kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Табличный способ решения логических задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с технологической картой для решения логических задач табличным способом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Табличный способ решения логических задач»

Вересова Валентина Владимировна, учитель информатики высшей категории, МОУ ООШ №7 г.Оленегорск

Учебная тема: Табличный способ решения логических задач

Возраст учащихся (класс): 7 класс

Планируемые результаты изучения учебной темы

Личностные

  • Направленность на саморазвитие

  • Развитие логического мышления.

  • Понимание логических связей в сложных системах.

  • Нравственно - этическое оценивания усваиваемого содержания

  • Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные

Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного общения.

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивная работа в коллективе; умение сопереживать; признание различных мнений.

Критическое и системное мышление – развитие логического мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей при решении логических задач.

Умения работать с информацией – умение анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в табличном виде.

Умения ставить и решать проблемы – способность анализировать и решать проблемы.

Предметные

  • Использование приобретенных знаний и умений на уроках математики;

  • Применение инструментов Excel, для создания логических таблиц.

Описание учебных ситуаций

Краткая аннотация

учебной ситуации

Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации

Ситуация 1

Лекция

Разнообразие логических задач весьма велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач:

  • средствами алгебры логики:

  • табличный

  • с помощью рассуждений

Сегодня мы с Вами научимся решать логические задачи  табличным способом. При использовании таблиц условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.

Разберём задачу на конкретном примере Условие задачи:
Три дочери писательницы Жаклин Деманж – Дениз, Амели и Лилиан тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – оперном пении, балете и игре на виолончели. Все они живут в разных городах, поэтому Жаклин часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно что:


Дениз живёт не в Париже, а Лилиан – не в Риме

Парижанка не играет на виолончели

Та, кто живёт в Риме, оперная певица

Лилиан равнодушна к балету

Где живёт Амели и какова её профессия?

Личностные:

развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные:

развитие умения объяснять и «читать» (получать информацию) информационные модели (выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость); формирование навыков решения проблем, принятия решений.


Предметные:

владение базовым понятийным аппаратом умение строить таблицы (понимание причинно-следственных связей и взаимозависимостей различных факторов); умение применять табличный редактор для создания и редактирования таблиц при решении задач.





















 Первый шаг решения задачи специально составленная таблица, в которой мы отразим условия 1 и 4, заполнив клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно («0») или истинно («1») соответствующее высказывание.







Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Музыка

0

 

 

Дениз

 

 

 

 

 

 

Амели

 

 

 

 

0

 

Лилиан

 

0

 










Далее рассуждаем следующим образом: так как Лилиан живёт не в Риме, то, согласно условию 3, она не певица. В ячейку таблицы, соответствующую строке «Лилиан» и столбцу «Пение», ставим «0». И сразу же становится видно, чтоЛилиан играет на виолончели, а Дениз и Амели нет.

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Музыка

0

 

 

Дениз

 

 

0

 

 

 

Амели

 

 

0

 

0

 

Лилиан

0

0

1


Согласно условию 2, парижанка не играет на виолончели, значит, Лилиан живёт не в Париже, но она живёт и не в Риме. Следовательно, Лилиан живёт в Чикаго. Так как Лилиан и Дениз живут не в Париже, там живёт Амели. Дениз живёт в Риме и, согласно условию 3, оперная певица. Так как Лилиан играет на виолончели, то Амели балерина.


Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Музыка

0

1

0

Дениз

1

0

0

1

0

0

Амели

0

1

0

0

0

1

Лилиан

0

0

1



Ответ: Амели – балерина. Она живёт в Париже.
       Лилиан играет на виолончели и живёт в Чикаго.
       Дениз – оперная певица и живёт в Риме.


Логические задачи для коллективного решения:

Задача №1
Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.
Какие цветы вырастила каждая из девочек?

 

розы

маргаритки

анютины глазки

Роза

0

1

0

Маргарита

0

0

1

Анюта

1

0

0









Ответ : У Розы – маргаритки, У Анюты – розы, Маргарита вырастила – анютины глазки


Задача №2
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:

Смит – самый высокий

Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте

Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу

Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?


 

скрипка

флейта

альт

кларнет

гобой

труба

Браун

0

0

1

1

0

0

Смит

0

1

0

0

1

0

Вессон

1

0

0

0

0

1










Ответ: Браун – альт, кларнет, Смит – флейта, гобой, Вессон – скрипка, труба


Логические задачи для самостоятельного решения:

Задача №1
В бюро переводов приняли на работу троих сотрудников: Диму, Сашу и Юру. Каждый из них знает ровно два иностранных языка из следующего набора: немецкий, японский, шведский, японский, китайский, французский и греческий. Известно, что

(1) Ни Дима, ни Юра не знают японского

(2) Переводчик со шведского старше переводчика с немецкого

(3) Переводчик с китайского, переводчик с французского и Саша родом из одного города

(4) Переводчик с греческого, переводчик с немецкого и Юра учились втроем в одном
институте

(5) Дима – самый молодой из всех троих, и он не знает греческого

(6) Юра знает два европейских языка

В ответе запишите первую букву имени переводчика со шведского языка и, через запятую, первую букву имени переводчика с китайского языка.


