Первый урок в разделе изучения информатики 10 класс. презентация сожержит лекционный материал в наглядном виде, с сожержательными заметками к слайдам. В конце презентации даются вопросы по пройденной теме с ответами, для проверки освоения пройденного на уроке материала. Вопросов много на каждым момент лекции, поэтому их можно использовать не все, по разному, для работы в группах. для индивидуальной работы и т.д. на усмотрение учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Введение в предмет "Информатика и ИКТ" »
Предмет «Информатика и ИКТ» 10 класс Урок 1. Введение. Структура информатики.
Автор: Зяблова А.А. учитель предмета «Информатика и ИКТ»
Новая информационная революция
Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности.
Мы переживаем эпоху осознания человеком влияния информации на всю его жизнь. Эпоха стремительной информатизации касается всех сторон нашей жизни. Информация, как и прежде, находится всюду вокруг нас. Каждый листочек, падающий с пожелтевших деревьев, как бы старается привлечь к себе наше внимание и сообщить нам, что осень так прекрасна, что не за горами зимняя сказка. А нам так не хочется расставаться с ласковыми и теплыми днями. Мы еще не насладились летом. Присмотритесь: природа постоянно щедро дарит свою информацию. Нужно только уметь это увидеть, почувствовать и считывать данные повсюду. Но в обычной жизни человек не всегда четко осознает, что он имеет только пять органов чувств для восприятия окружающей среды, что оказывается ему не дано все почувствовать, ощутить в восприятиях. Тем не менее эти пять органов чувств все же позволяют человеку прийти к правильному выводу, что жизнь невозможна без постоянного возникновения и движения информации. Информация - это свойство, присущее каждому живому и неживому объекту или явлению нашего загадочного мира. Люди не всегда могут воспринимать, обнаруживать информацию. Но это не значит, что ее - информации нет или нет явления, от которого она исходит.
Например, органы чувств человека не дифференцируют наличие в среде длинных, коротких и средних радиоволн, радиоактивного, ультрафиолетового, инфракрасного излучений. Лишь только по отдаленным последствиям человек может судить о полученной дозе радиации. Кроме того, мы также знаем, что в дневное и ночное время суток постоянно ведутся телевизионные и радиотрансляционные передачи. Но наш организм никак не реагирует на их наличие или отсутствие в эфире. Во всяком случае мы убеждены в их экологической чистоте. Лишь специальные приборы, созданные руками человека, так называемые приемники позволяют их обнаруживать и ставить на службу цивилизации. Итак, отсюда следует, что в мире, в котором мы живем еще очень много такого, что мы не можем познать в непосредственном контакте, в ощущениях, в восприятиях. Наши органы чувств несовершенны. Но им на помощь приходит наш мозг - мощный биологический компьютер, дарованный нам от рождения нашими родителями, которые получили его так же от своих родителей и так далее мы наблюдаем вечный процесс жизни. Так устроен мир. Но почему и зачем это так, мы до сих пор много спорим. И все равно этого совершенно не знаем. Нет достаточной и бесспорной информации, и тогда на место знаний приходит информация, основанная на догадках или на слепой фанатичной вере.
Информационная революция - это преобразование общественных отношений, вызванное кардинальными изменениями в сфере обработки информации.
Человечество вошло в XXI век. К этому времени накоплено столько информации для размышления, что люди пришли к выводу о том, что за всю историю цивилизации произошли четыре настоящие информационные революции.
Всякий раз в таких случаях человеческое общество поднималось на качественно новую ступень своего развития.
Первая информационная революция связана с появлением письменности. Изобретение алфавитов, папируса, пергамента привело к возможности создавать античные библиотеки - хранилища знаний.
В середине XVI века происходит новая информационная революция , связанная с появлением книгопечатания, с изобретением печатного станка. Это радикально изменило человека, его уровень мышления, культуру и всю деятельность.
Очередная третья информационная революция происходит в конце XIX века. В это время было открыто электричество. Вследствие чего появились такие средства приема и передачи данных, как телеграф, телефон, радио. Все эти новшества значительно повлияли на скорость передачи информации, позволили оперативно передавать и накапливать данные в неограниченном объеме практически в любой точке земли и, что самое главное, оперативно их использовать.
Четвертая современная информационная революция связана с изобретением микропроцессора. Произошло это в 70-е годы XX-го века. Человек оторвался от Земли и совершил в июле 1969 года полет на Луну. На борту космического корабля находился микрокомпьютер. В этот период появляются: персональный компьютер, основанный на микропроцессорной технологии, компьютерные сети, спутниковые системы передачи данных, информационные телекоммуникации. В этот период произошел переход от механических и электрических средств передачи данных к электронным средствам передачи данных. В связи с осуществлением проекта полета на Луну возникает миниатюризация всех устройств, приборов и узлов вычислительной техники. Одновременно происходит создание и развитие программно-управляемых устройств и процессов. Получает свое признание и развитие новая наука кибернетика. Появляется новая научная дисциплина информатика.
Информационные технологии (ИТ) - это современные безбумажные технологии, основанные на использовании новейших средств вычислительной техники, микрокомпьютеров, современных методов и средств сбора, передачи, накопления, обработки исходных данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Телекоммуникации - это дистанционная передача данных на базе новейших компьютерных сетей, микрокомпьютерной вычислительной техники и современных технических средств связи.
Все это привело к небывалому росту потребности в знаниях, к созданию новейших средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий привело к становлению и развитию современного информационного общества. В этих условиях многие государства принимают прогрессивные решения о развитии нового научного премета - информатики и преподавания его в школе.
Термины: информатика, кибернетика.
Термин "информатика" возник в 60-е годы во Франции в связи с развитием компьютерной микропроцессорной техники для обозначения новой научной области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин "informatique" (информатика) образован от двух слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает "информационная автоматика" или "автоматизированная переработка информации". В станах, говорящих на английском языке, этому термину соответствует термин "computer science" (наука о компьютерной технике, компьютерное дело).
Информатика - это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения. Информатика изучает законы, методы и процессы получения информации, ее передачи, накопления, обработки и использования в разных отраслях народного хозяйства, науки и техники с применением электронно вычислительных машин и новейших средств связи.
В "Толковом словаре по информатике" В.И.Першикова и В.М.Савинкова (Москва, "Финансы и статистика", 1991 год) мы читаем: "Кибернетика [cybernetics]. Наука об общих законах управления и связи в природе и обществе (от греческого слова kybernetike - искусство управлять). В узком смысле - учение об обратной связи в сложных системах и организмах."
В "Словаре по кибернетике" под редакцией В.С.Михалевича (Киев, 1989 год) мы читаем следующее: "Кибернетика... - наука об управлении, получении, передаче и преобразовании информации в кибернетических системах..."
Наверное многие знают или слышали о такой науке, как кибернетика. Одно время она незаслуженно замалчивалась по той причине, что в официальных кругах считалась лженаукой. Это печальное для нашего общества заблуждение в настоящее время полностью преодолено. Однако связанное с этим отставание в развитии средств вычислительной техники в нашей стране до сих пор еще имеет место. Основы этой науки заложены американским ученым Норбертом Винером.
Тем не менее довольно распространено мнение, что информатика является частью кибернетики. Информатика появилась благодаря успехам в развитии компьютерной вычислительной техники и без нее совершенно немыслима. Кибернетика же, наоборот развивается сама по себе, интересуясь моделями управления объектами с использованием информационного подхода. Информатика интересуется свойствами информации и аппаратно-программными средствами ее обработки.
Информатика и школа.
В 1985 году в нашей стране было принято решение - ввести новый общеобразовательный предмет "Основы информатики и вычислительной техники" в среднюю школу.
Вычислительная машина - это устройство или комплекс устройств, предназначенных для механизации или автоматизации обработки информации. Это инструментальное средство для счета, вычислений и преобразования информации.
ЭВМ (computer) - это комплекс технических устройств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных или информационных задач. Другими словами компьютер или ЭВМ - это вычислительная машина, реализованная средствами электроники.
