознакомьтесь с диагностическим материалом по программе «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И.
Выберите возрастную группу дошкольников. Придумайте название группы и список детей из 15 20 человек.
Придумайте показатели познавательного развития (6-8), руководствуясь программой «Детство».
Создайте в MS Excel таблицу «Результаты освоения образовательной программы».
Каждый показатель должен быть оценен по 3-х бальной системе:
Высокий уровень (3): Полностью самостоятельно справился с заданием, выполнив его без ошибок.
Средний уровень(2): Выполняет с помощью воспитателя.
Низкий уровень (1): Знания и умения поверхностны, неустойчивы или отсутствуют
Подсчитайте общий результат по каждому ребенку.
Постройте график зависимости и гистограмму по двум столбцам таблицы: ФИО ребенка и Общий результат. Посмотрите, какая диаграмма более наглядна. Оставьте одну, вторую удалите.
Подсчитайте средний результат по каждому ребенку.
Создайте вторую таблицу, в которой отразится процентное соотношение детей с разнымуровнем освоения программы (по среднему результату).
Вторая таблица должна заполняться автоматически при изменении результатов первой.
Постройте круговую диаграмму.
Пример:
«Результаты освоения образовательной программы».
Образовательная область «Художественное творчество»
Группа № ______ (вторая младшая).
Дата_______________
Воспитатели ___________________
№
Фамилия, имя ребенка
Правильно пользуется карандашами, кистью и красками.
Может изобразить отдельные предметы.
Правильно подбирает цвета.
Лепит предметы, состоящие из 1-3 частей.
Может создать изображение предмета из готовых форм.
Средний результат
Общий результат
1.
2.
Высокий уровень (3 б): Полностью самостоятельно справился с заданием, выполнив его без ошибок.
Средний уровень(2 б): Выполняет с помощью воспитателя.
Низкий уровень(1 б): Знания и умения поверхностны, неустойчивы или отсутствуют
Высокий уровень %
Средний уровень %
Низкий уровень %
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 4 часа.
Тема 3.3. Обработка мультимедийной и графической информации
Самостоятельная работа № 6: Подвижные игры детей дошкольного возраста
Вид самостоятельной работы: Создание презентации по теме
Цели: проверка умения применять полученные знания
Задачи
Учебные: отработка навыков создания презентаций в PowerPoint.
Воспитательные: развитие творческих способностей студентов, формирование умений работы с информацией, широты кругозора
Оценка выполнения: При оценивании учитывается красочность оформления, соблюдение методических рекомендаций
Вид выполнения: индивидуальное
Алгоритм действий:
Найдите информацию по теме «Подвижные игры детей дошкольного возраста», используя интернет – источники
Прочитайте приложение 3 Методические указания по созданию презентации
Создайте презентацию в программе Power Point на заданную тему.
В презентацию вставьте видео-фрагменты 2-х – 3-х игр.
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 9 часов.
Заключение
В результате использования таких форм организации самостоятельной работы обучающимися приобретаются навыки и умения работы с различным дидактическим материалом, у них повышается интерес к изучению информатики и ИКТ и осознания значимости знания ИКТ, таким образом, повышается активность обучающихся во время работы на уроке.
Конкретные формы организации самостоятельной работы определялись с учетом индивидуального подхода к обучающимся с разным уровнем подготовки. Целью работы преподавателя видится в сформированности эффективной системы организации внеаудиторной работы.
Самостоятельная работа обучающихся должна способствовать успешной академической успеваемости по дисциплины, формирования навыков в использовании Информатики и ИКТ в профессиональной деятельности.
Литература и источники
Основные источники:
Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А. Технические средства информатизации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., Академия, 2013
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. Пособие для нач. проф. Образования – М., Академия, 2011
Дополнительные источники:
Веракса Н.Е. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014 [Электронный ресурс]– URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf)
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно- научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
5byte.ru. (Информатика на пять) [Электронный ресурс] - URL: http://www.5byte.ru/ (дата обращения – 18.08.2017)
excel-office. ru (Практическое руководство по работе с программами MSWord и MS Excel)[ Электронный ресурс] – URL:http://www.excel-office.ru/ (Дата обращения – 18.08.2017)
Приложение 1.Методические рекомендации по подготовке сообщения
Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.
Этапы подготовки сообщения:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план.
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.
Приложение 2. Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
название доклада;
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
11 Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Требования к оформлению доклада:
На титульном листе размещается :
Тема доклада;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
Объем доклада должен составлять 2-3 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Приложение 3. Методические рекомендации по составлению презентаций
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов
Стиль
необходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон
для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование цвета
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты
нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание информации
следует использовать короткие слова и предложения;
времена глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице
предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней
Шрифты
для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации
Следует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации
не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.