Лекция Разнообразие логических задач весьма велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач: Сегодня мы с Вами научимся решать логические задачи табличным способом. При использовании таблиц условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц. Разберём задачу на конкретном примере Условие задачи: Три дочери писательницы Жаклин Деманж – Дениз, Амели и Лилиан тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – оперном пении, балете и игре на виолончели. Все они живут в разных городах, поэтому Жаклин часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно что: Дениз живёт не в Париже, а Лилиан – не в Риме Парижанка не играет на виолончели Та, кто живёт в Риме, оперная певица Лилиан равнодушна к балету Где живёт Амели и какова её профессия? | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей. Метапредметные: развитие умения объяснять и «читать» (получать информацию) информационные модели (выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость); формирование навыков решения проблем, принятия решений. Предметные: владение базовым понятийным аппаратом умение строить таблицы (понимание причинно-следственных связей и взаимозависимостей различных факторов); умение применять табличный редактор для создания и редактирования таблиц при решении задач. |
Первый шаг решения задачи специально составленная таблица, в которой мы отразим условия 1 и 4, заполнив клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно («0») или истинно («1») соответствующее высказывание. | Париж | Рим | Чикаго | | Пение | Балет | Музыка | 0 | | | Дениз | | | | | | | Амели | | | | | 0 | | Лилиан | | 0 | | Далее рассуждаем следующим образом: так как Лилиан живёт не в Риме, то, согласно условию 3, она не певица. В ячейку таблицы, соответствующую строке «Лилиан» и столбцу «Пение», ставим «0». И сразу же становится видно, чтоЛилиан играет на виолончели, а Дениз и Амели нет. Париж | Рим | Чикаго | | Пение | Балет | Музыка | 0 | | | Дениз | | | 0 | | | | Амели | | | 0 | | 0 | | Лилиан | 0 | 0 | 1 | Согласно условию 2, парижанка не играет на виолончели, значит, Лилиан живёт не в Париже, но она живёт и не в Риме. Следовательно, Лилиан живёт в Чикаго. Так как Лилиан и Дениз живут не в Париже, там живёт Амели. Дениз живёт в Риме и, согласно условию 3, оперная певица. Так как Лилиан играет на виолончели, то Амели балерина. Париж | Рим | Чикаго | | Пение | Балет | Музыка | 0 | 1 | 0 | Дениз | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | Амели | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | Лилиан | 0 | 0 | 1 |
Ответ: Амели – балерина. Она живёт в Париже. Лилиан играет на виолончели и живёт в Чикаго. Дениз – оперная певица и живёт в Риме. |
Логические задачи для коллективного решения: Задача №1 Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Какие цветы вырастила каждая из девочек? | | розы | маргаритки | анютины глазки | Роза | 0 | 1 | 0 | Маргарита | 0 | 0 | 1 | Анюта | 1 | 0 | 0 | Ответ : У Розы – маргаритки, У Анюты – розы, Маргарита вырастила – анютины глазки |
Задача №2 В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: Смит – самый высокий Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами? | | скрипка | флейта | альт | кларнет | гобой | труба | Браун | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | Смит | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | Вессон | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | Ответ: Браун – альт, кларнет, Смит – флейта, гобой, Вессон – скрипка, труба |
Логические задачи для самостоятельного решения: Задача №1 В бюро переводов приняли на работу троих сотрудников: Диму, Сашу и Юру. Каждый из них знает ровно два иностранных языка из следующего набора: немецкий, японский, шведский, японский, китайский, французский и греческий. Известно, что (1) Ни Дима, ни Юра не знают японского (2) Переводчик со шведского старше переводчика с немецкого (3) Переводчик с китайского, переводчик с французского и Саша родом из одного города (4) Переводчик с греческого, переводчик с немецкого и Юра учились втроем в одном институте (5) Дима – самый молодой из всех троих, и он не знает греческого (6) Юра знает два европейских языка В ответе запишите первую букву имени переводчика со шведского языка и, через запятую, первую букву имени переводчика с китайского языка. Задача №2 На кольцевой трассе автогонок расположены 4 препятствия («болото», «трамплин», «крутой поворот», «скользкая дорога»). В судейском протоколе 4 этапа обозначены буквами А, Б, В, Г. Известно, что этап Б расположен между этапом А и «крутым поворотом». Этап В – это не «крутой поворот» и не «скользкая дорога». Он расположен между этапами «трамплин» и Г. Установите соответствие между этапами. В ответ запишите, какими буквами в судейском протоколе обозначены соответственно этапы «болото», «трамплин», «крутой поворот», «скользкая дорога». (Например, если этап «болото» обозначен буквой А, этап «трамплин» – буквой Б, этап «крутой поворот» – В, а этап «скользкая дорога» – Г, то в ответ нужно записать АБВГ)
Задача№3 На конгрессе встретились четверо ученых: физик, биолог, историк и математик. Каждый ученый владел двумя языками из четырех (русским, английским, французским и итальянским), но не было такого языка, на котором могли бы разговаривать все четверо. Есть только один язык, на котором могли вести беседу сразу трое. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова. Физик, биолог и математик не могут разговаривать на одном языке. Какими двумя языками владеет каждый ученый? Желаю Вам успехов в самостоятельном решении логических задач! | Личностные: развитие самостоятельности, критического мышления Метапредметные: умение отстаивать свою точку зрения, делать вывод, объяснять процессы, устанавливать причинно-следственные связи, применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций Предметные: владение базовым понятийным аппаратом , умения структурировать информацию, создавать модели в табличном виде, умение применить знания, умения и навыки по информатике для решения задач | Немецкий | Шведский | Японский | Китайский | Французский | Греческий | Дима | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | Юра | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | Саша | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | Ответ: Ю,Д | болото | трамплин | крутой | скользкая | А | 0 | 1 | 0 | 0 | Б | 0 | 0 | 0 | 1 | В | 1 | 0 | 0 | 0 | Г | 0 | 0 | 1 | 0 | Ответ – ВАГБ. | русский | английский | французский | итальянский | Физик | 0 | 0 | 1 | 1 | Биолог | 0 | 1 | 1 | 0 | Историк | 1 | 0 | 0 | 1 | Математик | 0 | 1 | 0 | 1 | Ответ:Физик – французский и итальянский, Биолог – английский и французский, Историк- русский и итальянский, математик – английский и итальянский. |