Общество будущего - информационное общество сегодня рождается на наших глазах. Мы являемся свидетелями того, как во все сферы и области деятельности человека проникают компьютеры, информатика, электроника в качестве орудий интеллектуального труда. Открывается массовый доступ к накопленным знаниям, к творчеству через глобальную информационную сеть Интернет. Наша страна - РОССИЯ успешно вписывается в мировую гуманистическую культуру человечества. Этот период совпал для нас с началом массового выпуска и использования во всем мире персональных компьютеров и телекоммуникационных систем связи. Нужно готовить новое поколение к активной жизни в информационном, компьютеризованном мире. А это означает необходимость развития информационной культуры школьников. Они должны знать правила поведения человека в человеко - машинных системах. Им предстоит жить в новом мире, в загадочном 21-м веке, начиненном системами телематики. Основными задачами школьного курса информатики являются:сформировать у учащихся элементы компьютерной грамотности - умения читать и писать с использованием компьютера;
развить у учащихся навыки новой информационной культуры - умения получать, накапливать, передавать и обрабатывать информацию с помощью новых информационных технологий.
Заключение.
Новые информационные технологии - это информационные технологии, использующие компьютеры и сети ЭВМ.
С появлением бумаги, печатного станка и книгопечатания на долгие годы в жизнь общества прочно вошли бумажные технологии, основанные на использовании бумаги в качестве носителя информации. К таким технологиям относятся: книги, газеты, журналы, пресса и издательства, бухгалтерии и банки, библиотеки, архивы и так далее.
С изобретением электричества, телеграфа, телефона в жизнь начинают входить новые безбумажные технологии приема и передачи информации.
В XX-м веке появляются телевидение, компьютеры, микропроцессоры. Происходит четвертая информационная революция. Возникает Всемирная компьютерная сеть Интернет, появляется электронная почта, в жизнь входят спутники связи, телекоммуникации и новейшие безбумажные технологии. Появляются электронные книги, газеты, журналы, электронные бухгалтерии, банки, офисы, архивы, библиотеки. Появляется дистанционное обучение в школах, колледжах, институтах, университетах.
Вопросы для самоконтроля.
1. Посредством чего человек общается с внешним миром и изучает его?
Ответ: Человек общается с внешним миром и изучает его, используя свои пять органов чувств, которые позволяют ему слышать, видеть, чувствовать температуру объекта, запах и вкус.
2. Что получает человек в результате контакта с внешним миром?
Ответ: В результате контакта с внешним миром человек получает информацию об объекте или явлении.
3. Существуют ли в окружающем человека мире объекты или явления, которые он не может непосредственно воспринимать без специальных приборов? Приведите примеры.
Ответ: Возможности человека ограничены. В окружающем его мире есть такие объекты и явления, которые он не может непосредственно воспринимать без специальных приборов. Это прежде всего радиация, радиоволны, телевизионные волны, электромагнитное, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения и так далее.
4. Что помогает человеку в его контактах с внешним миром, когда его органы чувств не воспринимают объект или явление окружающего мира?
Ответ: В контактах человека с внешним миром, когда его органы чувств не воспринимают объект или явление окружающего мира, ему на помощь приходит мозг, наделенный способностью мыслить, анализировать, обобщать и делать правильные логически обоснованные выводы.
5. Сколько информационных революций испытало человечество за период своей цивилизации? Назовите и охарактеризуйте их.
Ответ: Человечество за период своей цивилизации прошло через четыре информационных революции. Первая из них связана с возникновением письменности. Вторая информационная революция началась в XVI веке и была тесно связана с изобретением книгопечатания, печатного станка и бумаги.
6. Что давала человеку каждая информационная революция?
Ответ: Каждая информационная революция обогащала человека, развивала его умственные и физические возможности, поднимала его на более высокий уровень развития.
Прежде чем двигаться дальше, настало время подвести итог пройденному на уроке материалу, ответить на предложенные Вам вопросы для самоконтроля и проверить правильность Ваших ответов. При необходимости Вы должны несколько раз прочитать текст урока, постараться самостоятельно найти в тексте урока все ответы на вопросы. Лишь только после этого Вы можете посмотреть приведенные нами ответы на вопросы, чтобы удостовериться в правильности понятого Вами материала урока.
7. Что такое информационные технологии? Какие информационные технологии вы знаете?
Ответ: Информационные технологии (ИТ) - это современные безбумажные технологии, основанные на использовании новейших средств вычислительной техники, микрокомпьютеров, современных методов и средств сбора, передачи, накопления, обработки исходных данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Существуют бумажные и безбумажные информационные технологии.
8. Что такое телекоммуникации?
Ответ: Телекоммуникации - это дистанционная передача данных на базе новейших компьютерных сетей, микрокомпьютерной вычислительной техники и современных технических средств связи.
9. Какой процесс, вызванный успехами компьютерных технологий мы наблюдаем в современном обществе?
Ответ: В настоящее время мы наблюдаем процесс становления и превращения современного общества в информационное общество, вызванный успехами появления и внедрения компьютерных технологий во все сферы жизни.
10. В связи с чем, где и когда был впервые введен термин "информатика"?
Ответ: Термин "информатика" возник в 60-е годы во Франции в связи с развитием компьтерной микропроцессорной техники для обозначения новой научной области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. В этот период особого развития достигает элементная база вычислительных машин, интегральные микросхемы и микропроцессоры.
11. Что означает термин "информатика"?
Ответ: Французский термин "informatique" (информатика) образован от двух слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает "информационная автоматика" или "автоматизированная переработка информации". В станах, говорящих на английском языке, этому термину соответствует термин "computer science" (наука о компьютерной технике, компьютерное дело).
12. Какой термин соответствует термину "информатика" в англоязычных странах?
Ответ: В станах, говорящих на английском языке, термину "информатика" соответствует термин "computer science" (наука о компьютерной технике, компьютерное дело).
13. Когда в СССР было принято решение о создании отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации при академии наук СССР?
Ответ: В 1983 году на сессии годичного собрания Академии наук СССР было принято решение об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации при Академии наук СССР.
14. Что представляет из себя информатика как область человеческой деятельности?
Ответ: Информатика - это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
15. Что изучает информатика?
Ответ: Информатика изучает законы, методы и процессы получения информации, ее передачи, накопления, обработки и использования в разных отраслях народного хозяйства, науки и техники с применением электронно-вычислительных машин и новейших средств связи.
16. Предмет информатики как новой научной дисциплины.
Ответ: Предмет информатики - это информация. Информатика изучает законы, методы и процессы получения информации, ее передачи, накопления, обработки и использования в разных отраслях народного хозяйства, науки и техники с применением электронно-вычислительных машин и новейших средств связи.
17. Понятие о кибернетике.
Ответ: Кибернетика - это наука об общих законах управления и связи в природе и обществе (от греческого слова kybernetike - искусство управлять). В узком смысле - учение об обратной связи в сложных системах и организмах.
18. Кто является создателем науки кибернетика?
Ответ: Основы этой кибернетики как науки заложены американским ученым Норбертом Винером.
19. В чем сходство и различие информатики и кибернетики?
Ответ: Сходство и различие информатики и кибернетики...Между двумя этими дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным. Тем не менее довольно распространено мнение, что информатика является частью кибернетики. Информатика появилась благодаря успехам в развитии компьютерной вычислительной техники и без нее совершенно немыслима. Кибернетика же, наоборот развивается сама по себе, интересуясь моделями управления объектами с использованием информационного подхода. Информатика интересуется свойствами информации и аппаратно-программными средствами ее обработки. Кибернетика и информатика - внешне очень похожие дисциплины, но различаются, скорее всего, в указанной расстановке тем исследования.
20. В каком году введена информатика в среднюю школу?
Ответ: В 1985 году в нашей стране было принято решение - ввести новый общеобразовательный предмет "Основы информатики и вычислительной техники" в среднюю школу. В настоящее время информатика и электроника приобретают важнейшее стратегическое значение в развитии научно-технического потенциала и обороноспособности любого государства.
21. Чем вызвано введение нового предмета в школу?
Ответ: В настоящее время информатика и электроника приобретают важнейшее стратегическое значение в развитии научно-технического потенциала и обороноспособности любого государства. Нужно готовить новое поколение к активной жизни в информационном, компьютеризованном мире.
22. Понятие о вычислительной машине.
Ответ: Вычислительная машина - это устройство или комплекс устройств, предназначенных для механизации или автоматизации обработки информации. Это инструментальное средство для счета, вычислений и преобразования информации.
23. Понятие об ЭВМ (computer)?
Ответ: ЭВМ (computer) - это комплекс технических устойств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных или информационных задач. Другими словами компьютер или ЭВМ - это вычислительная машина, реализованная средствами электроники.
24. Основные задачи нового предмета для средней школы.
Ответ: Основными задачами школьного курса информатики являются:
сформировать у учащихся элементы компьютерной грамотности - умения читать и писать с использованием компьютера;
развить у учащихся навыки новой информационной культуры - умения получать, накапливать, передавать и обрабатывать информацию с помощью новых информационных технологий.
25. Что означает понятие "компьютерная грамотность"?
Ответ: Понятие "компьютерная грамотность" означает - умение читать и писать с использованием компьютера
Ответ: Термин "новая информационная культура" означает - умение получать, накапливать, передавать и обрабатывать информацию с помощью новых информационных технологий.
Ответ: Термин "новая информационная технология" означает - информационные технологии, использующие компьютеры и сети ЭВМ.
28. Что такое "бумажные информационные технологии"?
Ответ: "Бумажные информационные технологии" - это технологии, основанные на использовании бумаги в качестве носителя информации.
29. Примеры бумажных информационных технологий. Когда они впервые возникли?
Ответ: К бумажным технологиям относятся: книги, газеты, журналы, пресса и издательства, бухгалтерии и банки, библиотеки, архивы и так далее. С изобретением печатного станка, бумаги и книгопечатания возникли бумажные технологии приема и передачи информации. Это произошло в XVI веке во время второй информационной революции.
30. Примеры безбумажных информационных технологий. Когда они впервые возникли?
Ответ: С изобретением электричества, телеграфа, телефона в жизнь начинают входить новые безбумажные технологии приема и передачи информации. В XX-м веке появляются телевидение, компьютеры, микропроцессоры. Происходит четвертая информационная революция. Возникает Всемирная компьютерная сеть Интернет, появляется электронная почта, в жизнь входят спутники связи, телекоммуникации и новейшие безбумажные технологии. Появляются электронные книги, газеты, журналы, электронные бухгалтерии, банки, оффисы, архивы, библиотеки. Появляется дистанционное обучение в школах, колледжах, институтах, университетах. Проживая даже в провинции, стало возможным учиться в любом учебном заведении мира.
31. Примеры новых электронных технологий.
Ответ: В XX-м веке появляются телевидение, компьютеры, микропроцессоры. Происходит четвертая информационная революция. Возникает Всемирная компьютерная сеть Интернет, появляется электронная почта, в жизнь входят спутники связи, телекоммуникации и новейшие безбумажные технологии. Появляются электронные книги, газеты, журналы, электронные бухгалтерии, банки, оффисы, архивы, библиотеки. Появляется дистанционное обучение в школах, колледжах, институтах, университетах. Проживая даже в провинции, стало возможным учиться в любом учебном заведении мира.
32. На чем основаны электронные информационные технологии?
Ответ: Электронные информационные технологии основаны на использовании новейших компьютеров, средств связи, электронных коммуникаций и сетей ЭВМ.
33. Какая по счету информационная революция положила начало бумажным информационным технологиям?
Ответ: Начало бумажным информационным технологиям положила вторая информационная революция в XVI веке. В этот период появляются печатный станок, бумага и книгопечатание.
34. Когда впервые появились безбумажные информационные технологии?
Ответ: Впервые безбумажные информационные технологии появились с изобретением электричества, телеграфа и телефона. Это было началом третьей информационной революции.