Задача №2
На кольцевой трассе автогонок расположены 4 препятствия («болото», «трамплин», «крутой поворот», «скользкая дорога»). В судейском протоколе 4 этапа обозначены буквами А, Б, В, Г. Известно, что этап Б расположен между этапом А и «крутым поворотом». Этап В – это не «крутой поворот» и не «скользкая дорога». Он расположен между этапами «трамплин» и Г. Установите соответствие между этапами.

В ответ запишите, какими буквами в судейском протоколе обозначены соответственно этапы «болото», «трамплин», «крутой поворот», «скользкая дорога». (Например, если этап «болото» обозначен буквой А, этап «трамплин» – буквой Б, этап «крутой поворот» – В, а этап «скользкая дорога» – Г, то в ответ нужно записать АБВГ)

Задача№3
На конгрессе встретились четверо ученых: физик, биолог, историк и математик. Каждый ученый владел двумя языками из четырех (русским, английским, французским и итальянским), но не было такого языка, на котором могли бы разговаривать все четверо. Есть только один язык, на котором могли вести беседу сразу трое. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова. Физик, биолог и математик не могут разговаривать на одном языке. Какими двумя языками владеет каждый ученый?


Желаю Вам успехов в самостоятельном решении логических задач!


Личностные:

развитие самостоятельности, критического мышления

Метапредметные:

умение отстаивать свою точку зрения, делать вывод, объяснять процессы, устанавливать причинно-следственные связи, применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций

Предметные:

владение базовым понятийным аппаратом , умения структурировать информацию, создавать модели в табличном виде, умение применить знания, умения и навыки по информатике для решения задач








Немецкий

Шведский

Японский

Китайский

Французский

Греческий

Дима

1

0

0

1

0

0

Юра

0

1

0

0

1

0

Саша

0

0

1

0

0

1

Ответ: Ю,Д








болото

трамплин

крутой

скользкая

А

0

1

0

0

Б

0

0

0

1

В

1

0

0

0

Г

0

0

1

0





Ответ – ВАГБ.








русский

английский

французский

итальянский

Физик

0

0

1

1

Биолог

0

1

1

0

Историк

1

0

0

1

Математик

0

1

0

1



Ответ:Физик – французский и итальянский, Биолог – английский и французский, Историк- русский и итальянский, математик – английский и итальянский.



Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов

  1. Организовать деление на группы и планирование их деятельности свою деятельность.

  2. Подготовить материал для работы (распечатанные задачи)

Подвести учащихся к выводу:

Табличный способ решения задач наиболее наглядный. Уметь правильно составлять таблицы для решения задач такого вида.

Разработка учебной ситуации

Название

Построение таблиц для решения логических задач

Планируемые результаты обучения

  • Воспитание критического мышления (сравнивать и анализировать информацию, полученные результаты);

  • Усиление прикладного аспекта приобретенных знаний,

  • Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом с использованием необычного подхода к пониманию, определению уже известных понятий.

  • Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить при решении нестандартных задач.

  • Понимание причинноследственных связей и взаимозависимостей предметов

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.


  1. Домашнее задание. Найти в Интернете задачу Эйнштейна



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Табличный способ решения логических задач

Автор: Вересова Валентина Владимировна

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Табличное решение логических задач "
    ["seo_title"] => string(45) "tablichnoie-rieshieniie-loghichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "232863"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442935880"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по информатике и ИКТ "Решение логических задач" 8 класс (программа Угриновича Н.Д.) "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-informatikie-i-ikt-rieshieniie-loghichieskikh-zadach-8-klass-proghramma-ughrinovicha-n-d"
    ["file_id"] => string(6) "237987"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444449608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект занятия элективного курса "Решение логических задач" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-zaniatiia-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-loghichieskikh-zadach-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "146209"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419109785"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Табличный способ решения логических задач по математике в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "tablichnyi_sposob_resheniia_logicheskikh_zadach_po_matematike_v_nachalnykh_klass"
    ["file_id"] => string(6) "561984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1604213477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Решение логических задач с помощью таблиц и метода рассуждений "
    ["seo_title"] => string(79) "rieshieniie-loghichieskikh-zadach-s-pomoshch-iu-tablits-i-mietoda-rassuzhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "173881"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424059285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства