kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Табличное решение логических задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Табличный способ решения логических задач также прост и нагляден, но его можно использовать только в том случае, когда требуется установить соответствие между двумя множествами. Он более удобен, когда                                      множества имеют по                                                      пять-шесть элементов.                                                                      Рассмотрим табличный                                               способ на примере                                                      решения задачи. В соответствующей таблице  типа «Объекты-объекты-один» в каждой строке и каждой графе будет находиться только одна цифра, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Табличное решение логических задач »

Выполнили ученица 7 «А» класса МБОУ СОШ № 108 г.о. Самара, Ильмендерова Анастасия

Выполнили ученица 7 «А» класса МБОУ СОШ № 108 г.о. Самара, Ильмендерова Анастасия

Табличный способ решения логических задач также прост и нагляден, но его можно использовать только в том случае, когда требуется установить соответствие между двумя множествами. Он более удобен, когда множества имеют по пять-шесть элементов. Рассмотрим табличный способ на примере решения задачи. 

Табличный способ решения логических задач также прост и нагляден, но его можно использовать только в том случае, когда требуется установить соответствие между двумя множествами. Он более удобен, когда множества имеют по пять-шесть элементов. Рассмотрим табличный способ на примере решения задачи. 

В соответствующей таблице типа «Объекты-объекты-один» в каждой строке и каждой графе будет находиться только одна цифра, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

В соответствующей таблице типа «Объекты-объекты-один» в каждой строке и каждой графе будет находиться только одна цифра, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 1 :   В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Фролова, Сербова и Глебова, умеющих играть  на скрипке, флейте,альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:

Пример 1 : В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Фролова, Сербова и Глебова, умеющих играть на скрипке, флейте,альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

  • Сербов самый высокий;
  • играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
  • играющие на скрипке и флейте и Фролов любят пироги;
  • когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Сербов мирит их;
  • Фролов не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играют музыканты, если каждый из них владеет двумя инструментами?
Решение  Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, верно или не верно соответствующее высказывание.  Так как музыкантов трое, инструментов шесть, и каждый владеет только двумя инструментами. Получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.

Решение

Составим таблицу и отразим в ней условия

задачи, заполнив соответствующие клетки

цифрами 0 и 1 в зависимости от того, верно

или не верно соответствующее высказывание.

Так как музыкантов трое, инструментов шесть, и

каждый владеет только двумя инструментами.

Получается, что каждый музыкант играет на

инструментах, которыми остальные не владеют.

Из условия 4 следует, что Сербов не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Фролов не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое.  Следовательно, инструменты Фролова — альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов

Из условия 4 следует, что Сербов не играет ни на альте, ни на

трубе, а из условий 3 и 5, что Фролов не умеет играть на скрипке,

флейте, трубе и гобое.

Следовательно, инструменты Фролова — альт и кларнет. Занесем

это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов "альт" и "кларнет"

заполним нулями:

Фролов

Скрипка

0

Флейта

Сербов

Альт

Глебов

0

1

Кларнет

1

Гобой

0

Труба

0

0

0

0

0

0

Из таблицы видно, что на трубе может играть только Глебов.

Из условий 1 и 2 следует, что Сербов не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Фролов, ни Сербов, то скрипачом является Глебов.  Оба инструмента, на которых играет Глебов, теперь определены, поэтому остальные клетки строки «Глебов» можно заполнить нулями: Скрипка Фролов Сербов 0 Флейта Альт 0 Глебов 0 Кларнет 1 1 Гобой 0 1 0 0 0 0 Труба 0 0 0 0 1 Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Сербов.

Из условий 1 и 2 следует, что Сербов не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Фролов, ни Сербов, то скрипачом является Глебов. Оба инструмента, на которых играет Глебов, теперь определены, поэтому остальные клетки строки «Глебов» можно заполнить нулями:

Скрипка

Фролов

Сербов

0

Флейта

Альт

0

Глебов

0

Кларнет

1

1

Гобой

0

1

0

0

0

0

Труба

0

0

0

0

1

Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Сербов.

Скрипка Фролов Сербов Флейта 0 Глебов Альт 0 0 1 1 Кларнет 1 1 0 0 Гобой 0 0 0 Труба 0 1 0 0 0 1 Ответ:  Фролов играет на альте и кларнете, Сербов играет на флейте и гобое, Глебов играет на скрипке и трубе.

Скрипка

Фролов

Сербов

Флейта

0

Глебов

Альт

0

0

1

1

Кларнет

1

1

0

0

Гобой

0

0

0

Труба

0

1

0

0

0

1

Ответ:

Фролов играет на альте и кларнете,

Сербов играет на флейте и гобое,

Глебов играет на скрипке и трубе.

Пример 2 : Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, второй бег, а третий— регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Пример 2 :

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10

лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал

врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм,

второй бег, а третий— регби.

  • Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
  • Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в

свободное время и у кого какая профессия.

Решение :   Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение). Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист. Имя Юра Профессия Увлечение Врач Туризм

Решение : Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).

Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.

Имя

Юра

Профессия

Увлечение

Врач

Туризм

Буква

Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что

Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. В его имени есть

буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно

второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не

встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не

Регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р".

Следовательно, окончательно имеем:

Имя

Юра

Профессия

Тимур

Увлечение

Физик

Влад

Врач

Бег

Юрист

Туризм

Регби

Ответ

Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Табличное решение логических задач

Автор: Ильмендерова Анастасия

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект занятия элективного курса "Решение логических задач" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-zaniatiia-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-loghichieskikh-zadach-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "146209"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419109785"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по информатике и ИКТ "Решение логических задач" 8 класс (программа Угриновича Н.Д.) "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-informatikie-i-ikt-rieshieniie-loghichieskikh-zadach-8-klass-proghramma-ughrinovicha-n-d"
    ["file_id"] => string(6) "237987"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444449608"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок изучения и первичного закрепления новых знаний  «Решение логических задач» "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-izuchieniia-i-piervichnogho-zakrieplieniia-novykh-znanii-rieshieniie-loghichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "167776"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423138697"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Табличный способ решения логических задач"
    ["seo_title"] => string(51) "tablichnyi_sposob_rieshieniia_loghichieskikh_zadach"
    ["file_id"] => string(6) "453594"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517310662"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Решение логических задач с помощью таблиц и метода рассуждений "
    ["seo_title"] => string(79) "rieshieniie-loghichieskikh-zadach-s-pomoshch-iu-tablits-i-mietoda-rassuzhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "173881"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424059285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства