kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Введение в теорию графов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Моделирование" на профильном уровне в 11 классе. Соответствует теме "Иерархические модели". Содержит теоретический материал по теории графов, алгоритм Крускала, тренировочные задания по изучаемой теме. Материал адаптирован к УМК Н.Д.Угриновича.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Введение в теорию графов»

Введение в теорию графов

Введение в теорию графов

Граф G = (V, R) V – множество вершин  R - множество ребер, соединяющих пару вершин R 12 V 2 V 1 V 5 R 25 R 15 R 23 R 14 R 45 R 35 V 3 V 4 R 34 Мощность множества – количество вершин (ребер)

Граф

G = (V, R)

V – множество вершин

R - множество ребер, соединяющих пару вершин

R 12

V 2

V 1

V 5

R 25

R 15

R 23

R 14

R 45

R 35

V 3

V 4

R 34

Мощность множества – количество вершин (ребер)

вершины не смежные смежные - соединяются ребром - не соединяются ребром R 12 V 1 V 2 R 25 R 15 V 5 R 23 R 14 V 6 R 45 R 35 V 4 V 3 R 34 V 6 – изолированная вершина

вершины

не смежные

смежные

- соединяются ребром

- не соединяются ребром

R 12

V 1

V 2

R 25

R 15

V 5

R 23

R 14

V 6

R 45

R 35

V 4

V 3

R 34

V 6 – изолированная вершина

Степень вершины - количество инцидентных ей ребер V 1 3 V 2 3 V 3 V 4 3 3 V 5 4 R 12 V 2 V 1 R 15 R 25 V 5 R 23 R 14 R 45 R 35 V 4 V 3 R 34

Степень вершины

- количество инцидентных ей ребер

V 1

3

V 2

3

V 3

V 4

3

3

V 5

4

R 12

V 2

V 1

R 15

R 25

V 5

R 23

R 14

R 45

R 35

V 4

V 3

R 34

Маршрут графа - последовательность чередующихся вершин и ребер простая цепь замкнутый  (цикл) все вершины и ребра различны начальная и конечная вершины совпадают R 12 V 2 V 1 V 5 R 15 R 25 R 23 R 14 R 45 R 35 V 4 V 3 R 34

Маршрут графа

- последовательность чередующихся вершин и ребер

простая цепь

замкнутый (цикл)

все вершины и ребра различны

начальная и конечная вершины совпадают

R 12

V 2

V 1

V 5

R 15

R 25

R 23

R 14

R 45

R 35

V 4

V 3

R 34

Ориентированный граф каждое ребро ( дуга ) имеет одно направление. Дуга – упорядоченная пара вершин. входящая степень  вершины исходящая степень  вершины - число входящих в вершину дуг - число исходящих из вершины дуг

Ориентированный граф

  • каждое ребро ( дуга ) имеет одно направление. Дуга – упорядоченная пара вершин.

входящая степень вершины

исходящая степень вершины

- число входящих в вершину дуг

- число исходящих из вершины дуг

Определите входящие и исходящие степени вершин графа: R 21 V 1 V 2 R 12 R 14 R 23 R 32 R 24 V 1 входящая исходящая V 2 V 3 V 4 V 3 V 4 R 34

Определите входящие и исходящие степени вершин графа:

R 21

V 1

V 2

R 12

R 14

R 23

R 32

R 24

V 1

входящая

исходящая

V 2

V 3

V 4

V 3

V 4

R 34

Взвешенный граф (сеть) ребрам или дугам графа поставлены в соответствие числовые величины. R 21 5 V 2 V 1 R 12 5 4 R 14 R 23 R 32 R 24 8 3 7 V 3 V 4 R 34 5

Взвешенный граф (сеть)

  • ребрам или дугам графа поставлены в соответствие числовые величины.

R 21

5

V 2

V 1

R 12

5

4

R 14

R 23

R 32

R 24

8

3

7

V 3

V 4

R 34

5

Матрица смежности - табличная форма представления графа номера вершин 1 1 0 2 2 3 35 35 3 4 4 0 0 0 17 32 32 17 0 0 0 18 18 0 несмежные вершины

Матрица смежности

- табличная форма представления графа

номера вершин

1

1

0

2

2

3

35

35

3

4

4

0

0

0

17

32

32

17

0

0

0

18

18

0

несмежные вершины

составить матрицу смежности для ориентированного графа: 5 V 2 V 1 R 12 5 4 R 14 R 23 R 24 R 32 8 3 7 V 3 V 4 R 34 5

составить матрицу смежности для ориентированного графа:

5

V 2

V 1

R 12

5

4

R 14

R 23

R 24

R 32

8

3

7

V 3

V 4

R 34

5

Подграф граф, у которого все вершины и ребра принадлежат исходному графу. R 12 V 2 V 1 R 12 V 2 V 1 R 25 V 5 R 15 R 23 R 14 V 5 R 15 R 14 R 45 R 35 V 2 R 45 V 4 V 3 R 34 R 25 V 5 V 4 R 23 R 35 V 3

Подграф

  • граф, у которого все вершины и ребра принадлежат исходному графу.

R 12

V 2

V 1

R 12

V 2

V 1

R 25

V 5

R 15

R 23

R 14

V 5

R 15

R 14

R 45

R 35

V 2

R 45

V 4

V 3

R 34

R 25

V 5

V 4

R 23

R 35

V 3

Остовной связной подграф подграф, содержащий все вершины исходного графа и каждая вершина достижима из любой другой. V 1 V 2 R 12 V 2 V 1 V 5 R 12 R 25 R 15 R 23 R 14 R 45 V 5 R 35 R 23 R 14 V 4 V 3 R 34 R 35 V 4 V 3 R 34

Остовной связной подграф

  • подграф, содержащий все вершины исходного графа и каждая вершина достижима из любой другой.

V 1

V 2

R 12

V 2

V 1

V 5

R 12

R 25

R 15

R 23

R 14

R 45

V 5

R 35

R 23

R 14

V 4

V 3

R 34

R 35

V 4

V 3

R 34

Дерево граф, в котором нет циклов. V 1 V 2 R 12 R 15 V 1 R 25 V 5 V 2 R 23 R 14 R 45 V 5 R 35 R 23 V 4 V 3 R 34 R 35 V 3 V 4 R 34 остовное связное дерево

Дерево

  • граф, в котором нет циклов.

V 1

V 2

R 12

R 15

V 1

R 25

V 5

V 2

R 23

R 14

R 45

V 5

R 35

R 23

V 4

V 3

R 34

R 35

V 3

V 4

R 34

остовное связное дерево

Преобразование графа в остовное связное дерево минимального веса. цикломатическое число γ = m – n + 1 m – количество ребер n – количество вершин V 1 V 2 R 12 R 15 V 5 R 25 γ = 8 – 5 + 1= 4 R 23 R 45 R 35 V 4 V 3 R 34

Преобразование графа в остовное связное дерево минимального веса.

цикломатическое число

γ = m n + 1

m – количество ребер

n – количество вершин

V 1

V 2

R 12

R 15

V 5

R 25

γ = 8 – 5 + 1= 4

R 23

R 45

R 35

V 4

V 3

R 34

Преобразовать граф в остовные связные деревья: V 2 V 1 R 12 R 15 R 25 V 5 R 23 R 45 R 35 V 3 V 4 R 34

Преобразовать граф в остовные связные деревья:

V 2

V 1

R 12

R 15

R 25

V 5

R 23

R 45

R 35

V 3

V 4

R 34

Алгоритм Крускала Построение остовного связного дерева минимального веса. остовной подграф с  изолированными вершинами. 1. Удалить из графа все ребра V 1 V 1 V 2 V 2 R 12 10 3 7 6 V 5 R 25 V 5 R 15 6 R 23 4 R 45 8 R 35 V 4 V 3 V 3 V 4 R 34 10

Алгоритм Крускала

Построение остовного связного дерева минимального веса.

остовной подграф с изолированными вершинами.

1. Удалить из графа все ребра

V 1

V 1

V 2

V 2

R 12

10

3

7

6

V 5

R 25

V 5

R 15

6

R 23

4

R 45

8

R 35

V 4

V 3

V 3

V 4

R 34

10

2. Сортировка ребер по возрастанию весов. R 12 10 R 12 V 2 V 1 10 R 34 10 3 R 35 8 7 V 5 6 R 25 R 15 6 R 23 7 R 25 R 14 4 8 R 45 R 14 6 R 35 V 4 V 3 6 R 23 R 34 10 R 45 4 R 15 3

2. Сортировка ребер по возрастанию весов.

R 12

10

R 12

V 2

V 1

10

R 34

10

3

R 35

8

7

V 5

6

R 25

R 15

6

R 23

7

R 25

R 14

4

8

R 45

R 14

6

R 35

V 4

V 3

6

R 23

R 34

10

R 45

4

R 15

3

3. Ребра последовательно включают в остовное дерево по возрастанию их весов: 10 R 12 R 34 10 V 2 V 1 8 R 35 7 R 25 3 7 R 15 R 25 V 5 6 R 14 6 R 23 4 6 R 45 R 23 R 45 4 V 3 V 4 R 15 3

3. Ребра последовательно включают в остовное дерево по возрастанию их весов:

10

R 12

R 34

10

V 2

V 1

8

R 35

7

R 25

3

7

R 15

R 25

V 5

6

R 14

6

R 23

4

6

R 45

R 23

R 45

4

V 3

V 4

R 15

3

4. Алгоритм заканчивает работу, когда все вершины будут объединены в одно множество. Оставшиеся ребра не включаются в остовное дерево. R 12 10 R 34 V 2 10 V 1 8 R 35 3 7 R 15 R 25 V 5 6 R 23 4 6 R 14 R 45 V 3 V 4 γ = 8 – 5 + 1= 4 вес графа = 3 + 4 + 6 + 7 = 20

4. Алгоритм заканчивает работу, когда все вершины будут объединены в одно множество. Оставшиеся ребра не включаются в остовное дерево.

R 12

10

R 34

V 2

10

V 1

8

R 35

3

7

R 15

R 25

V 5

6

R 23

4

6

R 14

R 45

V 3

V 4

γ = 8 – 5 + 1= 4

вес графа = 3 + 4 + 6 + 7 = 20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Введение в теорию графов

Автор: Кириченко Анатолий Яковлевич

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Реализация метапредметного подхода при обучении информатике "
    ["seo_title"] => string(70) "riealizatsiia-mietapriedmietnogho-podkhoda-pri-obuchienii-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "204256"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429626749"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа математического кружка "Успешный абитуриент" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-matiematichieskogho-kruzhka-uspieshnyi-abituriient"
    ["file_id"] => string(6) "131681"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416209572"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме: "Возникновение жизни на Земле" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozniknovieniie-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "106364"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403001992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства